Старинная церковь Госпа од Анджела (Которский залив, Черногория). На заднем плане — городок Пераст и его главные достопримечательности: остров Святого Георгия и остров Госпа од Шкрпела. На переднем плане — полевые цветы.
Недавно мы говорили о съёмке полевых цветов крупным планом, сегодня же мы расскажем об использовании их не в качестве основного объекта съёмки, а как переднего плана в пейзажных фото.
Зрителю нравится погружаться в трёхмерное пространство, глядя на фотографию. И трёхмерность, объём на фото очень легко можно передать с помощью многоплановой композиции. К тому же, когда на снимке есть несколько планов — по-разному отдалённых от нас содержательных элементов — снимок становится интереснее и содержательнее.
Мой учитель фотографии любил говорить, что если театр начинается с вешалки, то съёмка пейзажа начинается с переднего плана.
На практике многоплановые композиции с интересным и выразительным передним планом удобнее строить, пользуясь короткофокусной оптикой. Здесь вам и широкий угол обзора, позволяющий взять в кадр больше интересных фрагментов, и (при прочих равных) бОльшая глубина резкости. Такая оптика даст техническую возможность сделать все планы снимка резкими, даже если передний план находится совсем близко к фотографу.
В одном из наших уроков мы рассказывали о том, как добиться максимальной глубины резкости. В процессе съёмки я использовал широкоугольный зум-объектив Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor. Он отлично подойдёт и для полнокадровых аппаратов (например, Nikon D750 и Nikon D810), и для «кропнутых» фотокамер (Nikon D3300 и Nikon D5500). Впрочем, на последних он даёт не столь широкий угол обзора, так что для них можно порекомендовать более короткофокусную оптику, разработанную специально на «кроп». К примеру, объектив Nikon AF-S 10-24MM F/3.5-4.5G ED DX Nikkor.
Если фотографировать с применением более длиннофокусной оптикой, передний план далеко не всегда получится включить в резкость. Например, как на этом кадре:
Съёмка велась с помощью телеобъектива. Поскольку объект съёмки (ночной город) находится очень далеко, а передний план — близко к фотографу, на него глубины резкости не хватило.
Сильно ли проиграет от этого кадр? Не обязательно. Не всегда передний план должен быть резким. Порой вполне достаточно, чтобы он имел узнаваемые очертания. Поэкспериментируйте с резкостью переднего плана на собственных снимках, испробуйте различные варианты.
Не упустите пору цветения! Конец весны и начало лета — прекрасное время для фотографирования. В это время цветы можно найти повсюду. Попробуйте сохранить красоту природы на своих фотографиях!