«Проект NikonPro»
Те, кто снимает дикую природу, знают: животные, как правило, активны утром, вечером и ночью. В сложных условиях освещённости без самой чувствительной техники никак не обойтись. Для меня в камере в первую очередь важны высокие рабочие ISO, а во вторую — скорость съёмки. И Nikon D5 позволяет творить такие чудеса, которые раньше и представить было невозможно.
Чувствительность матрицы
При съёмке дикой природы дополнительный свет чаще всего неуместен. Одно дело — снимать моделей на природе, когда можно выставить вспышки на площадке так, как этого требует замысел. С животными такой номер не пройдёт, ведь они постоянно двигаются. До 2007 года я иногда использовал вспышку, а потом случайно уронил её в воду и утопил. Теперь, когда этого требуют условия, я беру фонарик и пытаюсь подсветить то, что мне нужно, причём со стороны, не в лоб. Например, когда снимаешь львов и леопардов, хорошо, чтобы была вторая машина. Её можно поставить подальше, сбоку от нужной точки: свет фар будет освещать площадку, картинка получится более «ночной». Но в основном я снимаю в привычных для животных условиях, с естественным светом, и вот тут суперчувствительная матрица и возможность увеличивать значения ISO, сохраняя качество снимка, бесценны.
Скорость съёмки и фокусировки
Я начал использовать Nikon D5 задолго до того, как она появилась на рынке: получил её на тестирование в январе 2016 года. Тогда меня впечатлил новый автофокус. Если ты «поймал» на Nikon D5 летящего орла, то неважно, как он летит — на тебя, поперёк, вверх или назад — он будет в фокусе. Главное — успеть навести точку фокусировки на голову птицы, а дальше камера будет следить за объектом. Даже если орёл пролетит между ветками деревьев, фокус не сместится!
Вот несколько кадров из такой серийной съёмки:
Nikon D5 умеет снимать до 14 кадров в секунду, плюс её буфер позволяет «стрелять» практически без остановки. Я даже специально пробовал снимать длинными сериями, чтобы определить, когда же фотоаппарат остановится. Но узнать, где находится граница буфера, мне так и не удалось.
Я не так давно пользуюсь Nikon D5, но уже снимал на неё горных баранов, орланов, беркутов, куропаток на Таймыре и могу сказать, что никогда не видел такой скорости фокусировки и съёмки, цветов и светочувствительности. Больше всего к технике требовательны фотографы, снимающие спорт и дикую природу: для нас качество на первом месте. Знаю даже тех, кто после выхода на рынок Nikon D5 сменил бренд фототехники, перебравшись из конкурирующего лагеря.
Универсальный инструмент
Запись коротких роликов для презентаций, рекламы, журналов становится всё более популярной. Я стараюсь снимать фото и видео параллельно. И здорово, что это можно делать одной камерой.
Какой бы умной и сверхсовременной ни была техника, важно самому готовиться к каждой съёмке. Камера лишь инструмент. Обязательно настраивайте фотоаппарат заранее, чтобы не было обидных ошибок. Например, иногда после утренней съёмки фотограф уезжает на вечернюю, забыв изменить настройки камеры. Увидел что-то интересное, схватил фотоаппарат, снял, а потом смотрит — чувствительность поправить забыл, всё вышло тёмным. Такие кадры только в корзину.
Я снимаю только в RAW, JPEG мне практически не нужен. Из RAW можно вытягивать больше информации. Однако я не сторонник серьёзной обработки. Если изначально снял плохой кадр, ничего из него не вытянешь хорошего, проще сразу в корзину выкинуть и не мучиться. Я не дружу с Photoshop. На своих снимках только подвожу уровни и могу поправить баланс белого. Думаю, глубокая коррекция, ретушь, слои ближе к дизайну, чем к фотографии.
Сейчас я заканчиваю работу над проектом «Плато Путорана», в рамках которого мне довелось снимать на Nikon D5 с новым AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR. Нет слов, чтобы описать, насколько здорово работает этот комплект. Огромная разница в резкости по сравнению с предыдущим поколением объектива — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED!
Также я люблю использовать AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II и AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II. Это трио — универсальный набор, база, вокруг которой строится всё остальное.
Недавно я работал над очередным фотоальбомом и достал из архива фотографии, сделанные на камеру Nikon D2X. Я знаю людей, которые до сих пор её используют и очень довольны. Главным недостатком этой камеры были шумы. За последующие годы Nikon совершил настоящую революцию в цифровой фотографии: выходили D3, D3s, D4, D4s и теперь D5. C каждой из них я знаком. Определённо, D5 вобрала в себя всё лучшее, что было за историю фотографии. Если честно, я так и не нашёл, к чему в ней можно придраться.