В последних уроках мы узнали, что такое гистограмма и как ею можно пользоваться при обработке изображения. Мы увидели, как работают уровни и кривые в своём «каноничном» виде в Adobe Photoshop.
Те же манипуляции с кривыми и уровнями, что и в Photoshop, можно сделать во многих RAW-конвертерах. Мы рассмотрим пример работы с кривыми и уровнями в RAW-конвертере Nikon Capture NX-D — бесплатного «родного» конвертера для фотоаппаратов Nikon.
Гистограмму RGB в Nikon Capture NX-D можно увидеть сразу же, когда вы открываете тот или иной снимок. Она носит справочный характер — по ней вы можете оценить качество экспозиции и ситуацию с цветом на фото.
Окно программы Nikon Capture NX-D. Вверху — общая гистограмма, носящая справочный характер, внизу — инструмент Levels and Curves.
Как обрабатывать пейзажные и портретные кадры обычными инструментами, мы говорили в отдельных статьях. Сейчас же мы попробуем сделать всё необходимое лишь с помощью одного инструмента — Levels and Curves (Уровни и Кривые). Да, в Nikon Capture NX-D, в отличие от Adobe Photoshop, уровни и кривые объединены в один инструмент.
Начнём с настройки уровней. Уровень чёрного и уровень белого можно подвинуть так же, как в Photoshop: внизу графика гистограммы есть специальные «уголки», обозначающие их. За регулировку полутонов отвечает регулятор Gamma под графиком гистограммы. Кстати, если вы его подвигаете, то увидите, что диагональная линия, расположенная на гистограмме, изменит форму. Эта линия и есть та самая кривая.
Поработаем теперь с ней. Увеличим контраст снимка не с помощью уровней, а путём придания кривой S-образной формы. Для того чтобы создать на кривой контрольную точку, достаточно просто кликнуть мышью в нужном месте кривой.
Альтернативный вариант — значок с «прицелом» — Add Anchor Point (выделен зелёным): с его помощью вы можете выбрать на снимке тон, яркость или цвета, которые вы хотите отрегулировать. После этого на кривой в нужном месте появится точка. Допустим, я хочу сделать башню замка поярче. Для этого я кликну по ней «прицелом» (синий маркер), а потом отрегулирую положение созданной на кривой точки (выделена жёлтым).
Поработав с кривой, я получил такую форму. Я поднял яркость светлых тонов, при этом зафиксировав кривую в области теней. Поскольку цвета стали ярче, а тени остались на исходном уровне, фото смотрится контрастнее. Разумеется, тут важно не перебарщивать: делая ярче светлые участки, избегайте потери деталей — пересветов. То же касается и тёмных участков: не допускайте потери деталей в них.
Закончим предварительную настройку яркости и контраста (к ней мы ещё сможем вернуться на заключительном этапе обработки, после внесения финишных регулировок). Сейчас же перейдём к работе с цветами. Видно, что снимок выглядит желтоватым — небольшой огрех с балансом белого. Конечно, можно напрямую откорректировать баланс белого, выбрав искомую цветовую температуру. Но поскольку мы всё делаем с помощью кривых, то просто откроем кривую красного канала через меню над гистограммой (выделено жёлтым) и поработаем с ней. Особенно лишней кажется краснота в тёмных участках. Так что поставим точку на кривой ближе к тёмным тонам и опустим её вниз.
А вот в светлых участках небольшой сдвиг в сторону красных оттенков смотрится хорошо: он подчёркивает игру рассветного солнца на башне замка. Поэтому уровень красных оттенков в светлых участках я сохраню, поставив соответствующую точку на кривой в районе светлых тонов.
Теперь, чтобы добиться выразительных цветов, поработаем аналогичным образом с кривыми оставшихся каналов — синим и зелёным. Настройка оттенков снимка — работа творческая, индивидуальная. Не бойтесь экспериментировать, но помните главное: снимок должен выглядеть естественно, не переусердствуйте с обработкой. Не стоит издеваться над кривой, придавая ей какие-то зигзагообразные формы!
Итак, поработав с тремя цветовыми каналами, я получил такой результат. Удобно, что, переключившись обратно на общую кривую RGB, мы увидим кривые и для каждого из каналов.
Самое время внести итоговые коррекции яркости снимка. Я решил сделать кадр ещё немного ярче в области светлых участков и теней, а вот полутона, наоборот, притемнить. Это поможет проявить детали в тенях (например, под камнями), усилит контраст кадра (за счёт повышения яркости светлых участков), но сохранит контраст и насыщенность цветов.
При определённой сноровке такой способ внесения коррекций будет гораздо быстрее, нежели настройка яркости, контраста, тона, цветов и насыщенности отдельными инструментами, «прыгая» от одной панели настроек к другой.