«Проект NikonPro»
У меня давно есть объектив AF-S VR MICRO-NIKKOR 105mm f/2.8G. Он очень чёткий и резкий. Я снимаю им мужские портреты, когда надо максимально подчеркнуть фактуру кожи, бороды; женские, когда необходимо крупно снять макияж глаз или губ; использую для специфической food-съёмки. Но надо понимать, что 105mm f/2.8 — это макрообъектив, он технический. А новый 105mm f/1.4 — художественный. И это две совершенно разные по своему назначению и рисунку линзы. До этого теста я заменял художественный фикс 105mm возможностями зума 70-200. Протестировав же 105mm f/1.4 версии 2016 года, был просто вынужден скорее его купить.
В рассказе о новом объективе прежде всего хочется использовать слова «резкий», «кристально прозрачный», «точный» и так далее. Да, всё это подходит к 105мм 1:1,4, но это лишь часть его достоинств. Первое, что пришло мне в голову во время тестирования новинки — это инструмент не фотографа, а скульптора. Объектив снимает красиво, плавно, мягко, пластично, в то же время подчёркивая линии и контуры; не просто снимает портрет, а действительно «лепит» его.
У AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED нет стабилизации (VR). Я считаю, что тут просто надо тренировать руку и учиться ровно снимать на коротких выдержках и открытой диафрагме. Фотограф должен уметь снимать на задержке дыхания, как снайпер — стрелять! Большая диафрагма потребовала большего диаметра линз — объектив рассчитан на передние фильтры 82 мм. Объектив стал «светлее», легче фокусируется, автофокус не вызывает никаких нареканий. Да, этот самый светосильный 105-й в мире стал исключительно портретным, но зато он обеспечил потрясающее качество. Вы получаете не просто фотографию, а живое объёмное изображение, и это побеждает такие моменты, как повышенный вес и цена.
Я много снимал среднеформатной оптикой и был удивлён, когда AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED превратил мой узкоформатный Nikon D810 в среднеформатную камеру не хуже 50 Мп, а по мнению наблюдателей эксперимента — даже лучше. Именно такое объёмное изображение он выдаёт.
Новый объектив я испытывал на вечерних улицах рождественского Мюнхена. Выставил на камере ручной режим, баланс белого оставил автоматический, выдержку менял от 1/30 до 1/8000.
Достоинством линзы является широкая диафрагма 1.4. Это даёт большую светочувствительность и возможность снимать с малой глубиной резкости. Рождественские огоньки на праздничных витринах размывались на портретах в красивое боке. Благодаря размытому фону можно снимать модель прямо в толпе или выделять объекты на улицах, размывая случайных героев съёмки.
Даже когда мы ушли с ярко освещённых ярмарочных улочек, объектив всё равно давал красивую киношную картинку.
Я решил поставить эксперимент — провести съёмку города на полностью или почти полностью открытой диафрагме. Результат мне очень понравился, ведь раньше мне вообще не приходило в голову снимать архитектуру телеобъективом на открытой диафрагме.
Весит новинка в пылевлагозащищённом корпусе без малого килограмм. После теста в Мюнхене я брал эту линзу на выездные съёмки, где работал две недели на жаре выше 30°С и где приходилось проходить по 20 километров с рюкзаком весом в 10 кг. Первые три дня было непросто, но через неделю эти трудности перестаёшь замечать. Сейчас я уже так привык к этому объективу, что постоянно беру его с собой.
Мой вердикт: это великолепный объектив, дающий фотографу огромные ресурсы. Объёмные, скульптурные портреты; великолепное боке; возможность отсечь всё лишнее в уличных сценах с помощью небольшой глубины изображаемого пространства, буквально в несколько сантиметров; сказочные пейзажи и архитектурные съёмки — всё это и многое другое вам позволит снять AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED. Считаю, что эта новинка — must-have!