«Проект NikonPro»
Профессиональный фотограф и путешественник, известный аэро- и сферическими панорамами, участник некоммерческого проекта AirPano.ru, амбассадор Nikon Дмитрий Моисеенко делится подробностями съёмок, алгоритмами обработки фотографий и рассказывает невероятные истории, ставшие неотъемлемой частью его работы.
Кадр из панорамы 360°
Диафрагма f/6.3
Выдержка 1/400
ISO 100
Фокусное расстояние 15 мм
Камера Nikon D800
Основы аэропанорамного жанра
У каждого человека есть то, к чему лежит душа. Например, те, кто снимают свадьбы и портреты, должны уметь и любить общаться с людьми. Это определённый навык или даже генетическая предрасположенность. Нельзя сказать, что у меня этого нет, — я просто никогда не пробовал работать в таких жанрах. Кроме того, мне всегда нравилось путешествовать. И самое очевидное, что можно фотографировать в поездках, это пейзажи.
Главное качество пейзажного фотографа и того, кто снимает аэропанорамы, — умение рано вставать. Потому что на рассвете и на закате самый красивый свет. Второе — чувство композиции. И третье — видение переднего плана. Это, кстати, у меня частенько хромает. В пейзажной фотографии его поиск превращается в настоящее искусство. Ведь мало просто найти: его нужно сопоставить со средним и задним планами.
Кадр из панорамы 360°
Диафрагма f/8.0
Выдержка 1/400
ISO 200
Фокусное расстояние 15 мм
Камера Nikon D800
Красивый передний план актуален и для сферических аэропанорам (360°).
Представьте, что поле обзора — всё вокруг вас. Соответственно, взгляд должен за что-то зацепиться. Можно взлететь в чистом поле, снять аэропанораму, и в ней не будет ничего особенного.
Когда невозможно сделать аэропанораму? Тёмной ночью. Когда нет света и нужны слишком длинные выдержки. А ещё в сложных погодных условиях — дождь, пургу, туман — когда тяжело летать на вертолёте или можно запросто потерять дрон с камерой. С другой стороны, если есть возможность и решимость преодолеть эти сложности… У нас есть такой снимок, он даже получал награды. Мы взлетели из-под плотного тумана у статуи Христа в Рио-де-Жанейро и получили впечатляющий снимок. На нём запечатлена статуя Иисуса, которую опоясывает облако, подсвеченное восходящим солнцем. Правда, дрон после этого пришлось чинить: он отсырел и отказался подниматься во второй раз.
Кадр из панорамы 360°
Диафрагма f/6.3
Выдержка 1/500
ISO 400
Фокусное расстояние 15 мм
Камера Nikon D800
Технологии и эксклюзив
Проект AirPano.ru был технологическим прорывом: мы разработали уникальную технологию съёмки аэропанорам и их сборки. Поначалу всё происходило долго и муторно. Сейчас аэропанораму может сделать любой владелец дрона уровня DJI Phantom. C другой стороны, наша команда стала лидером отрасли благодаря масштабности проектов, потому что очень сложно сегодня придумать точку, где бы мы ещё не сняли панораму. К тому же у нас есть фантастические кадры: извергающиеся вулканы, водопады с нестандартных ракурсов.
Создать такой проект очень сложно. Накопленный нами опыт и материал сейчас превосходит что-либо из имеющегося. Но сама технология не уникальна. Поэтому мы сейчас фокусируемся на съёмке видео 360°. В принципе, снять его нетрудно. Сложнее сделать из полученного материала красивую картинку. Как следствие, мы развиваем ещё и постпродакшн.
Перспективы 360-градусных съёмок? В разное время возникали шлемы виртуальной реальности, чаще всего на основе игр. Но в эту сторону силы игр не хватило. Как известно, драйвером многих технологических новинок является… порно. Мы следим за всеми новинками VR, которые появляются на рынке. Представьте себе, в этом сегменте направление активно развивается! Но если отставить шутки в сторону, технологии VR перспективны: появляются новые инструменты для демонстрации, а вот качественного контента пока не хватает. Проект AirPano.ru работает в этой нише. Например, мы одними из первых в мире сделали 360° видеосъёмку северного сияния.
Производственный конвейер
Мы не можем постоянно ездить в то место, которое собираемся снимать. Это слишком затратно по деньгам и времени. Поэтому мы изучаем локацию в интернете. Или другой подход: во многих странах наша команда побывала раньше и приметила на будущее места для съёмок. Например, я ездил в Индию, видел подходящие объекты и пейзажи и через месяц вернулся туда со съёмочной группой. Иногда мы обращаемся к местным фотографам. Иногда привлекаем государственные органы. Например, пирамиды в Гватемале мы снимали при поддержке местного Министерства туризма.
Честно говоря, не помню, когда у нас всё было спокойно, — постоянно что-то случается. Например, при съёмке Ключевской сопки нам пришлось сделать три полёта вместо одного, потому что всё время что-то отказывало. Вся техника у нас продублирована. Мы ездим на съёмки с двумя коптерами и двумя-тремя камерами. В 2012 году мы снимали извержение вулкана Плоский Толбачик. Слетали в первый день, поработали, а на второй пилоты сказали, что в вертолёте сломалась печка. На улице -15 °С, а на Толбачике, на высоте 1700 метров, все минус -25 °С. Но погода есть, солнце скоро встанет, надо лететь — мы работали даже в таких условиях! Самым простым способом согреться был полёт над текущей лавой с открытым нижним люком. Через минуту всем было жарко.
Идеальные съёмочные условия — большая редкость. Так что при ветре мы тоже снимаем. При съёмке с высоты в тысячу метров даже 10 метров смещения не страшны, а с 20 метров и полметра критичны. Мы знаем эти допуски и после отсмотра принимаем решение: оставить так или переснять панораму.
Серьёзных столкновений с представителями властей у нас не было. Главное — помнить, что везде к съёмкам относятся по-разному. Например, в ОАЭ с этим очень строго: надо каждый раз звонить и просить разрешения запустить дрон у авиационной вышки, потом перезванивать и сообщать, что полёт закончен. В каких-то странах полицейские подходят и просят дать посмотреть в монитор, им самим интересно. В Севильи мы по неопытности летали недалеко от королевского дворца, и нас задержали на пару часов. В Праге пролетели перед окнами канцелярии президента — в полиции нас приняли по полной программе, обыскали, все флешки изучили, все батарейки исследовали, но в итоге отпустили.
Пока нам удавалось разрешить все ситуации. У нас даже есть аэросъёмка Кремля, но это заслуга нашего директора Сергея Семёнова. На церемонии вручения грантов Русского географического общества (а вручал их Владимир Путин) директор во время рукопожатия, не отпуская руку президента, спросил, а не разрешит ли он снять Кремль. Согласование со множеством инстанций шло два месяца. И мы получили разрешение!
Давно бьёмся над интересной идеей — полётом в космос. Хотим разработать технологию, дать в руку космонавту устройство весом сто граммов, и пусть он снимет тур по МКС, а мы его опубликуем!
Вся подготовка — наземная. Никаких «разведочных» пролётов. Взлетел — съёмка началась! Однако мы снимаем намного больше, чем публикуем. Если на нашем сайте появился тур из 20 панорам, можно быть уверенным, что они выбраны из 120. Экспозицию для съёмки с воздуха выставляем на земле. Всё делается на фотоаппарате перед взлётом. У Nikon D810 достаточно широкий динамический диапазон, поэтому мелкие ошибки прощаются. А если мы в контрольный монитор видим, что ошиблись, дрон срочно сажается — настройки корректируются. Попасть в допустимый интервал экспозиции особенно важно в режимное время, когда освещённость быстро меняется. Мы редко снимаем с воздуха близко к объектам или на небольшой высоте (для этого есть штативы и шесты), поэтому для аэросъёмки выставляем фокус вручную на удалённые на 50–200 метров объекты.
Съёмка одной панорамы занимает на кастомных дронах 7–15 секунд. Время зависит от того, на какой объектив мы снимаем. Но общее время значительно больше: сначала дрон надо запустить, поймать координаты, откалибровать компас, проверить работоспособность всех систем, подлететь к точке съёмки, оглядеться, скорректировать положение…
Стандартно в съёмке участвует 1–2 человека. В одну поездку стараемся наметить 3–4 интересных локации, на каждую закладываем по 3–4 съёмочных дня с учётом погоды, ветра, возможных ошибок.
Для сферических аэропанорам мы чаще всего используем фишай-объектив из-за его угла обзора. Искажения по краям кадра учитываются в программе склейки панорам PTGui, которую мы используем. Если мы снимаем неполный круг, тогда можем использовать обычные объективы: от 16 до 200 мм. Главное — не забывать делать по дополнительному кадру за границами снимаемой панорамы для будущей её обрезки.
По возвращении начинается очень тяжёлый (по крайней мере, для меня) этап. Это отбор. Собираются превью панорам, оценивается их потенциал. Надо посмотреть 120 панорам и выбрать 20, которые войдут в тур. И вот эти 20 отобранных отправляются к сборщикам, которые их склеивают и потом раскрашивают. Далее материал попадает к компьютерщикам, и они делают из этого тур. Пишется статья, подбираются фотографии. Это всё программируется и выходит в эфир. Мы стараемся публиковать новый тур раз в неделю.
Кадр из сферической панорамы
Диафрагма f/5.6
Выдержка 1/640
ISO 640
Фокусное расстояние 62 мм
Камера Nikon D810
Объектив AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Кадр из сферической панорамы
Диафрагма f/6.3
Выдержка 1/640
ISO 400
Фокусное расстояние 15 мм
Камера Nikon D810
Воздушные силы фотографа
Аэропанорамы снимаются с больших вертолётов или дронов. И в каждом случае есть свои нюансы. Например, большие вертолёты есть далеко не во всех красивых местах мира, и их полёты зачастую очень сильно контролируются. Например, к водопаду Игуасу ты можешь подлететь на вертолёте, но только на высоте нескольких сотен метров. А к извергающемуся вулкану на высоту 5000 метров ты не подлетишь на дроне.
Кстати, о дронах. Если говорить об аэросъёмке с зеркальными фотоаппаратами, то нужны дроны с хорошей грузоподъёмностью, так называемые кастомные — сделанные специально под тяжёлую зеркалку. Мы построили собственные кастомные дроны, которые летают с профессиональными камерами, в том числе Nikon D800 и D810. И качество наших панорам разительно отличается от тех, которые можно получить с обычных дронов со встроенными камерами. Панорама, снятая на 36-мегапиксельную матрицу, позволяет делать качественную печать и кроп любого элемента.
Разные дроны снимают по-разному. Наши большие модели с зеркальными камерами имеют подвесы, которые запрограммированно поворачивают камеру на определённый угол. Phantom, естественно, приходится разворачивать с пульта полностью (в силу его конструкции), зато камера на нём стабилизирована.
Погрешность вертикального смещения соседних кадров никак не компенсируется, у нас влезает в кадр всё: от надира до пропеллеров. У Phantom панорамы получаются достаточно большого разрешения из-за угла обзора его камеры — снимков надо сделать в три раза больше, ну а пикселей его матрицы как раз в три раза меньше.
Постобработка
Раньше со склейкой панорам возникали проблемы, ручная сборка была убийственно трудоёмкой. Сейчас любая программа (даже RAW-конвертер типа Lightroom) умеет их склеивать в один клик. Но никакая программа не снимет за вас хорошие кадры. Панорамное видение предполагает несколько иной взгляд, а не просто желание поместить в кадр больший объём. Чем отличается панорама от отдельного кадра? В видоискателе не видно всю картинку. Композиция панорамы имеет другие характеристики: это и формат, и особенности процесса. Плюс надо иметь в виду технические моменты — постоянно держать в голове, куда фокусироваться, как выставлять выдержку, баланс белого, диафрагму. Например, на закате мы можем снимать 180-градусную панораму, и она будет идти от очень светлого (куда заходит солнце) до очень тёмного. Всё это нужно учитывать и уметь технически с этим справляться.
Кадр из сферической закатной панорамы, Дубай
Диафрагма f/10.0
Выдержка 1/500
ISO 100
Фокусное расстояние 15 мм
Камера Nikon D800
Рассветная панорама с охватом 270°
Диафрагма f/7.1
Выдержка 1/320
ISO 320
Фокусное расстояние 15 мм
Камера Nikon D800
Кадр из сферической рассветной панорамы
Диафрагма f/7.1
Выдержка 1/320
ISO 320
Фокусное расстояние 15 мм
Камера Nikon D800
Постобработка пейзажной съёмки и 360-градусных аэропанорам происходит совершенно по-разному. Расскажу, как мы работаем с пейзажным кадром. Девяносто процентов всех манипуляций происходит в Lightroom. Чаще всего я работаю в цвете. Поэтому для выбора снимков я делаю в редакторе «поп-кадр», чтобы он буквально «прыгал» на меня. Задираю цвета, контраст. Когда так экстремально обрабатываешь фотографии, виден их потенциал: легче определить, какую информацию откуда можно вытянуть. И уже когда из тысячи фотографий выбираешь пять, начинается более деликатная и бережная обработка.
Что происходит дальше с «поп-кадром»? Я возвращаю его в исходное состояние, смотрю оба варианта и составляю определённый план: где высветлить, что затемнить…
Есть общая обработка. Это когда действие применяется ко всему кадру: высветлить тени, затемнить цвета, найти точку белого и чёрного. Второй этап — локальная обработка фотографии. Например, небо притемнить градиентом. Третий этап — художественная обработка. Выделяешь то, куда хочется направить взгляд зрителя и используешь разные приёмы: где-то добавляем резкости, где-то поднимаем контраст, делаем посветлее или, наоборот, потемнее. При сравнении самого блёклого и самого яркого кадров появляется план глобальной и локальной обработки фотографии.
При оценке потенциала сферической панорамы мы собираем превью из предварительно обработанных специальным пресетом кадров (выравнивается баланс белого, подтягиваются тени, приглушаются света, выбирается точка белого и чёрного и так далее). После отбора производится более деликатная обработка. Мы стараемся, чтобы панорама была красивой, выровненной по яркостям и цветам во все стороны. Ведь нам важно, чтобы зритель прокрутил всю сферическую панораму целиком и не заметил даже намёка на склейку.
Если замечаешь, что при обработке фотографий ползунки обычно сдвигаются на какие-то определённые циферки, то лучше это зафиксировать, записать как пресет и потом уже от этого состояния отталкиваться. Это значительно экономит время постобработки. Следовательно, можно быстрее сдать проект и отправиться на съёмки нового.