Фотомастерство растёт с годами и основывается на постоянной практике и опыте. Но иногда обстоятельства складываются так, что на полноценные съёмки с моделями просто нет времени. Однако, чем чаще снимаешь, тем сильнее развивается умение фотографировать. Стоит уменьшить практику, и это сразу отразится на качестве ваших снимков.
Так как же тренироваться в фотографии, если нет возможности и времени организовать съёмки? В таких случаях можно использовать один интересный способ — фототренажёр, который при затрате небольшого количества времени позволяет быть всегда в фотографическом тонусе. Этот тренажёр — съёмка сцены в миниатюре.
В качестве материалов для тренировки подойдут маленькие фигурки, персонажи или игрушки. В нашей статье мы потренируемся на съёмке миниатюрных сцен из конструктора Lego.
Lego фотография — довольно популярный вид фотографии в интернете. Тренируясь на миниатюрах, вы не только отработаете свои навыки, но и сможете поделиться полученными фото в социальных сетях.
Поначалу будет казаться, что съёмка миниатюр — это забавное хобби. Но вскоре вы поймёте, что тренажёр полностью позволяет имитировать настоящую съёмочную площадку. Вы сможете тренироваться в постановке света, в построении кадра и композиции, придумывать интересные сюжеты, развивать креативность и просто создавать удачные снимки.
Лего фотография — это макро
Тренироваться фотографу на миниатюрных объектах довольно удобно. Однако, чтобы добиться действительно хорошего качества фотографии, лучше работать с макросъёмкой. Рекомендую прибегнуть к макрообъективам или использовать макрокольца. Но обо всём по порядку.
Как правило, макрообъективы довольно дороги. Если раньше вы не снимали макро и не готовы броситься с головой в это направление, то для тренировочных съёмок с фигурками Lego подойдёт объектив с функцией макро, например, Nikon AF Zoom-Nikkor 24-85mm f/2.8-4D IF. Но такие объективы, как правило, обеспечивают не очень большой масштаб съёмки. Так, упомянутый выше имеет масштаб съемки 1:2. Полноценные же макрообъективы позволяют снимать в масштабе 1:1. К примеру, если вы снимаете 50-копеечную монету, то она будет заполнять собой почти весь кадр. Снимки, масштаб которых превышает 1:1, относят уже к микрофотографии, а всё, что меньше 1:10, считается просто крупным планом.
Вы можете работать с zoom-объективом, который имеет переменное фокусное расстояние. Я снимаю на технику Nikon, где макрорежим бывает только на объективах с фиксированным фокусным расстоянием. Но это плюс для съёмки — фикс-объективы выигрывают возможностью красиво размывать фон.
Например, один из самых недорогих полноценных макрообъективов-фиксов — это Nikon AF-S DX Micro NIKKOR 40mm f/2.8G ED. В фотографиях для этой статьи использован Nikon AF Micro Nikkor 60mm f/2.8D.
Кроме того, можно просто приобрести макрокольца — полые трубки, которые увеличивают расстояние между зеркалом и объективом. Это позволит вам подступиться к объекту съёмки ближе, ведь многие объективы имеют минимальное расстояние фокусировки в 50 см, что великовато для мелких деталей. Обратите внимание, меняется ли вручную диафрагма вашего объектива. Если нет, то вам нужны макрокольца с электронной начинкой, чтобы передавать значения на микросхему объектива. Иначе диафрагма будет в самом закрытом положении.
И напоследок — ещё один совет. Можно поэкспериментировать с макро прямо сейчас, без похода в магазин. Для этого просто переверните ваш объектив другой стороной. Будьте аккуратны и сразу закрывайте отверстие с зеркалом фотоаппарата, чтобы не насобирать пыли. И именно в перевёрнутом положении объектива приближайтесь к объекту съёмки до тех пор, пока не увидите, как вырисовываются его очертания. Далее остаётся только сделать кадр.
Техника
Все фотографии для статьи сняты на камеру Nikon D600 и объектив Nikon AF Micro Nikkor 60mm f/2.8D. Но можно снимать и на любительские кроп камеры Nikon D7100, D7200, D5500. Макрообъективов не так много, но выбор всё же есть. На кроп камеры подойдёт начальный макрообъектив Nikon AF-S DX Micro NIKKOR 40mm f/2.8G ED. Он вполне способен выдавать отличное качество изображения.
Сюжеты/Композиция
Съёмка на миниатюрах позволяет развивать ваше видение фотографа. Ведь все сюжеты и композицию возможно перенести в наш «большой» мир и не терять фотографическую форму. Как правило, поначалу нас хватает только на фотографии с фигурками в траве или на дереве. Но постепенно воображение начинает требовать более сложных съёмок.
Начинать съёмки следует с центральной композиции, где главный объект находится в самом центре кадра. Если бы не закатное солнце и приятное боке на фотографии выше, она выглядела бы довольно скучно.
Поэтому с каждым кадром усложняйте композицию. Обращайте внимание на правило третей, когда фотография делится на 9 равных прямоугольников (3 по вертикали и 3 по горизонтали).
Есть очень удобная функция включения этой сетки непосредственно в самом видоискателе. Для этого вам необходимо перейти в меню пользовательских настроек, выбрать раздел «Съёмка/дисплей», а в нём — «Показ сетки в видоискателе» (меню может немного отличаться; в данном случае — это меню камеры Nikon D600).
Имея эту сетку перед глазами, вы можете задуматься о кадрировании и о правиле третей. Суть в том, чтобы расположить важный элемент кадра вдоль одной из линий или там, где линии пересекаются. Поначалу всегда хочется поместить главный объект в центр кадра. Размещение его в стороне от центра, по правилу третей, создаст более привлекательную композицию, поэтому старайтесь уходить от шаблонов.
Сюжет всегда очень важен в фотографии. Не будьте оператором кнопки спуска, придумывайте сюжет вашим снимкам. Важно, чтобы фотография заставляла зрителя думать, фантазировать. Именно тогда ваш снимок будет отличаться от бытового. Эта тренировка развивает творческое мышление, после неё вы начнёте импровизировать и мыслить сюжетами с настоящими моделями в полноценных съёмках.
Ещё один важный приём — расфокус, то есть использование глубины резкости, когда основной смысловой объект фотосюжета находится в резкости, а остальные размыты. Это отличный способ добавить ощущения глубины кадра. Поэтому вы можете использовать для размытия объекты, находящиеся на переднем плане.
Дополнительный композиционный приём, о котором не следует забывать — это ритм. Этим понятием называют последовательность (более двух) одинаковых по форме объектов. Ритм на самом деле окружает нас повсюду: дома, фонари вдоль дороги, деревья в парке, колосья травы. Включая его в кадр, вы упорядочиваете пространство снимка, упрощаете его восприятие, а также добавляете динамику. Также используйте линии, они заставляют зрителя следовать по ним. На фотографии ниже очень много линий создают зелёные веточки; следуя их траектории, мы всё время приходим к главному объекту.
Постановка света
Отработка световых схем на миниатюрах проста и доступна, ведь для освещения вы можете использовать обычные лампы у себя дома. Для подсветки фигурок Lego, к примеру, бывает достаточно фонариков. Вы сможете легко отработать световую схему на фигурке и потом перенести её в реальную жизнь.
Вот пример выше: фотография «Писатель в своём кабинете». Для съёмки использовались два источника света: один идёт из окна, а второй источник заполняет передний план.
Возможно ли перенести эту схему в реальную жизнь? Да, мы можем использовать свет от окна и подсветить модель вторым источником впереди или даже постоянным светом сверху.
Такая работа даст вам возможность теоретически отработать световые схемы; экспериментируйте и добивайтесь отличных результатов.
Советы:
- экспериментируйте с локацией, снимайте на улице и дома;
- придумывайте сюжеты, обыгрывайте сцены из жизненных будней;
- помните про композицию, старайтесь постоянно что-нибудь менять в кадре, не делайте однотипных и похожих снимков;
- пробуйте разные схемы света;
- вдохновляйтесь чужими работами.
Заключение
Все необходимые локации для съёмки с миниатюрными предметами вы можете создавать, не выходя из дома: наш письменный стол легко станет зоной разборок супергероев, а кухня — местом высадки иноземных кораблей.
Всё зависит от вас и вашей фантазии. Отрабатывайте композиционные приёмы на фигурках, и со временем вы легко перенесёте их в наш большой мир. А возможно, вас увлечёт в свой микромир и предметная фотография.