Вверх
39da9d3d 2a57 4356 9a0a a93a5c71d20e

Как рождаются шедевры

Дата публикации: 03.08.2016

«Проект NikonPro»

На мастер-классах амбассадора Nikon Виктора Лягушкина часто горячо обсуждают вопрос поиска средств на воплощение задумок, интересуются дальнейшей судьбой отснятых материалов. Ведь в мире огромное количество фотографий. Почему же некоторые из них, не особо интересные с точки зрения художественности, входят в историю, становятся общепризнанными шедеврами, а другие, даже очень хорошие, остаются незамеченными? Чем отличаются великие фотографии? Существует ли рецепт создания шедевра? Где найти средства для воплощения своей идеи?

Как рождаются шедевры

Одна из самых знаменитых фотографий Виктора Лягушкина из проекта «Принцесса китов»

Nikon D200 / Nikon 10.5mm f/2.8G ED DX Fisheye-Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 200, F4.5, 1/100 S

Фотограф — это человек, который открывает что-то новое и рассказывает об этом с помощью фотографии, то есть с помощью тех средств и того ремесла, которыми он владеет. Причём новое здесь в самом широком смысле слова — в композиции (художественная фотография), концепции (концептуальная фотография), новый рассказ о явлении, чуде природы, научном открытии (научно-популярная фотография), жизни людей (фотожурналистика).

В апреле 2012 года подо льдом Белого моря Виктор с командой обнаружил необычное явление: молочно-белый дым, текущий, как река, по дну одного из морских заливов. Странным дымом заинтересовались учёные. 

NIKON D3S / NIKON 16MM F/2.8D AF FISHEYE-NIKKOR УСТАНОВКИ: ISO 800, F7.1, 1/80 S

В апреле 2012 года подо льдом Белого моря Виктор с командой обнаружил необычное явление: молочно-белый дым, текущий, как река, по дну одного из морских заливов. Странным дымом заинтересовались учёные.

NIKON D3S / NIKON 16MM F/2.8D AF FISHEYE-NIKKOR УСТАНОВКИ: ISO 800, F7.1, 1/80 S

Именно новизна и является главным принципом, которому отвечают все без исключения великие фотоработы. Ему должен соответствовать любой кадр, чтобы войти в историю. Например: первая фотография, сделанная на Марсе, войдёт в историю, пускай даже она будет очень плохая. Никто не обсуждает, хороши или плохи с точки зрения композиции кадры первых шагов человека на Луне. Это автоматически хрестоматийные снимки.

Как выбрать свой жанр и стать в нём лучшим

В современном мире невозможно быть лучшим во всём, необходимо выбрать свою нишу, свой жанр и в нём совершенствоваться. Здесь существуют два простых правила.

Первое: выбирайте то, к чему у вас талант, склонность. Определите свои сильные стороны и опирайтесь на них. Как пример: ваш рост метр пятьдесят, но вы хотите играть в баскетбол. Конечно, если вы самозабвенно любите эту игру, то она вполне может быть вашим хобби, вы можете играть на любительском уровне. Но глупо рассчитывать, что вас возьмут в профессиональную лигу. Просто у вас нет данных. Надо определить то, к чему у вас есть склонность, и работать над этим. Можно выбрать весьма уважаемое направление (например, фоторепортаж), заведомо денежное, как свадебная фотография, или что-то обыденное, как котики или цветы.

Виктор называет пещеры естественными студиями, где он с помощью света может нарисовать мир по своему вкусу.

NIKON D3X / NIKON 16MM F/2.8D AF FISHEYE-NIKKOR УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/60 S

Виктор называет пещеры естественными студиями, где он с помощью света может нарисовать мир по своему вкусу.

NIKON D3X / NIKON 16MM F/2.8D AF FISHEYE-NIKKOR УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/60 S

Если судьба вас не приводит к чему-то определённому, надо попробовать себя во всём. И здесь вступает в силу второе правило: выбирайте то, что нравится снимать. Это важно. Потому что проекты не всегда бывают удачные, и если вы не получаете ни денег, ни удовлетворения, вы будете глубоко несчастны. Проект как ребёнок. Его можно всё детство водить по репетиторам, а вырастет преступник. И наоборот: в неблагополучной семье может появиться гениальный математик. В этом всегда большая доля случайности: продуманный, с хорошим финансированием проект может не сложиться, а что-то, что затевалось ради забавы и было организовано кое-как, вдруг выстреливает. Поэтому выбирайте то, что будете снимать даже просто ради интереса.

Проект Виктора «Кувшин джинна» на Голубом озере (Кабардино-Балкария, Кавказ, 2012) не был завершён в связи с несчастным случаем на озере.

NIKON D3S / NIKON 16MM F/2.8D AF FISHEYE-NIKKOR УСТАНОВКИ: ISO 200, F7.1, 1/80 S

Проект Виктора «Кувшин джинна» на Голубом озере (Кабардино-Балкария, Кавказ, 2012) не был завершён в связи с несчастным случаем на озере.

NIKON D3S / NIKON 16MM F/2.8D AF FISHEYE-NIKKOR УСТАНОВКИ: ISO 200, F7.1, 1/80 S

Чтобы стать хорошим фотографом, от вас потребуются не только усилия, но и время. Стать хорошим пейзажником можно за два года, фотографом макро — за три, экстремальным фотографом — лет за пять, а чтобы стать специальным фотографом типа подводного или пещерного, фотографом дикой природы потребуется не менее шести лет.

И чем сложнее специализация, тем меньше в ней конкуренция. На нашей планете примерно миллион людей считают себя репортажными фотографами, и войти в десятку очень сложно. Однако вы становитесь репортажником сразу, как только взяли в руки камеру. А в подводных пещерах снимают всего 50 человек. Но чтобы считаться одним из них, придётся сначала научиться нырять, потом снимать под водой, потом снимать в обычных пещерах, потом нырять в пещеры и, наконец, снимать в подводных пещерах. Процесс длительный, трудоёмкий, требующий большой самоотдачи и средств на каждом этапе. На это уйдёт не один год. Но как только вы прошли этот путь, вы сразу оказываетесь среди 50 лучших подводных фотографов. И только вам решать, какой путь вам более интересен.

Новые световые решения, созданные Виктором в проекте «Ординская пещера. Познание», до сих пор никто не повторил.

Nikon D200 / Nikon 10.5mm f/2.8G ED DX Fisheye-Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/100 S

Новые световые решения, созданные Виктором в проекте «Ординская пещера. Познание», до сих пор никто не повторил.

Nikon D200 / Nikon 10.5mm f/2.8G ED DX Fisheye-Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/100 S

Как устроен фотобизнес

Каждый фотограф хочет снять шедевр, то есть найти что-то новое и рассказать об этом. Это только кажется, что всё уже снято. Стоит присмотреться, как вы обнаружите кучу историй в шаге от себя. И если вы оказались первым, кто это увидел и снял, всегда найдётся кто-то, кто захочет стать вторым, снять то же самое. Люди любят подражать, и увидев что-то новое, интересное, стремятся это повторить. Многие фотографы на этом человеческом желании зарабатывают — помогают другим делать такие же кадры, раскрывая секреты своего мастерства. Сперва эти повторы стоят очень дорого, потом меньше, и затем этот метод или уловка становятся доступны всем желающим. Чем дольше не могут повторить твой кадр, тем ценнее твоя съёмка. Ведь вы — единственный обладатель такого сюжета. Мой кадр с лебедем из-под воды до сих пор не повторён, хотя есть попытки. Световые решения из Ординской пещеры всё ещё не повторили, хотя прошло уже шесть лет с тех пор, как я закончил проект по этой пещере.

Первый в мире снимок лебедя из-под воды

Nikon D200 / Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 400, F5, 1/115 S

Первый в мире снимок лебедя из-под воды

Nikon D200 / Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 400, F5, 1/115 S

Конкуренция внутри жанра весьма жёсткая, все ведущие фотографы следят друг за другом, кто над чем работает, к чему стремится, какие шаги предпринимает. Это такое соревнование. Рождение шедевра предсказать невозможно, можно сделать всё, что от тебя зависит, и не получить результата. Если вы работаете, то вероятность, что у вас что-то получится, гораздо выше. И если вы хотите создать шедевр, вы должны быть в курсе событий в своём жанре, хорошо разбираться, что сделано и снято, а что нет, должны следить, какие возможности возникают с выходом новых камер или объективов, и понимать, куда идёт этот жанр. Вы должны изучить, какие в жанре есть правила и предубеждения, ведь это то, что шедевры всегда нарушают. Но нарушение не должно быть вопиющим, шедевры могут нарушать правила лишь настолько, чтобы общество могло понять и принять их и изменить своё представление о прекрасном.

С точки зрения классической композиции, эта фотография сделана неправильно: в ней присутствуют два оптических центра. Обычно такие фотографии «разваливаются», но не эта. Силуэт крылатки и девушки оказались неразрывно связаны.

NIKON D3X / NIKON 16MM F/2.8D AF FISHEYE-NIKKOR УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/60 S

С точки зрения классической композиции, эта фотография сделана неправильно: в ней присутствуют два оптических центра. Обычно такие фотографии «разваливаются», но не эта. Силуэт крылатки и девушки оказались неразрывно связаны.

NIKON D3X / NIKON 16MM F/2.8D AF FISHEYE-NIKKOR УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/60 S

Вопреки расхожему впечатлению, не нужно ехать за тридевять земель. И совершенно не обязательно иметь самую лучшую технику. Нужно просто находиться рядом, оглядеться. Это вообще ошибка многих начинающих фотографов: они считают, что нужно снимать то, чего они никогда не видели. А снимать нужно то, чего никто не видел. И если вы не находите ничего интересного дома, то не увидите и на краю света. Идеи могут рождаться в вашей голове, а могут прийти извне. Поспрашивайте знакомых, наверняка кто-то из них занимается чем-то интересным, что они считают обычным, или чем-то лишь недавно открытым, что ещё никто не снял. Так вы можете легко получить и интересную тему, и проводника, который станет вам помогать, ведь людям очень хочется поделиться тем, что увлекает их самих. Но во всяком случае искать нужно вокруг себя. И если вы делаете что-то интересное и новое, то люди наверняка захотят вам помочь. Это отличная мера дальнейшего успеха вашего проекта. Если окружающие им интересуются и готовы поддержать, то проект нужен, он социально значим, получится успешным, даже если в нём будут какие-то огрехи. Те проекты, которые нужны обществу, довольно легко финансировать: например, через краудфандинг — платформы по сбору денег.

Виктор Лягушкин и его команда PHOTOTEAM.PRO в 2014 году с помощью краудфандинговой платформы Boomstarter собрали необходимую сумму на печать научно-популярной книги «Быть дельфином».

NIKON D3X / NIKON 16MM F/2.8D AF FISHEYE-NIKKOR УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 1/90 S

Виктор Лягушкин и его команда PHOTOTEAM.PRO в 2014 году с помощью краудфандинговой платформы Boomstarter собрали необходимую сумму на печать научно-популярной книги «Быть дельфином».

NIKON D3X / NIKON 16MM F/2.8D AF FISHEYE-NIKKOR УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 1/90 S

Также вы можете найти поддержку у отдельных заинтересованных сторон — частных лиц или организаций. Например, вы хотите снять редкую цаплю. Вам может помочь заповедник, где она водится, или бизнесмен, который родом из тех мест, или какой-то журнал, который если не даст вам денег, то может подключить свой ресурс контактов и помочь организовать проект.

И если вы правильно придумали, то воплощение вашей идеи не потребует каких-то особых денег. Всё, что вам нужно — мозг, камера Nikon и немного света.

Дата публикации: 03.08.2016
Комментировать
31ff38fd 2937 484b 84a7 75b415a55c90 square 100
Виктор Лягушкин

Фотограф National Geographic, известный своими подводными и пещерными съемками. Он - автор более тысячи публикаций и репортажей в самых известных журналах мира, художник-декоратор по образованию, победитель многих международных конкурсов по фотографии, лауреат национальной премии «Подводный мир», амбассадор Nikon. Его работы выставляются и публикуются во всем мире и производят на людей неизгладимое впечатление.

Побывав в Ординской пещере, фотограф захотел показать людям то, чего они никогда не смогут увидеть. Идея переросла в проект, положивший начало профессиональной карьере Виктора – съемка оказалась настолько интересной общественности, что после выхода книги «Ординская пещера. Познание» у фотографа совсем не осталось времени на прежнюю, «сухопутную», работу.

Проекты Виктора Лягушкина:
2010 – Ординская пещера. Познание
2011 – Принцесса китов
2011 – Пещеры Урала
2012 – Черек-Кель. Кувшин джина
2012 – Хозяйка Орды
2013 – Ледяное подземелье
2013 – Балтика. Тайны затонувших кораблей
2014 – Быть дельфином
2015 - Чужие на Байкале

Подробнее о Викторе Лягушкине можно прочитать на сайте NikonPro.ru

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
Жорж, 2016-08-22T06:56:20

я повторю еще раз специально для вас. по буквам. "Амбассадор"-это экономический термин. Не какой-то абстрактный вид дятлов, а вполне себе конкретный экономический термин.
Что касается фразы, к которой вы так упорно прицепились, мне кажется, название камеры вставили уже в редакции пиар-отдела Никон, вот и все.

Bob Bolden, 2016-08-04T14:39:58

во первых, в русском языке НЕТ СЛОВА "амбасадор". поэтому оно может значить что угодно, от обозначения новых видов дятлов до блюда кухни аборигенов папуа новой гвинеи. ))))
если же имеется ввиду заимствование заморских слов, то скорее всего "амбасадор" - это человек, который занимается рекламой продукции фирмы ХХХ получая от нее $$$. само собой, его статьи - РЕКЛАМА, о чем надо указывать в статье.

"я просто ВНИМАТЕЛЬНО прочитал первые(как минимум) строчки статьи!"
========================
рекомендую прочитать последние, тогда не будете говорить
"И еще автор НИЧЕГО не писал, что снимать шедевры можно исключительно на Никон.", потому как автор написал вот такой перл
"И если вы правильно придумали, то воплощение вашей идеи не потребует каких-то особых денег. Всё, что вам нужно — мозг, камера Nikon и немного света."
что значит что для воплощения идеи ну очень нужна камера никон ))))))))))))) ну никак без нее!!! ))) ну как, совсем не реклама?? ))) разумеется, чел отрабатывает деньги никона, выкладывая низкопробную навязчивую джинсу. неужели поумней нельзя было рекламу делать? хоть бы с Мартынова пример брали, что ли...

Жорж, 2016-08-04T11:46:17

Я не клею никаких ярлыков, я просто ВНИМАТЕЛЬНО прочитал первые(как минимум) строчки статьи!

Именно там и написано, что автор- амбассадор Никон.
При чем здесь толковый словарь?Ау!
Это экономический термин.
Амбассадор - это клиент, активно рекомендующий товар (услугу).
А еще, даже оформление заголовка и принадлежности статьи в циклу "Я.Фотограф." какбэ намекают...

И еще автор НИЧЕГО не писал, что снимать шедевры можно исключительно на Никон.

Bob Bolden, 2016-08-04T11:23:21

а что такое "амбасадор"? откройте толковый словарь русского языка - есть там такое слово?
не клейте ярлыки и не приписывайте людям "фобии". все просто - рекламщик никона отрабатывает свои деньги и рекламирует никон. здесь ничего плохого нет. вот только такие статьи должны иметь заголовок "НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ". а потом уже рекламировать никон, кенон, тайд и прочее....
но здесь почему-то рекламщик никона стыдливо не указывает что это оплаченная реклама ( такая штука называется - "джинса") и выводит абсолютно бредовую формулу что на другие камеры нельзя снимать шИдевры. т.е. чел или обманывает или отрабатывая денюжку считает всех ну совсем "амбасадориками" )))
неужели у никона настолько плохие продажи что надо публиковать такую нелепую заказуху-джинсу?

Жорж, 2016-08-04T07:00:25

А почему амбассадор Никон будет приводить в пример что-то другое?
Если у вас фобия на этого производителя, просто скопируйте текст в документ Word и сделайте автозамену этого слова, например, на Minolta =)
А формула неверна.Все нужно-мозг и самодисциплина.Все.

Bob Bolden, 2016-08-04T00:19:36

"я молчу про фуджи "
===============================================
как бы вам сказать... на линзах фуджи в большинстве своем диафрагма выставляется прямо колесом на самой линзе )))
https://img-fotki.yandex.ru...
куда уж оперативнее??? или вы этого не заметили когда снимали на фудж? ))))
https://img-fotki.yandex.ru...

когда то и у никонов такое было ))) но они в целях удешевления отказались ))) может вернут т.к. наконец-то отказались от давно устаревшей прыгалки диафрагмы в новой линзе Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED (то что другие бренды делают уже многие годы)

Bob Bolden, 2016-08-04T00:09:33

"а зажать диафрагму на кенон оперативно не выйдет ...я поверьте и на марк 3 снимал"
=================================
да-да, никак невозможно )))) сразу видно что снимали и на кенон и на фуджи и на сони ))))))) ничего что колесико выбора диафрагмы у марка 3 на который вы типа снимали - прямо под пальцем? )))
http://s019.radikal.ru/i621...
выглядит в целом это так:
https://www.nikonschool.eu/...
как хорошо видно, диафрагма прекрасно выставляется ну очень оперативно )))
а вообще эргономика - это не вопрос шедевров а вопрос привыкания )))
если что, то я много лет снимал на никон ))) из личного опыта - меню лучше на кеноне, джойстик супер удобная фича на марке 3. кнопка пуска удобнее на никонах. к шедевральности все вместе не имеет никакого отношения )))

Максим Сергеевич, 2016-08-03T21:24:04

не правы вы сударь Боб, просто в никоне настройки меняются одним пальцем и они логичесски правильно выставлены, а зажать диафрагму на кенон оперативно не выйдет я молчу про фуджи и сони. Тут - все гениальное просто, просто Никон. А я поверьте и на марк 3 снимал

Bob Bolden, 2016-08-03T16:02:54

"Всё, что вам нужно — мозг, камера Nikon и немного света."
===========================
опять эта навязчивая джинса. что, нельзя снять на фуджи, сони или кенон? или олимпус? сказали бы сразу - статья - очередная рекламная заказуха от никона.

посмотрите на пейзажи Медведева (тоже победитель конкурсов и работает с нешнл джеографик) - была недавно его выставка. снимает как известно на КЕНОН ))) как же так, без никона -то??? оцените стоимость его путешествий..
http://www.vladimirmedvedev...
http://medvedevphoto.livejo...
смотрите ниже по ссылке Стельмаха - как же он бедный работает и без никона???
http://stelmakh.com/categor...
вот Мартынов - плохо снимает на Фуджи?
http://podakuni.livejournal...
выводим формулу
Всё, что вам нужно — мозг, камера и $$$.