«Проект NikonPro»
На мастер-классах амбассадора Nikon Виктора Лягушкина часто горячо обсуждают вопрос поиска средств на воплощение задумок, интересуются дальнейшей судьбой отснятых материалов. Ведь в мире огромное количество фотографий. Почему же некоторые из них, не особо интересные с точки зрения художественности, входят в историю, становятся общепризнанными шедеврами, а другие, даже очень хорошие, остаются незамеченными? Чем отличаются великие фотографии? Существует ли рецепт создания шедевра? Где найти средства для воплощения своей идеи?
![Как рождаются шедевры](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8439/126983/thumb_630.jpg)
Одна из самых знаменитых фотографий Виктора Лягушкина из проекта «Принцесса китов»
Nikon D200 / Nikon 10.5mm f/2.8G ED DX Fisheye-Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 200, F4.5, 1/100 S
Фотограф — это человек, который открывает что-то новое и рассказывает об этом с помощью фотографии, то есть с помощью тех средств и того ремесла, которыми он владеет. Причём новое здесь в самом широком смысле слова — в композиции (художественная фотография), концепции (концептуальная фотография), новый рассказ о явлении, чуде природы, научном открытии (научно-популярная фотография), жизни людей (фотожурналистика).
![В апреле 2012 года подо льдом Белого моря Виктор с командой обнаружил необычное явление: молочно-белый дым, текущий, как река, по дну одного из морских заливов. Странным дымом заинтересовались учёные.
NIKON D3S / NIKON 16MM F/2.8D AF FISHEYE-NIKKOR УСТАНОВКИ: ISO 800, F7.1, 1/80 S](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8439/126984/thumb_430.jpg)
В апреле 2012 года подо льдом Белого моря Виктор с командой обнаружил необычное явление: молочно-белый дым, текущий, как река, по дну одного из морских заливов. Странным дымом заинтересовались учёные.
NIKON D3S / NIKON 16MM F/2.8D AF FISHEYE-NIKKOR УСТАНОВКИ: ISO 800, F7.1, 1/80 S
Именно новизна и является главным принципом, которому отвечают все без исключения великие фотоработы. Ему должен соответствовать любой кадр, чтобы войти в историю. Например: первая фотография, сделанная на Марсе, войдёт в историю, пускай даже она будет очень плохая. Никто не обсуждает, хороши или плохи с точки зрения композиции кадры первых шагов человека на Луне. Это автоматически хрестоматийные снимки.
Как выбрать свой жанр и стать в нём лучшим
В современном мире невозможно быть лучшим во всём, необходимо выбрать свою нишу, свой жанр и в нём совершенствоваться. Здесь существуют два простых правила.
Первое: выбирайте то, к чему у вас талант, склонность. Определите свои сильные стороны и опирайтесь на них. Как пример: ваш рост метр пятьдесят, но вы хотите играть в баскетбол. Конечно, если вы самозабвенно любите эту игру, то она вполне может быть вашим хобби, вы можете играть на любительском уровне. Но глупо рассчитывать, что вас возьмут в профессиональную лигу. Просто у вас нет данных. Надо определить то, к чему у вас есть склонность, и работать над этим. Можно выбрать весьма уважаемое направление (например, фоторепортаж), заведомо денежное, как свадебная фотография, или что-то обыденное, как котики или цветы.
![Виктор называет пещеры естественными студиями, где он с помощью света может нарисовать мир по своему вкусу.
NIKON D3X / NIKON 16MM F/2.8D AF FISHEYE-NIKKOR УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/60 S](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8439/126985/thumb_630.jpg)
Виктор называет пещеры естественными студиями, где он с помощью света может нарисовать мир по своему вкусу.
NIKON D3X / NIKON 16MM F/2.8D AF FISHEYE-NIKKOR УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/60 S
Если судьба вас не приводит к чему-то определённому, надо попробовать себя во всём. И здесь вступает в силу второе правило: выбирайте то, что нравится снимать. Это важно. Потому что проекты не всегда бывают удачные, и если вы не получаете ни денег, ни удовлетворения, вы будете глубоко несчастны. Проект как ребёнок. Его можно всё детство водить по репетиторам, а вырастет преступник. И наоборот: в неблагополучной семье может появиться гениальный математик. В этом всегда большая доля случайности: продуманный, с хорошим финансированием проект может не сложиться, а что-то, что затевалось ради забавы и было организовано кое-как, вдруг выстреливает. Поэтому выбирайте то, что будете снимать даже просто ради интереса.
![Проект Виктора «Кувшин джинна» на Голубом озере (Кабардино-Балкария, Кавказ, 2012) не был завершён в связи с несчастным случаем на озере.
NIKON D3S / NIKON 16MM F/2.8D AF FISHEYE-NIKKOR УСТАНОВКИ: ISO 200, F7.1, 1/80 S](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8439/126986/thumb_630.jpg)
Проект Виктора «Кувшин джинна» на Голубом озере (Кабардино-Балкария, Кавказ, 2012) не был завершён в связи с несчастным случаем на озере.
NIKON D3S / NIKON 16MM F/2.8D AF FISHEYE-NIKKOR УСТАНОВКИ: ISO 200, F7.1, 1/80 S
Чтобы стать хорошим фотографом, от вас потребуются не только усилия, но и время. Стать хорошим пейзажником можно за два года, фотографом макро — за три, экстремальным фотографом — лет за пять, а чтобы стать специальным фотографом типа подводного или пещерного, фотографом дикой природы потребуется не менее шести лет.
И чем сложнее специализация, тем меньше в ней конкуренция. На нашей планете примерно миллион людей считают себя репортажными фотографами, и войти в десятку очень сложно. Однако вы становитесь репортажником сразу, как только взяли в руки камеру. А в подводных пещерах снимают всего 50 человек. Но чтобы считаться одним из них, придётся сначала научиться нырять, потом снимать под водой, потом снимать в обычных пещерах, потом нырять в пещеры и, наконец, снимать в подводных пещерах. Процесс длительный, трудоёмкий, требующий большой самоотдачи и средств на каждом этапе. На это уйдёт не один год. Но как только вы прошли этот путь, вы сразу оказываетесь среди 50 лучших подводных фотографов. И только вам решать, какой путь вам более интересен.
![Новые световые решения, созданные Виктором в проекте «Ординская пещера. Познание», до сих пор никто не повторил.
Nikon D200 / Nikon 10.5mm f/2.8G ED DX Fisheye-Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/100 S](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8439/126987/thumb_630.jpg)
Новые световые решения, созданные Виктором в проекте «Ординская пещера. Познание», до сих пор никто не повторил.
Nikon D200 / Nikon 10.5mm f/2.8G ED DX Fisheye-Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/100 S
Как устроен фотобизнес
Каждый фотограф хочет снять шедевр, то есть найти что-то новое и рассказать об этом. Это только кажется, что всё уже снято. Стоит присмотреться, как вы обнаружите кучу историй в шаге от себя. И если вы оказались первым, кто это увидел и снял, всегда найдётся кто-то, кто захочет стать вторым, снять то же самое. Люди любят подражать, и увидев что-то новое, интересное, стремятся это повторить. Многие фотографы на этом человеческом желании зарабатывают — помогают другим делать такие же кадры, раскрывая секреты своего мастерства. Сперва эти повторы стоят очень дорого, потом меньше, и затем этот метод или уловка становятся доступны всем желающим. Чем дольше не могут повторить твой кадр, тем ценнее твоя съёмка. Ведь вы — единственный обладатель такого сюжета. Мой кадр с лебедем из-под воды до сих пор не повторён, хотя есть попытки. Световые решения из Ординской пещеры всё ещё не повторили, хотя прошло уже шесть лет с тех пор, как я закончил проект по этой пещере.
![Первый в мире снимок лебедя из-под воды
Nikon D200 / Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 400, F5, 1/115 S](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8439/126988/thumb_430.jpg)
Первый в мире снимок лебедя из-под воды
Nikon D200 / Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 400, F5, 1/115 S
Конкуренция внутри жанра весьма жёсткая, все ведущие фотографы следят друг за другом, кто над чем работает, к чему стремится, какие шаги предпринимает. Это такое соревнование. Рождение шедевра предсказать невозможно, можно сделать всё, что от тебя зависит, и не получить результата. Если вы работаете, то вероятность, что у вас что-то получится, гораздо выше. И если вы хотите создать шедевр, вы должны быть в курсе событий в своём жанре, хорошо разбираться, что сделано и снято, а что нет, должны следить, какие возможности возникают с выходом новых камер или объективов, и понимать, куда идёт этот жанр. Вы должны изучить, какие в жанре есть правила и предубеждения, ведь это то, что шедевры всегда нарушают. Но нарушение не должно быть вопиющим, шедевры могут нарушать правила лишь настолько, чтобы общество могло понять и принять их и изменить своё представление о прекрасном.
![С точки зрения классической композиции, эта фотография сделана неправильно: в ней присутствуют два оптических центра. Обычно такие фотографии «разваливаются», но не эта. Силуэт крылатки и девушки оказались неразрывно связаны.
NIKON D3X / NIKON 16MM F/2.8D AF FISHEYE-NIKKOR УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/60 S](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8439/126989/thumb_630.jpg)
С точки зрения классической композиции, эта фотография сделана неправильно: в ней присутствуют два оптических центра. Обычно такие фотографии «разваливаются», но не эта. Силуэт крылатки и девушки оказались неразрывно связаны.
NIKON D3X / NIKON 16MM F/2.8D AF FISHEYE-NIKKOR УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/60 S
Вопреки расхожему впечатлению, не нужно ехать за тридевять земель. И совершенно не обязательно иметь самую лучшую технику. Нужно просто находиться рядом, оглядеться. Это вообще ошибка многих начинающих фотографов: они считают, что нужно снимать то, чего они никогда не видели. А снимать нужно то, чего никто не видел. И если вы не находите ничего интересного дома, то не увидите и на краю света. Идеи могут рождаться в вашей голове, а могут прийти извне. Поспрашивайте знакомых, наверняка кто-то из них занимается чем-то интересным, что они считают обычным, или чем-то лишь недавно открытым, что ещё никто не снял. Так вы можете легко получить и интересную тему, и проводника, который станет вам помогать, ведь людям очень хочется поделиться тем, что увлекает их самих. Но во всяком случае искать нужно вокруг себя. И если вы делаете что-то интересное и новое, то люди наверняка захотят вам помочь. Это отличная мера дальнейшего успеха вашего проекта. Если окружающие им интересуются и готовы поддержать, то проект нужен, он социально значим, получится успешным, даже если в нём будут какие-то огрехи. Те проекты, которые нужны обществу, довольно легко финансировать: например, через краудфандинг — платформы по сбору денег.
![Виктор Лягушкин и его команда PHOTOTEAM.PRO в 2014 году с помощью краудфандинговой платформы Boomstarter собрали необходимую сумму на печать научно-популярной книги «Быть дельфином».
NIKON D3X / NIKON 16MM F/2.8D AF FISHEYE-NIKKOR УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 1/90 S](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8439/126990/thumb_430.jpg)
Виктор Лягушкин и его команда PHOTOTEAM.PRO в 2014 году с помощью краудфандинговой платформы Boomstarter собрали необходимую сумму на печать научно-популярной книги «Быть дельфином».
NIKON D3X / NIKON 16MM F/2.8D AF FISHEYE-NIKKOR УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 1/90 S
Также вы можете найти поддержку у отдельных заинтересованных сторон — частных лиц или организаций. Например, вы хотите снять редкую цаплю. Вам может помочь заповедник, где она водится, или бизнесмен, который родом из тех мест, или какой-то журнал, который если не даст вам денег, то может подключить свой ресурс контактов и помочь организовать проект.
И если вы правильно придумали, то воплощение вашей идеи не потребует каких-то особых денег. Всё, что вам нужно — мозг, камера Nikon и немного света.