«Проект NikonPro»
По своему опыту участия в фотоконкурсах признаюсь, что победа обычно воодушевляет, в отличие от поражения. Слишком много сил и времени вложено в работу, поэтому оценку судей всегда ждёшь с нетерпением, нервничая и переживая. Факт победы даётся легко, а вот поражение воспринимается по-разному. Для некоторых это — повод двигаться дальше, работать с ещё большей энергией. Другие, наоборот, сдаются. Результаты конкурсов, на каком бы уровне они не проходили, нужно уметь принимать, анализировать их и идти вперёд. Мне хотелось бы поделиться с вами собственным опытом.
Я уверен, что профессионализм фотографа держится на трёх столпах: качественные публикации в журналах, собственные фотовыставки и победы в конкурсах. Первые показывают профессиональную востребованность фотографа. Вторые — умение организовать процесс вокруг своего имени, правильно и выгодно подать свои работы, и просто банальную популярность автора, что тоже немаловажно. А вот третьи — это признание твоих заслуг профессиональным сообществом. Ведь победа в фотоконкурсе — это выбор и оценка жюри. Первые два пути я освоил достаточно хорошо, над третьим продолжаю работать.
В начале октября 2016 года прошло награждение победителей всемирного конкурса фотографии в области экстремальных видов спорта Red Bull Illume 2016. Этот конкурс — лучшее, что есть в экшн мире, и именно он собирает топовых мировых фотографов. Мои снимки были выставлены на конкурс, но на этот раз остались в аутсайдерах. Я нисколько не сомневаюсь в компетенции тех, кто оценивал фотографии Red Bull Illume. Это авторитетные фотографы-профессионалы из разных областей, которых интересуют путешествия и экстремальные виды спорта. Но даже при том, что один из членов жюри пророчил моей выборке работ победу, этого не случилось.
На конкурс было представлено 5645 фотографов, которые прислали почти 35 000 фотографий. При таком количестве работ судьям невероятно сложно выбрать победителя. Я неоднократно участвовал в работе жюри; поверьте, выбрать достойного всегда очень нелегко.
Правило номер один для тех, кто хочет попасть в шорт-лист: ваш кадр должен сразу привлечь внимание. Если там есть необычайно интересная деталь, но сразу её не разглядеть, то шансов, что снимок заметят, очень мало. Выбор отдельно взятого судьи всегда абсолютно субъективен, и попасть в сферу его интересов может быть не так просто.
Посмотрите на те кадры, которые победили в своих номинациях:
Список финалистов хотелось бы закончить кадром нашего соотечественника, Дениса Клеро, который первым из России дошёл до победы в этом конкурсе. Российские фотографы не раз отправляли сюда свои работы, но только в 2016-м их имена впервые были замечены судьями и появились в предварительных лонг-листах. Этот факт сам по себе — большой прорыв для всех нас.
Интересно, что в 2010 году в финале был очень похожий кадр Рики Адама, что никак не умаляет победы Дениса, на снимке которого — руки скалолаза Рустама Гельманова.
Кроме Дениса Клеро, в шорт-листе конкурса оказались ещё несколько имён российских фотографов, в том числе и Виктор Лягушкин, мой сокомандник в Nikon. Мои поздравления, Виктор!
Есть в финале несколько снимков, которые я бы отметил особо. По моему мнению, они больше всего достойны победы:
Что касается моих работ, то вот часть кадров, которые участвовали в конкурсе в этом году:
Что же даёт фотографу участие в подобных конкурсах? Прежде всего, это возможность сравнить свои работы с работами других профессионалов, увидеть и осознать свой уровень в выбранном жанре. Плюс понимание того, какая в этой нише конкуренция, какие модные тенденции сегодня «правят бал» и куда стоит двигаться. Для многих финалисты — это своеобразные ориентиры. Раньше я рассматривал победившие работы как отправную точку для собственного развития, а сейчас просто слежу, кто куда двигается, но для себя выбираю свой путь. Это не просто, но очень интересно.
Такие конкурсы учат критически оценивать свои работы. Порой кажется, что твои фотографии — лучшие; ведь друзья и знакомые восхищаются, хвалят их, вновь и вновь приглашают тебя на съёмку. А потом конкурс всё расставляет на свои места. И тут важно понять, почему победители оказались таковыми, что в их снимках зацепило жюри: сюжет, детали, высокопрофессиональная техника работ или всё это, вместе взятое.
Вот несколько советов тем, кто пока ещё раздумывает, участвовать или нет в фотоконкурсах:
- участвуйте обязательно;
- выберите шорт-лист из 20–30 работ и просто отложите их на время;
- спустя 5–7 дней выберите из отложенных те несколько снимков, что вы отправите на конкурс (их количество зависит от конкретного конкурса; во многих существуют ограничения по количеству работ от одного автора в одну категорию);
- при необходимости ещё раз обработайте их, выделив важные детали, сделайте снимки чуть более эффектными;
- отправляйте!
Очень важно отслеживать даты приёма работ, чтобы не оказаться в числе опоздавших. Я бы советовал заранее посмотреть в интернете тематические подборки интересных для вас конкурсов и отметить себе в календаре дедлайны подачи заявок.
Я начал с того, что проигрывать всегда тяжело. Ни имя, ни предыдущие заслуги не гарантируют автоматической победы. Вспомните хотя бы премию «Оскар» в мире кино. Но, одновременно, — проиграть бывает полезно. Главное — помнить о своей цели и понимать, что участвуя в конкурсе, ты движешься к ней, не терять веру и стремление к победе. Следующий приём работ будет через три года, и в моих планах — удивить судей.