«Проект NikonPro»
Что вдохновляет фотографа? Пожалуй, эта тема неисчерпаема. За каждым снимком стоит жизненный опыт и бесконечное количество образов. Философское осмысление жизни и, безусловно, любовь к людям, посещение выставок, музеев, анализ живописных полотен, даже наблюдение за игрой света и тени дарят вдумчивому фотографу бесценные идеи.
В этой статье я хотел бы рассказать о своём главном источнике вдохновения — великом кинематографе! Ведь качественное кино производит сильнейшее визуальное впечатление, даёт множество образов, которые отражаются в творческой работе.
Для меня кино любого жанра является источником идей для съёмки портретов, свадеб и love story. Практически в каждом фильме есть отношения мужчины и женщины, и их образы можно сохранить в своей копилке фотоидей. А копилку эту я рекомендую завести каждому фотографу. Смотрите фильмы, делайте скриншоты понравившихся сцен и просматривайте их регулярно. Копилка будет пополняться, и вы даже не заметите, как вырастет ваш уровень мастерства. Я храню в смартфоне около тысячи скриншотов, часто просматриваю и постоянно пополняю свою коллекцию.
Говорить о чёрно-белом кинематографе можно бесконечно, потому что энтузиазм первых его десятилетий был неиссякаем. Достаточно вспомнить шедевры немого кино: «Броненосец Потёмкин» Сергея Эйзенштейна, «Огни большого города» Чарли Чаплина, «Земля» Александра Довженко или «Голубой свет» Лени Рифеншталь.
Если говорить о более современных чёрно-белых фильмах, то здесь совершенно недосягаем великий оператор Сергей Урусевский, снявший несколько выдающихся картин: «Летят журавли», «Неотправленное письмо» и «Я — Куба». Можно бесконечно просматривать эти фильмы и наслаждаться великолепным визуальным рядом, виртуозной техникой съёмки и работы со светом. Кстати, «Я — Куба» целиком снят на инфракрасную плёнку. Это уникальный пример в истории кинематографа, когда операторская работа доминирует над сюжетом фильма.
Фильм «Я шагаю по Москве» (оператор Вадим Юсов, режиссёр Георгий Данелия) с его очень позитивным, светлым и жизнелюбивым сюжетом во многом определил моё отношение к жизни. Кадры из него до сих пор вдохновляют меня на съёмки похожих сюжетов. Особенно сцена с девушкой, идущей под дождём, и с велосипедистом с зонтом!
Долгое время я был влюблён в фильмы Андрея Тарковского. В моём ближнем круге в школьные годы не было никого, кто бы знал о существовании фильмов этого режиссёра. Однажды, прогуливая уроки, я зашёл с товарищем в ближайший кинотеатр. В тот день там показывали единственный фильм — «Сталкер». Минут через пятнадцать после начала зрители начали выходить из зала, не выдержав тягучего ритма картины. Мой друг тоже предложил уйти, но меня заворожили образы, чёрно-белые кадры, сменяющиеся цветными, музыка Эдуарда Артемьева, необычная игра актёров. Что-то переворачивалось внутри меня, мир становился другим. До конца картины дотерпели только несколько человек. Среди них я и мой измученный друг.
Я стал интересоваться фильмами Тарковского, хотя информация в то время была очень скудная. Просмотрел не один раз все его фильмы, и каждый из них запомнился необыкновенной, фантастической работой операторов. Фильмы «Иваново детство», «Андрей Рублёв» и «Солярис» снимал Вадим Юсов. Самую драматичную картину — «Сталкер» — снимали два оператора: Георгий Рерберг и Александр Княжинский. Великую картину «Зеркало» — тоже Рерберг. «Жертвоприношение» снимал оператор Свен Нюквист, а «Ностальгию» — Джузеппе Ланчи.
Лет пять назад меня пригласили на съёмки свадебного путешествия в Италию, в Тоскану. Я вдруг отчётливо вспомнил тосканские образы из картины «Ностальгия», особенно последние кадры, снятые, как я потом узнал, в аббатстве Сан-Гальгано, недалеко от города Сиена. И я предложил съездить туда. Трудно передать чувства, которые я испытал, очутившись в знакомом по фильму месте!
Вот кадр из фильма и моя фотография, появлением которой я обязан кинокартине «Ностальгия» и Андрею Тарковскому.
На съёмки меня часто вдохновляет даже не сам видеоряд, а ощущение от фильма. Однажды, планируя свадебную съёмку, я в очередной раз пересмотрел бессмертный фильм Михаила Казакова «Покровские ворота» и вдруг почувствовал непреодолимое желание сделать фотосессию свадьбы по мотивам фильма и предложил эту идею будущим молодожёнам. Они с радостью согласились, и дальнейшее уже было только делом техники. Я нашёл места в Москве, где снимался этот фильм, костюмы той эпохи, и свадебный день превратился в увлекательное путешествие в Москву пятидесятых: с оттепелью, надеждами на обновление и будущее счастье, которое, казалось, не за горами…
Можно привести огромное количество примеров хорошего операторского кино, но остановлюсь на нескольких, на мой взгляд, очень богатых образами и великолепной фотографической картинкой фильмами.
Первое, что просто необходимо увидеть фотографу, — фильм Ashes and Snow («Пепел и снег»). Известный фотограф Грегори Кольберг снял фильм о гармонии человека и животных, где каждый кадр великолепен, с идеальным светом, тональностью и композицией. Готовый учебник фотографии! Из кадров этого фильма получилась целая фотовыставка. В своё время она с большим успехом путешествовала по миру:
Гениальный оператор Витторио Стораро снял для режиссёра Бернардо Бертолуччи несколько шедевров. Один из них — фильм «Конформист». Каждый кадр является образцом постановки света и композиции.
Но особенно я хотел бы остановиться на творчестве режиссёра Жана-Пьера Жене и оператора Брюно Дельбоннеля. В первую очередь, это фильмы «Амели» и «Долгая помолвка».
Объединённые одним художественным решением и исполнительницей главной роли Одри Тоту, они совершенно разные по содержанию. Фильмы содержат в себе бесконечное количество прекрасных образов, которые являются примерами фантастической работы с цветом и светом. Я бы рекомендовал начать с «Амели». Это обычный фильм с замечательным сюжетом и великолепной музыкой Яна Тьерсена. Предлагаю вам посмотреть его несколько раз по такому алгоритму:
-
1. Отключить звук и сосредоточится на композиции.
-
2. Определить, какое фокусное расстояние объектива было использовано в той или иной сцене. Крупные планы сняты широкоугольником, что противоречит рекомендациям учебников фотографии, но тем не менее эти картины великолепны.
- 3. Обратить особое внимание на совершенное цветовое решение каждой сцены. Поразительно, что в этом фильме доминируют в самых разнообразных сочетаниях и решениях всего два цвета: красный и зелёный.
И уже после этого насладиться визуальным эффектом кадров из фильма «Долгая помолвка»:
Хотелось бы порекомендовать также признанный шедевр режиссёра Тарсема Сингха — фильм «Запределье». Он не оставит равнодушным ни одного любителя красивых фотографий:
Используя опыт, накопленный кинематографом, можно добиться серьёзного прогресса в собственном развитии. И примеров тому масса!
Чтобы снимать в так называемом кинематографическом стиле не нужно никакой особой техники. Можно снимать хоть смартфоном. Здесь, как и в любом другом деле, важна мотивация, чувство света и вкус. Чем больше вы смотрите и анализируете, тем выше вероятность снять красивейший кадр, глядя на который ваши друзья и знакомые воскликнут: «Вау! Ну это же просто кино!»
Вот список роскошных фильмов для вдумчивого просмотра с пользой для профессии и творчества:
- «Я – Куба», Михаил Калатозов;
- «Королевство полной луны», Уэс Андерссон;
- «Зеркало», Андрей Тарковский;
- «Иваново детство», Андрей Тарковский;
- «Сталкер», Андрей Тарковский;
- «Последний император», Бернардо Бертолуччи;
- «Последнее танго в Париже», Бернардо Бертолуччи;
- «Проклятый путь», Сэм Мендес;
- «Красота по-американски», Сэм Мендес;
- «Английский пациент», Энтони Мингелла;
- «Список Шиндлера», Стивен Спилберг;
- «Дни жатвы», Терренс Малик;
- «Любовное настроение», Вонг Кар-Вай;
- «Возвращение», Сергей Звягинцев;
- «Изгнание», Сергей Звягинцев.