Портреты местных жителей — один из самых интересных жанров travel-фотографии. Он сделал имя не одному десятку всемирно известных фотографов. Стив МакКари и его «Афганская девочка», Тимоти Аллен с потрясающими снимками в проекте «Планета Людей» — яркие представители жанра, чьи работы раскрывают характер и традиции народов разных уголков мира.
Одно из моих любимых направлений — мужской портрет. Как правило, это не просто приятная внешность; он часто харизматичен, в нём читается драма. Люди на travel-портретах — прежде всего представители своей страны и культуры, но всегда с собственной историей и судьбой.
Фотопортрет — достаточно сложный жанр в travel-фотографии. Если к съёмке пейзажа можно готовиться часами и возвращаться в одно и то же место несколько раз, то в портретах это невозможно. Поэтому фотографы обычно используют профессиональные приемы и хитрости, снимая людей крупным планом. Поговорим про самый доступный способ — съёмку на длиннофокусный объектив.
Современные телеобъективы позволяют даже начинающим фотографам создавать портреты на расстоянии. Люди, которых вы фотографируете, могут даже не узнать о съёмке. Они спокойно продолжают заниматься своими делами, оставаясь совершенно естественными. Кроме того, телеобъективы обычно дают очень приятное размытие заднего плана. Для travel-фотографов длиннофокусный объектив — обязательный элемент оборудования.
Мой основной спутник в путешествиях — Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor. Он обеспечивает потрясающую резкость в связке с камерами без АА-фильтра (например, Nikon D7100 и D7200), обладает очень приятным рисунком и довольно мало весит, что важно для путешествий.
Доступно — не значит легко. Снять удачный портрет или городскую сцену в незнакомом месте — очень сложная задача. Попробуйте начать с людей, которые вас окружают.
Этот снимок я сделал в Чили. Утром на рыбном рынке в Вальпараисо было всего несколько торговцев; я расположился неподалеку с объективом Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor. И как только начал снимать сцены с чайками, одна из них решила утащить себе обед. Но безуспешно!
Длиннофокусная оптика поможет снять портрет, не касаясь личного пространства героя снимка. Я часто использую такой прием: на одной из главных площадей города занимаю удобную для наблюдения позицию и снимаю сцены из жизни вокруг.
Эти два снимка были сделаны в одном и том же месте, на острове Такиле в Перу, с разницей в несколько минут. Такиле известен своим ткацким искусством, которое внесено в список наследия ЮНЕСКО. Где же проще всего познакомиться с ним, как не на центральной площади посёлка ткачей?
Важная деталь: оба мужчины на данных снимках находятся в тени. Это помогает избежать очень жёсткого контраста тени и света на лицах.
Обращайте особое внимание на людей, которые заняты конкретным делом. Крайне сложно снимать тех, кто просто идёт по улице: процент кадров, отбракованных из-за технических ошибок или неудачной композиции, огромен. Этот снимок — редкое исключение, когда мужчина внезапно остановился, погрузившись в телефон.
Публичные выступления и концерты — ещё одна отличная возможность снять удачный кадр. Здесь есть время для того, чтобы сделать несколько вариантов снимка — не пренебрегайте таким случаем. Я использую серийную съёмку, когда необходимо получить яркий эмоциональный портрет без технических ошибок.
При этом старайтесь обращать внимание на ключевые композиционные элементы самого выступления, например, жесты или танцевальные движения. Это позволит добавить динамики в кадр и лучше передать эмоции.
Прекрасный шанс снять хороший портрет или городскую сцену дают фестивали и праздники. Но в гуще событий я обычно не работаю, предпочитая окраины. Подобные мероприятия слишком многолюдны, что мне чрезвычайно мешает. Удаляясь же от центра, публика ведёт себя более естественно. В эти моменты реально поймать интересные кадры, в которые реже попадают случайные прохожие.
Этот кадр сделан на The Tall Ship Races в норвежском Бергене. Российский парусник «Крузенштерн» был главным героем регаты: огромный четырёхмачтовый барк собирал толпы посетителей. Разумеется, я тоже поднялся на борт и прогулялся с фотокамерой по палубе. Но мой лучший кадр того дня — в курилке «Крузенштерна».
Самое главное, что я ценю в мужском портретном снимке — это характер. Возраст, образ жизни или род занятий при этом не имеют значения. Продавец на рыбном рынке в Чили, мальчуган-химба в Намибии, старый ткач в Перу или российский моряк в Бергене — все эти фотографии для меня как рассказы о сильных людях с интересной судьбой.