Вверх
95fad1f8 cf8a 4db0 b786 dcec99390a6a

Виктор Лягушкин. Физика подводной фотографии

Дата публикации: 02.11.2017

«Проект NikonPro»

Виктор Лягушкин. Физика подводной фотографии NIKON D4S / 16.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F8, 1/125 с, 16.0 мм экв.

Потеря частей спектра и видимые расстояния

У воды совершенно иные физические свойства, нежели у атмосферы, а значит и свет под водой распространяется иначе. Давайте рассмотрим, как это влияет на фотографию.

Даже самая чистая вода в 1000 раз менее прозрачна и в 770 раз плотнее, чем воздух. Это значит, что съёмка под водой с расстояния в один метр равноценна съёмке в километре от объекта на поверхности. В воде всегда присутствуют минеральные соли, неорганические частицы, микроорганизмы и просто частички грязи. Свет поглощается как самими молекулами воды, так и примесями; соответственно, чем грязнее вода, тем сильнее поглощение. Как следствие, максимальная прозрачность водной толщи не может превышать 60 метров, а минимальная может быть и нулевой.

Фотоны света, сталкиваясь с препятствиями в виде молекул H2O и примесей, не только поглощаются, но и рассеиваются, отчего изображение теряет контрастность, становится мутным. Чтобы было проще представить, как водная толща влияет на свет, привожу простое сравнение: «По сути, вода — это мутный голубой фильтр, который находится между вами и объектом съёмки».

Из школьного курса физики нам известно, что белый солнечный свет состоит из волн разной длины, составляющих спектр. Помните считалочку: «Каждый охотник желает знать…»? Подводный фотограф обязательно должен держать её в уме, потому что каждые 8 метров воды «съедают» одну составляющую спектра. То есть, начиная с этого расстояния, вы не сможете различить красный цвет, а красные предметы будут казаться чёрными.

Дайвер на этом снимке держит три воздушных шара: красный, зелёный и жёлтый. Попробуйте угадать, какой из них какого цвета изначально:

NIKON D200 / 10.5 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/60 с, 15.0 мм экв.

На глубине 16 метров не будет уже ни красного, ни оранжевого цветов — и так далее, пока не останется только сине-фиолетовый. Это и есть цвет морской бездны.

Иногда со мной по этому поводу пытаются спорить: «Я вот был на Красном море, нырял на 30 метров и видел красные кораллы!» На самом деле, это обман нашего мозга. Во-первых, когда мы знаем, какого цвета объект, то мозг старается показать его нам именно таким. Во-вторых, для нас, «сухопутных животных», странно, если окружающие предметы будут однотонными, поэтому мозг-компьютер пытается сделать подводную картинку более привычной для нашего восприятия. А вот камера беспристрастна, она видит кораллы Красного моря на такой глубине сине-зелёными.

На этом фото с озера Иссык-Куль хорошо заметно, как исчезают цвета в зависимости от расстояния. Вблизи камеры камешки разноцветные, но чем дальше, тем более однотонным становится изображение.

NIKON D3S / 16.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 400, F13, 1/640 с, 16.0 мм экв.

Первые цифровые камеры имели очень небольшой динамический диапазон и для съёмки под водой практически не годились. Современные же камеры позволяют делать именно такие снимки, какие мы хотим.

Вот наглядный пример с моей Nikon D4S. Как я уже сказал, камера беспристрастна и видит дно Байкала сине-зелёным. Но мы, люди, видим его иначе! Оставшийся сигнал на красном канале позволяет корректировать картинку при пост-обработке, чтобы сделать её такой, какой она должна быть по нашему представлению.

NIKON D4S / 16.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 400, F16, 1/125 с, 16.0 мм экв.

Когда начинающий подводный фотограф пытается определить дистанцию под водой, то попадает в ещё одну ловушку. Это — так называемая проблема видимых расстояний. Поскольку коэффициент преломления у воды в 1,3 раза больше, чем у воздуха, то все предметы представляются бОльшими, чем есть на самом деле. И фотографу кажется, что он находится очень близко, но это всего лишь обман зрения. Под водой вы находитесь на 30% дальше от любого предмета, чем говорят вам ваши глаза. Поэтому в подводной съёмке совет Роберта Капы подойти ближе актуален как нигде, ведь это единственный способ получить качественную картинку.

Дата публикации: 02.11.2017
Комментировать
31ff38fd 2937 484b 84a7 75b415a55c90 square 100
Виктор Лягушкин

Фотограф National Geographic, известный своими подводными и пещерными съемками. Он - автор более тысячи публикаций и репортажей в самых известных журналах мира, художник-декоратор по образованию, победитель многих международных конкурсов по фотографии, лауреат национальной премии «Подводный мир», амбассадор Nikon. Его работы выставляются и публикуются во всем мире и производят на людей неизгладимое впечатление.

Побывав в Ординской пещере, фотограф захотел показать людям то, чего они никогда не смогут увидеть. Идея переросла в проект, положивший начало профессиональной карьере Виктора – съемка оказалась настолько интересной общественности, что после выхода книги «Ординская пещера. Познание» у фотографа совсем не осталось времени на прежнюю, «сухопутную», работу.

Проекты Виктора Лягушкина:
2010 – Ординская пещера. Познание
2011 – Принцесса китов
2011 – Пещеры Урала
2012 – Черек-Кель. Кувшин джина
2012 – Хозяйка Орды
2013 – Ледяное подземелье
2013 – Балтика. Тайны затонувших кораблей
2014 – Быть дельфином
2015 - Чужие на Байкале

Подробнее о Викторе Лягушкине можно прочитать на сайте NikonPro.ru

Другие статьи рубрики

Показать больше статей