Считается, что в арсенале фотографа-пейзажиста главным творческим инструментом является широкоугольный объектив. Чаще всего это действительно так, однако в пейзажной фотографии бывают сюжеты, которые невозможно запечатлеть широкоугольной оптикой.
Иногда даже в пейзажной съёмке приходится снимать достаточно удалённые от нас сюжеты. В такой ситуации оптимальным будет выбор телеобъектива. В съёмке пейзажей с применением телеобъектива есть ряд интересных особенностей, о которых мы поговорим в этом уроке.
Сразу стоит напомнить, что телеобъектив — это объектив с эквивалентным фокусным расстоянием от 70 мм и более. По личному опыту могу сказать, что в пейзажной съёмке обычно используется именно умеренный теледиапазон фокусных расстояний — примерно 70–200 мм (50–150 мм для камер с матрицей формата APS-C).
Для съёмки пейзажа более длинные фокусные расстояния на практике использовать сложно. Ведь при съёмке объективом, например, 300 мм придётся брать слишком крупные планы, и тогда наше фото перестанет быть пейзажем как таковым (это будет фотография отдельных мелких деталей). А если фотографировать с большой дистанции, фотографии будут получаться не столь контрастными и не такими чёткими, как этого бы хотелось, ведь воздух в атмосфере не совсем прозрачен. Таким образом, слишком многое будет зависеть от погоды.
В горах телеобъектив поможет показать достаточно отдалённые сюжеты, подчеркнув на фото воздушную перспективу: чем дальше от нас горные хребты, тем менее контрастными они становятся.
Очевидно, что основное свойство и преимущество телеобъектива — возможность «приближать» отдалённые от нас сюжеты. К примеру, фотографию с Останкинской башней я делал, находясь на расстоянии пяти километров от неё, около станции метро «Динамо». Но пейзажисты любят телеобъективы не только за это.
Поскольку телеобъектив в отличие от широкоугольной оптики имеет гораздо более узкий угол обзора, с помощью него удобно акцентировать внимание на каком-то конкретном объекте на фото. А из-за узкого угла обзора и большой дистанции съёмки телеобъектив позволяет «сжать» перспективу на фото: пространство на снимке будет сгруппировано более плотно.
Узкий угол обзора телеобъектива сказывается и на фоне. При съёмке с использованием широкоугольной оптики на фон часто попадают лишние детали, а телеобъектив помогает отсечь лишнее пространство и сильнее акцентировать внимание на сюжете кадра.
Чтобы поснимать пейзажи в красивом освещении, рекомендуется выезжать на природу в режимное время, рано утром или вечером перед закатом. Но погода не всегда благоволит фотографу. Бывает и так, что вместо красивого заката или рассвета, окрасившего небо, всё ограничивается лишь скудными красками над самым горизонтом. Такие закаты и рассветы характерны для ранней весны и поздней осени, а также могут случаться в ясные дни, когда на небе совсем нет облаков. В таком случае телеобъектив поможет показать краски на небе крупнее, «отрезав» скучное серое небо.
Так получилось и у меня на фото с Останкинской башней. В то время как большая часть неба была затянута тучами, благодаря телеобъективу мне удалось поймать просвет в тучах над башней, через который проглядывал утренний солнечный свет.
Однако при работе с телеобъективами за счёт узкого угла обзора получить «шевелёнку» становится гораздо проще, чем при съёмке обычными объективами. Поэтому стоит подумать о фиксации камеры на штативе или использовании достаточно коротких выдержек. Штатив для камеры с телеобъективом лучше выбрать мощный, с хорошей штативной головкой.
Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше будет глубина резкости при прочих равных параметрах. Поэтому при съёмке телеобъективом вряд ли получится добиться идеальной резкости на переднем плане, если тот расположен близко к камере.
Я снимал на фотокамеру Nikon D810. Благодаря удобному управлению и разрешению матрицы в 36 мегапикселей эта камера является отличным выбором для фотографа-пейзажиста. В качестве телеобъектива я использовал Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor. Этот компактный телевик достаточно резок, чтобы дать качество картинки, соответствующее 36-мегапиксельной матрице фотоаппарата. К слову, существует заблуждение, что хороший телеобъектив должен быть очень большим и очень дорогим. Возможно, это касается супертелеобъективов с фокусным расстоянием свыше 300 мм. Если же говорить об умеренном теледиапазоне, наиболее востребованном фотографами, то здесь выбор недорогой длиннофокусной оптики очень велик. Начнём с того, что многие универсальные и даже китовые объективы работают в теледиапазоне. Например, Nikon AF-S NIKKOR 24-120MM F/4G ED VR или Nikon AF-S DX 18-140mm F3.5-5.6G ED VR Nikkor. Что же касается собственно телеобъективов, Nikon может похвастаться недорогим полнокадровым Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor. Кстати, совсем недавно Nikon представил новинку — очень бюджетный и компактный телевик, рассчитанный на «кроп»: Nikon AF-S DX 55-200mm f/4.5-5.6G ED VR II Nikkor (он уже участвовал в нашем тесте Nikon D5500).
Поскольку я фотографировал с использованием штатива, я смог позволить себе поработать с длинными выдержками. С помощью программируемого пульта дистанционного управления, я установил выдержку чуть длиннее минуты. На такой длинной выдержке мне удалось эффектно размыть транспортный поток на дороге. Благодаря этому в глазах не рябит от обилия машин на дороге, они не отвлекают на себя внимание зрителя. А следы от автомобильных фар подчеркнули динамику в кадре.