«Проект NikonPro»
Профессиональное портфолио амбассадора Nikon Роберта Максимова включает фоторепортажи с двух десятков олимпиад. Летние игры в Рио-2016 не стали исключением. Знаменитый фотограф рассказал о «кухне» олимпийского пресс-центра.
Приезд, аккредитация
Представьте себе, что в одно место съезжаются сотни тысяч болельщиков; 5 000 журналистов (из них чуть меньше половины — фотографы); собственно, 16 000 спортсменов, которым предстоит состязаться в 35-ти видах спорта. Все эти люди в данном месте оказываются практически одновременно. Это и есть Олимпиада.
«Олимпиадная» командировка — мероприятие дорогостоящее, поэтому каждый репортёр, как правило, получает в редакции конкретное задание; проще говоря, список того, что ему необходимо снять. И главная проблема фотографа здесь — время; везде нужно успеть.
По прилёте, в аэропорту, каждый журналист должен получить аккредитацию. Как правило, это одновременно и виза для въезда в страну, и пропуск на все предполагаемые мероприятия. После размещения в отеле фоторепортёру необходимо посетить главный пресс-центр и получить локер. Локер — это специальный металлический ящик, в котором оставляют аппаратуру на ночь в пресс-центре: носить её с собой небезопасно и неудобно. В отель, как правило, берутся только аккумуляторы на подзарядку. Также выдаётся фотожилет, без которого невозможно выйти ни на одну площадку. Жилеты бывают двух цветов: коричневый для всех и зелёный для пула. В этом году пул был настолько дорогим, что далеко не все мировые агентства смогли его себе позволить. Туда аккредитовались Getty Images, Reuters и Associated Press, плюс по одному официальному фотографу от международной федерации соответствующего вида спорта. Вот у этих нескольких человек на каждом соревновании было абсолютное преимущество перед остальными двумя тысячами фотографов.
Логистика
По окончании всех необходимых процедур я сажусь в шаттл, который курсирует между объектами олимпийского парка. Необходимо объехать их все, чтобы знать, где что находится, и самое главное — запомнить ходы, ведущие на фотопозиции, ведь по-другому в нужные точки не попадёшь. В Рио эта задача оказалась не из лёгких: препятствовали лабиринты коридоров и лестниц; многие фотографы путались и опаздывали на соревнования.
Олимпийский парк представляет собой основные арены для Игр, расположенные на одной огромной территории. Между собой их соединяют специальные автобусы: можно попасть на соревнования по плаванию, борьбе, гимнастике, фехтованию, баскетболу, гандболу, теннису. Но вот стадион для легкоатлетов находился в другой части города; такое случилось впервые в моей практике и оказалось жутко неудобно.
Олимпиады последних десятилетий объединяет единая концепция проведения, и в плане организации они мало чем отличаются друг от друга. Но, разумеется, всегда есть поправка на местный колорит. Олимпиада в Рио, например, неприятно удивила проблемами с транспортом. Так, площадки для лёгкой атлетики и волейбола находились сравнительно недалеко друг от друга. Однако, от одной к другой автобус вёз журналистов через пресс-центр, находившийся в 30 километрах от обеих! В итоге, дорога занимала два часа, один объект отнимал у фотографа полдня, а вторую съёмку в этот день можно было уже не планировать. Сами шаттлы иногда приходилось ждать по часу, местные водители почти не владели английским, и на парковке у пресс-центра обычно царила полная неразбериха.
Фотопозиции
Результат работы фотографа на Олимпиаде в первую очередь зависит от удобства фотопозиций. Неоднократно выступая шеф-фотографом чемпионатов мира, я точно знаю, что точками съёмки нужно заниматься минимум за полгода: выбирать конкретные места, «выбивать» их у оргкомитета, убирать из билетной программы. В Рио же фотографов ждал неприятный сюрприз: в некоторых случаях более худших позиций было не придумать. Например, на соревнованиях по прыжкам в воду нас, человек пятьдесят, посадили снимать в лоб. А ведь это совершенно недопустимый ракурс! Но делать нечего, пришлось смириться и фотографировать только сам момент прыжка и вход в воду, а вращение пропускать.
Или, к примеру, борьба: три ковра, точки съёмки сверху и сбоку. Не очень удобно, хотя сбоку можно было попытаться сделать интересный кадр. Но — до момента первого награждения, когда между фотографами и площадкой устанавливали помост, перекрывавший собой всё, и уже не убирали до конца соревнований. Репортёры уходили наверх, но оттуда снимать сложнее. Иногда нам разрешали занять свободные места (как, например, на гандболе), но чаще мы были ограничены согласованными фототочками.
Как распределяются места на таких мероприятиях? Приходишь в восемь утра, занимаешь лучшее из предложенных — место твоё. У представителей агентств было явное преимущество — самостоятельный выбор точки съёмки. Хорошие позиции с удачным светом, олимпийскими кольцами на заднем плане… И, кроме них, туда никого не пускали: таковы приоритетные возможности, купленные агентствами.
Рабочий день журналиста
Распорядок дня зависит от задания, которое получил фотограф. В первые дни я снимал только теннис, и мой день начинался в восемь утра. Я выходил из отеля, ехал в пресс-центр, затем на фототочки. Соревнования проходили одновременно на девяти кортах. Для комфортной работы в таких условиях необходимы стартовые протоколы, чтобы знать точно, кто и где будет играть, спланировать съёмку. Распечатать их можно было накануне в пресс-центре, где всегда были доступны компьютеры с принтерами.
В послеобеденный перерыв, до трёх часов дня, можно было отправиться в пресс-центр, отсмотреть и переслать фотографии. После трёх все вновь разъезжались по объектам. Тем, кто снимал в Рио лёгкую атлетику, было непросто — выступления заканчивались в половине одиннадцатого, автобусы ходили раз в час, а ведь на атлетике одновременно находились примерно 1000 фотографов и 1500 пишущих журналистов! Времени на сон оставалось совсем немного.
Свет и выбор момента
Забавный момент у меня вышел в первый день со светом. Пришел я на точку, выбрал позицию и определил, что вскоре свет достигнет нужной стороны и всё будет отлично. Время идёт, солнце в небе, а свет все не приходит — наоборот, удаляется! Я был однажды в Австралии, но с тех пор совсем позабыл, что в другом полушарии и солнце движется по-другому.
Свет на съёмочных площадках поначалу казался не совсем удачным — жёсткий, контровой, сильные тени. Но используя эти данные как приём, я смог получить интересные, живые, нестандартные снимки. Например, тени создавали красивый рисунок и вносили разнообразие в кадр. Иногда игра не шла — тогда я переходил на крупные динамичные планы с эмоциями. Этот же приём безотказно работает при съёмке борьбы — иногда она очень красива, а иногда и за полчаса не случается ни одного броска. Тогда я переходил на большую оптику и конвертер, снимал крупно лица, руки, напряжение. И, конечно же, радость победы во время награждения.
На соревнованиях важно сразу настроиться на съёмку — у меня на это уходит 10–15 минут. Иначе очень много времени теряется в ожидании хорошего кадра. Снимать Олимпийские игры — не то же самое, что пейзажи, например. Всё действо длится мгновение и уходит безвозвратно.
Так, есть один интересный момент в синхронном плавании: как и во многих видах спорта, здесь желательно знать программу выступления, потому что 90 процентов времени синхронистки находятся под водой — снимать это неинтересно. И вот, в какой-то момент, всего один раз, одну из спортсменок выбрасывают вверх из воды. Этот кадр нужно ждать, для него необходимо подобрать оптимальную оптику. Можно снять «крупняк» летящей спортсменки, либо выбрать линзу покороче и показать высоту выброса. Как и в любой съёмке, фотограф должен прежде всего думать и добиваться разнообразия. Я три дня снимал синхронное плавание и все три дня менял точки, снимая снизу, сбоку, с «полуверха» и сверху.
Техника
Отмечу, что крупные агентства стандартными объективами при съёмке, например тенниса, не пользуются. Как правило, у них в ходу дальнобойная оптика на 400 мм, которая позволяет получать качественные средние и крупные планы. Вообще, на этой Олимпиаде практически все фотографы работали объективом AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, он самый удобный.
На Олимпиаде в Рио у Nikon работал сервис, где можно было почистить камеры, получить на время съёмки объектив или фотоаппарат, а также подменную технику на время ремонта собственной. Чтобы взять «большой» объектив, нужно было приехать к восьми утра и успеть его выхватить. Я несколько раз пытался заказать новый AF-S NIKKOR 200–500mm f/5.6E ED VR, но он мне так и не достался. В дефиците был и AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR. Зато удалось протестировать в работе новый AF-S NIKKOR 600mm f/4E FL ED VR. Очень хороший объектив! Но стоит учитывать, что он «строгий», создан для специального кадра, который сначала необходимо задумать. Им невозможно провести всю съёмку — ведь это только один план, а репортаж необходимо подкреплять разными кадрами, сделанными на другие объективы. Я использовал его для водного поло и тенниса, для кадров «в лоб» с противоположной стороны поля.
Моя основная камера в Рио — Nikon D5. Не устаю повторять, что работа с ней — это просто фантастика! Вторая камера — Nikon D4s. В сравнении, конечно, разница просто огромная — и по уровню шума, и по резкости, и по картинке. Практически перед каждой съёмкой я проводил настройку камеры, так как случались ситуации, где был достаточно сложный свет, а я снимал только в JPEG (и надо сказать, мне этого хватало). Например, на водном поло и синхронном плавании был жёсткий контровой свет: тогда в настройках я понижал контраст. Когда было пасмурно — наоборот, добавлял контраст и яркость.
В Рио я впервые попробовал съёмку в режиме автофокуса «AUTO-слежение». Честно говоря, не знал, что это такое — руки не доходили протестировать. Данный тип фокусировки я опробовал в теннисе и борьбе. Когда снимаешь в режиме «AUTO-слежение», камера держит объект, а фокус «бегает» за ним по кадру. Это оказалось стопроцентным попаданием, особенно съёмка быстрых движений телевиком, когда нельзя шевелить камеру: спортсмен получается резким, даже при перемещении к краю кадра.
В заключение хочется сказать, что несмотря на сложности в работе и коммуникациях, катастрофическое отсутствие времени на сон и иные трудности, я очень рад, что довелось увидеть потрясающе красивый, необычный, колоритный Рио. Этот город навсегда запал мне в душу.