Согласитесь, при съёмке пейзажа порой так и хочется включить солнце в кадр, дополнить им композицию. Однако на практике вместо солнца в кадре часто оказывается просто пересвеченное пятно. В этой статье мы дадим несколько практических советов на эту тему.
Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor
Вместо солнца на небе, в кадре образовалось большое белое пятно, лишенное деталей — пересвет. Это техническая ошибка фотографа.
Узнайте о том, что такое динамический диапазон фотокамеры: как с ним работать и как расширять. Ведь расширение динамического диапазона будет очень полезно при съёмке «солнечного» пейзажа.
Не бойтесь брать солнце в кадр! Многие начинающие фотографы боятся брать в кадр светило: якобы можно сжечь матрицу фотокамеры. Это миф. Обычная съёмка против солнца никак не повлияет на сенсор. Опасность может представлять разве что съемка супертелеобъективами (с фокусным расстоянием более 400 мм), да и то скорее не для матрицы, а для глаз фотографа при съёмке солнца через оптический видоискатель. При работе с такой оптикой пользуются ND-фильтрами и стараются не компоновать кадр через оптический видоискатель, отдавая предпочтение режиму Live View. Обычными штатными и широкоугольными объективами (которыми обычно и снимают пейзаж) фотографировать можно безбоязненно.
Грамотная экспозиция снимка — первый шаг к успеху. Подберите такую экспозицию, при которой получится сохранить максимальное количество деталей в кадре. В этом поможет экран Live View с имитацией экспозиции: на нём вы будете видеть картинку той яркости, которая в итоге получится на фото. Такой режим есть на всех современных зеркальных фотокамерах Nikon. Чтобы спасти детали в светлых участках (в том числе и солнце), попробуйте сделать кадр чуть темнее, чем нужно. Особенно это актуально при съёмке в RAW — при дальнейшей обработке снимка в этом формате вы при необходимости с лёгкостью осветлите тёмные участки.
Фотографируйте в RAW! Этот формат поможет максимально сохранить все детали в светлых и тёмных участках кадра. К тому же он очень гибок в обработке, поэтому дома на компьютере можно дополнительно улучшить снимок. Снимая в RAW, на компьютере вы сможете и создать реалистичные HDR-изображения с широким динамическим диапазоном, и расширить динамический диапазон с помощью функции Активный D-Lighting, имеющейся в «родных» конвертерах от Nikon.
Если вы снимете в JPEG, можно пользоваться функциями склейки HDR и Активный D-Lighting прямо на вашей камере. Active D-Lighting есть во всех фотоаппаратах Nikon, а HDR во всех моделях, за исключением самых доступных (Nikon D3200, Nikon D3300).
Чем выше солнце, тем оно ярче! Чтобы оно меньше пересвечивалось, позвольте ему спуститься ниже. Пусть оно висит прямо над горизонтом! Также яркость солнца может снизить наличие тумана, дымки в воздухе.
Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor
Некоторые объективы позволяют получить такие лучи вокруг солнца при съёмке на закрытых диафрагмах.
Защищайтесь от бликов! Блики, «солнечные зайчики» часто появляются при съёмке против солнца. Они могут приводить к падению контраста и детализации фото. Когда речь заходит о бликах, все сразу вспоминают о бленде объектива. Но она может помочь только частично. Бленда — это козырёк, как у кепки. Вспомните, надёжно ли ваши глаза спасает от солнечных лучей козырёк кепки? А спасёт ли он, если вы будете смотреть прямо на солнце? Вряд ли. Кстати, если бленды у вас нет, её легко можно заменить рукой или, допустим, листом картона, просто расположив их в том направлении, в котором на объектив падают «бликующие» лучи (нужное положение можно установить экспериментально). Разные объективы обладают разной устойчивостью к контровому (при съёмке против солнца) свету.
На самом деле, сила бликов во многом будет зависеть от конструкции и технологии изготовления объектива. Компанией Nikon создано специальное нанокристаллическое покрытие Nano Crystal Coat, призванное свести к минимуму блики на фото. Так что объективы с этим покрытием вполне можно порекомендовать для съёмки против открытого солнца.
Впрочем, многие современные объективы, не оснащённые таким покрытием, тоже отлично справляются с этой работой. К примеру, снимки к этой статье сделаны на объектив Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor, блики на котором минимальны.
Солнце в кадре может сделать ваш снимок гораздо выразительнее. А вечернее или рассветное солнце даёт ещё и потрясающей красоты освещение. Дерзайте, и у вас всё получится — не позволяйте техническим нюансам встать между вами и красивыми фотографиями!