Вверх

Роберт Максимов: съёмка плавания объективом Nikon AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Дата публикации: 31.01.2018

«Проект NikonPro»

Роберт Максимов: съёмка плавания объективом Nikon AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR NIKON D5 / Nikon 400mm f/2.8E FL ED VR AF-S Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4.5, 1/1250 с, 550.0 мм экв.

Плавание — один из моих любимых видов спорта, очень интересный и зрелищный. Особый колорит создают вода, отражения, брызги. А уж если повезёт с освещением… Эта съёмка, увы, не тот случай: свет в «Олимпийском» слабый, кажется, он остался тут с самой Олимпиады в 1980-м. Но репортажные фотографы привыкают выжимать максимум из предоставленных условий.

Почему плавание снимать сложно

Новый объектив AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR я решил протестировать на чемпионате России по плаванию, выбрав мероприятие неслучайно. Как правило, на крупных соревнованиях жёстко ограничены фотопозиции: на финалы нужно записываться заранее и, помимо аккредитации, получать дополнительный пропуск на съёмку. Это всегда большая проблема, потому что плавание — второй по популярности вид спорта после лёгкой атлетики, он приравнивается к финалу по баскетболу. Такое часто происходит в большом спорте: мест на площадках мало, а желающих попасть на них журналистов — много.

На чемпионате России всё немного проще: нет олимпийского ажиотажа и с выбором фотопозиций свободнее. Все свои, можно договориться о невозможных на крупных соревнованиях вещах: например, я вёл съёмку с вышки, куда обычно никого не пускают.

NIKON D5 / Nikon 400mm f/2.8E FL ED VR AF-S Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/1600 с, 400.0 мм экв.

В «Олимпийский» я пришёл без редакционного задания: мне очень хотелось снять с новых точек и показать свой взгляд на съёмку плавания. Потому что, при всей красоте этого вида спорта, фотографировать его — задача сложная.

Например, когда идёт спринт (короткая дистанция), то это сплошной вал брызг и пены, в них практически не видно человека. Чтобы снять спринт красиво, во-первых, важно выбирать правильную точку съёмки, а во-вторых, наблюдать за тем, в какую сторону спортсмены дышат. Как правило, пловцы делают вдох через два движения, многие поворачиваются сначала в одну сторону, потом в другую. Конечно, для фотографа это проблема — необходимо сначала понаблюдать за тем, как спортсмен двигается. В идеале стоит произвести «разведку» ещё на предварительных соревнованиях, иначе в кадре будет один затылок. Внимательно наблюдать за всем, что происходит на площадке; подмечать, у кого какие особенности и делать на это поправки — неотъемлемая часть работы настоящего спортивного фотографа!

NIKON D5 / Nikon 400mm f/2.8E FL ED VR AF-S Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 4000, F5.6, 1/1000 с, 550.0 мм экв.
NIKON D5 / Nikon 400mm f/2.8E FL ED VR AF-S Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/1600 с, 400.0 мм экв.

Естественно, на соревнованиях снимаешь в основном лидеров: сильнейшие плывут на 4-й и 5-й дорожках. На остальные дорожки переходишь редко. Однако это вовсе не значит, что о них можно забыть: иногда и здесь происходит что-то интересное, и если фотограф успел заметить и запечатлеть необычное, он в выигрыше.

В плавании самое главное — показать красоту движения и то, что недоступно невооруженному глазу. Как правило, то мгновение, когда спортсмен выплывает из воды, с трибуны не видно. Знающий фотограф работает на опережение. Я очень люблю такие кадры и стараюсь ловить именно эти мгновения!

NIKON D5 / Nikon 400mm f/2.8E FL ED VR AF-S Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/1000 с, 400.0 мм экв.

Из-за недостаточного освещения и отсутствия отражения в воде лица спортсменов могут получаться тёмными. Это неправильная экспозиция. Чтобы избежать подобного, я работал со значениями ISO 3200–5000. Выдержка — от 1/1250 до 1/1600 — уж сколько позволял скудный свет в помещении.

Много проблем возникает и из-за брызг: впереди, в метре от спортсмена, идёт такой шквал воды, на который часто срабатывает автофокус. В этих условиях я ставлю точечный автофокус, чтобы держать в кадре лицо, хотя иногда фотоаппарат всё-таки промахивается. Но это, как говорится, издержки производства, и стопроцентных «попаданий» в этом виде спорта не бывает.

NIKON D5 / Nikon 400mm f/2.8E FL ED VR AF-S Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 2500, F4.5, 1/1250 с, 400.0 мм экв.

Признаюсь, всю съёмку я провёл в NEF (RAW), однако сильно снимки не корректировал: местами применял кадрирование, кое-где чуть осветлял детали. Снимай я только в JPEG в таких условиях, вышло бы заметно хуже. Я редко прибегаю к съёмке в NEF — только в действительно исключительных условиях. Главное предусмотреть, что флешки в таком случае очень быстро заканчиваются.

Боевое крещение 400mm

Все фотографии с чемпионата сняты на Nikon D5 с новым объективом. Кое-где, например на фотографиях «в лоб», я добавлял конвертор 1.4, с которым AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR работает замечательно.

Вообще, девяносто процентов профессиональных спортивных фотографов работают в основном объективами с двумя диапазонами фокусных расстояний: 400 mm и 70-200mm. Иногда используются зумы 200-400mm или 200-500mm. Однако первая пара обладает максимальной светосилой, что для нас чрезвычайно важно, особенно при съёмках в помещении с недостаточным освещением: здесь диафрагма 2.8 незаменима.

NIKON D5 / Nikon 400mm f/2.8E FL ED VR AF-S Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 5000, F5, 1/1000 с, 550.0 мм экв.

Я обладатель предыдущей версии 400mm, AF-S NIKKOR 400mm f/2.8G ED VR, поэтому мне было с чем сравнить новинку. Во-первых, объектив легче старого — 3,8 кг против 4,6. Во-вторых, он очень резкий. Быстрый — безусловно, впрочем, все новые объективы Nikon могут этим похвастаться. Если он и даст осечку, то лишь по вине фотографа. Если же держать объект в фокусе, ошибки быть не может, техника работает безотказно.

Могу ли я сказать, что новое поколение оптики на голову превосходит предыдущее? Пожалуй, нет. Это высококлассная техника, которая предназначена для профессионалов. Разумеется, она улучшается, но и прежний уровень оптики очень высок. Думаю, если снимать обоими объективами с двух одинаковых камер, можно увидеть разницу. Для меня она заметна, но не слишком сильно.

NIKON D5 / Nikon 400mm f/2.8E FL ED VR AF-S Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/1250 с, 400.0 мм экв.

Минимальное расстояние до объекта съёмки — менее 3 метров (4 метра у предшественника). Появилась новая система подавления вибраций, но я ею на тесте не пользовался, так как снимал с монопода и камера была стабильна. Попробуйте поснимать целый день без монопода! Держать эту тяжёлую конструкцию в руках всё время просто невозможно.

Нельзя забывать, что при съёмке с больших дистанций (от 50 метров и дальше) на длиннофокусную оптику даже при коротких выдержках, таких как 1/1000 или 1/1600, малейшее движение руки приведёт к нерезкому кадру. Как быть? Фотографу нужно забыть о движении тела спортсмена: взгляд и точка фокусировки — только на очки. Камера двигается за ними, а то, как при этом двигается сам спортсмен, абсолютно неважно! Например, в теннисе часто бывает так: во время удара ракеткой фотографы дёргают камерой и получают смазанный кадр. Чтобы запечатлеть одно мгновение, я даже рекомендую не хвататься крепко за камеру во время съёмки. Держите её, как птичку, не наваливаясь и не упираясь.

Один бассейн — много ракурсов

Немного обидно было видеть, что фотографов на соревнованиях оказалось мало, все они снимали сбоку, никто не хотел сменить точку. А ведь съёмка «в лоб» часто выходит значительно лучше.

NIKON D5 / Nikon 400mm f/2.8E FL ED VR AF-S Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4.5, 1/1250 с, 550.0 мм экв.

Своими фотографиями я хотел показать, насколько разнообразной может быть рядовая, в общем-то, спортивная съёмка. Надо сказать, что сильные эмоции на финише в плавании бывают только при очень крупных победах — на Олимпиадах и чемпионатах мира. На «домашних» мероприятиях всё происходит по-семейному, довольно спокойно. Поэтому я не ставил себе на эту съёмку задачу запечатлевать эмоции на финише, а предпочитал работать над интересными динамичными кадрами. Да, это тоже часть нашей работы — правильно расставлять приоритеты, чтобы потом не кусать локти из-за утерянных моментов.

NIKON D5 / Nikon 400mm f/2.8E FL ED VR AF-S Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/1250 с, 550.0 мм экв.

В зависимости от вида плавания я менял точки съёмки — благо, на чемпионате России в этом плане довольно свободно. Допустим, плавание на спине я снимал сбоку или с верхней точки. Вольный стиль, особенно спринт, довольно сложный, здесь я стараюсь выбрать точку съёмки немного в спину, когда спортсмены проплывают чуть дальше — открывается лицо. Если снимать эту дисциплину спереди, то лица видно не будет, поймаешь в кадр лишь одну руку с брызгами. Брасс и баттерфляй лучше снимать спереди, хотя иногда можно работать сбоку, например, чтобы показать водяную «бороду». Но не стоит увлекаться, таких кадров хватит пары-тройки.

Всегда нужно наблюдать и за отражением в воде — с ним получаются очень красивые снимки. Например, пловец снят «в лоб», на объектив с конвертером. Этот снимок сделан сразу после старта, когда вода ещё чистая и гладкая и даёт красивое отражение.

NIKON D5 / Nikon 400mm f/2.8E FL ED VR AF-S Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/1250 с, 550.0 мм экв.

А вот на этой фотографии синий цвет — это отражение табло в воде.

NIKON D5 / Nikon 400mm f/2.8E FL ED VR AF-S Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/1250 с, 400.0 мм экв.

При съёмке любого вида спорта очень важно быть внимательным и подмечать детали, тогда можно получить интересный кадр, а ваши снимки будут не как у всех!

Другие снимки плавания Роберта Максимова, снятые на AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR, можно посмотреть в галерее Nikonpro.ru.

Дата публикации: 31.01.2018
Комментировать
Ccd8b9f4 a716 4221 8bf8 11a4e809a5ed square 100
Роберт Максимов

Известный мастер спортивного репортажа Роберт Максимов в 1969 году — почти 50 лет назад — уже снимал для легендарного советского издательства «Физкультура и Спорт». Много лет амбассадор Nikon был официальным фотографом Федерации лёгкой атлетики России. Его камера запечатлела самые яркие моменты 19 летних и зимних Олимпийских игр (в том числе мастер был официальным фотографом московской летней Олимпиады 1980 года), нескольких сотен чемпионатов мира и Европы по разным видам спорта, на многих из них Роберт Максимов работал шеф-фотографом.

Фотограф награждён медалью Николая Озерова, является лауреатом национальной премии «Золотой глаз России» и национальной теннисной премии «Русский кубок», признан Лучшим спортивным фотожурналистом года 2000, 2003, 2004 гг.

Сейчас Роберт Максимов является официальным фотографом Федерации тенниса России, проводит мастер-классы для фоторепортёров, является соавтором-разработчиком программы подготовки квалифицированных специалистов для обеспечения высококачественной фотосъёмки спортивных мероприятий и учит фотокорреспондентов умению находить нестандартные решения в спортивном репортаже.

Подробнее о Роберте Максимове можно прочитать на сайте NikonPro.ru

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
324d7615 79f8 401e 8bcb f29ab51e2470