Этот материал будет особенно интересен родителям, чьи дети посещают спортивные секции. Да и вообще всем любителям спорта, увлеченным фотографией. Ведь так хочется красиво запечатлеть интересные моменты на соревнованиях или просто в процессе тренировки. Все, кто пытался фотографировать спорт, знают, что задача эта не из простых. В этой статье я попробую дать несколько простых советов, которые помогут сделать хорошие снимки даже новичку в фотографии.
Спортивная съемка — одно из немногих направлений фотографии, где качество и высокие характеристики фототехники имеют принципиальное значение, красиво снять их на первую попавшуюся камеру и тем более на мобильный телефон не получится. Ведь от камеры требуется максимально быстрая фокусировка, корректная работа на высоких ISO (съемка может вестись и в помещении, при плохом освещении), безукоризненное удобство в работе и молниеносная реакция на действия фотографа. От объектива же потребуется высокая светосила при весьма длинных фокусных расстояниях. Но обо всем по порядку. Начнем с практических советов, а потом посмотрим, какая техника позволит их выполнить. Важно понимать, что снимать придется быстро движущийся объект, и нужно соответственно настроить аппарат.
Для начала, разберемся с фокусировкой. Распространенный брак спортивных кадров — нерезкость. Часто она связана с тем, что фотограф не смог сфокусироваться на объекте съемки. Как сократить количество нерезких кадров? Для этого нужно правильно настроить систему автофокуса. В любом современном аппарате есть как минимум два режима фокусировки: покадровый и следящий. Нам нужен второй: он позволит непрерывно следить за передвигающимся в пространстве спортсменом, не теряя его из резкости. В фотоаппаратах Nikon следящая фокусировка имеет обозначение AF-C. При следящей фокусировке аппарат будет непрерывно фокусироваться по выбранной точке фокусировки.
Однако, одна точка фокусировки мала, и фотограф не всегда может держать точку фокусировки на быстро двигающемся объекте. Во всех современных аппаратах Nikon есть две очень полезные функции: динамическая АФ и 3D-слежение. Первая позволяет не потерять объект в том случае, если он вышел за пределы изначальной точки фокусировки. Автоматика самостоятельно будет искать объект, ориентируясь на соседние точки фокусировки. Вторая же позволяет автоматике самостоятельно следить за выбранным объектом и выбирать нужные точки фокусировки.
Одной только корректной фокусировки недостаточно для того, чтобы получить резкий кадр. Чтобы объект при съемке не смазывался, нужно правильно настроить выдержку. Для быстро двигающихся спортсменов лучше использовать выдержки короче 1/250 сек. Чем быстрее спортсмен — тем короче нужна выдержка для четкой его фиксации на фото. Поэтому оптимальным режимом для съемки спорта будет “приоритет выдержки” (S).
ISO и диафрагму можно отдать под управление автоматики. На таких коротких выдержках ISO будет весьма высоким, и придется искать компромисс между длиной выдержки и величиной ISO. Не получится так просто выставить выдержку 1/4000 с: ISO в таком случае придется поднимать на совершенно неприличный уровень, и кадры утонут в цифровом шуме. Поэтому при съемке одна из задач фотографа — найти разумный компромисс между длиной выдержки и светочувствительностью.
Я снимал соревнования по фигурному катанию на крытом катке. Освещение на нем было искусственное, не очень яркое. Поэтому мне пришлось туго: то ISO очень высокое, то выдержка слишком длинная, найти какое-то равновесие оказалось непросто. В конечном итоге, пришлось снимать на выдержках в диапазоне 1/160 - 1/500 с и ISO 1000-3200.
Именно недостаток света сподвиг меня попробовать снимать с проводкой. Суть приема “проводки” заключается в том, что выдержка ставится довольно длинная, обычно в диапазоне 1/15-1/100 сек (подбирается экспериментально), а чтобы наш быстрый объект не смазался на такой выдержке, мы ведем камеру вслед за его движением. Метод требует определенной сноровки, и если есть возможность снимать без проводки, лучше снимать без нее — результат будет стабильнее и качественнее. Для получения качественного кадра с проводкой нужно чтобы объект не менял своих размеров за время съемки кадра: не удалялся и не приближался. Этого можно добиться, снимая двигающийся объект “в профиль”, сбоку, когда он двигается в направлении не к нам, не от нас, а мимо нас. Важно, чтобы объект двигался линейно: только в таком случае он получится четко. Если человек во время движения будет махать руками, ногами или головой они размажутся. Чтобы добиться эффекта от съемки с проводкой, нужно отключить оптическую стабилизацию на объективе (у Nikon она называется “VR”), иначе она будет пытаться стабилизировать кадр, не давая его как следует смазать. Важно запомнить: съемка с проводкой подходит только для съемки прямолинейного движения. Для съемки прыжков, трюков и т.п. такой метод не подходит: всё смажется.
Помимо возможности съемки на относительно длинных выдержках, проводка позволяет динамично размыть неподвижный фон снимка. Это делает кадры с проводкой довольно эффектными.
Пример неправильно настроенной выдержки. Выдержка была слишком длинной, двигающийся объект смазался. Таким же образом будет выглядеть большинство кадров с проводкой, будьте к этому готовы.
В медленных фазах движения, можно использовать чуть более длинные выдержки. Удлиняем выдержку — уменьшается ISO — уменьшается количество шумов, улучшается качество снимка.
При выполнении спортсменом сложных технических элементов, будь то прыжок фигуристки или момент хоккейной передачи, выдержку надо сокращать.
Важно знать, что не во всех фазах своего движения человек выглядит красиво. Он умеет не только строить рожицы в момент сложных прыжков, но и просто принимать не самые живописные позы при быстром движении. Поймать человека в красивой фазе движения поможет серийная съемка. Не ленитесь выстреливать сериями в момент выполнения спортсменов сложных, интересных приемов. После съемки вы сможете найти в серии кадров оптимальный вариант. При съемке одиночными кадрами, вряд ли это получится сделать с тем же успехом.
Внимательный читатель заметил, что пока я ничего не написал о применении вспышки. Всё потому, что вспышку использовать при съемке спорта не всегда целесообразно. Во-первых, чаще всего объект съемки находится на очень большой дистанции от нас, и вспышка все равно не сможет его подсветить. Помимо этого, со вспышкой не получится как следует производить серийную съемку: вспышка будет слишком долго заряжаться.
Какую фотокамеру выбрать для съемки спорта?
Итак, мы разобрались, почему для съемки спорта так важна камера, способная быстро и точно фокусироваться, обладающая быстрой серийной съемкой, и адекватно работающей автоматикой. Важно также удобство работы с камерой, возможность быстро настраивать нужные параметры, например, менять выдержку.
На самом деле, под эти нужды подойдет в той или иной мере любая современная зеркалка. Отличным же выбором станут быстрые “репортажные” камеры типа Nikon D7100, Nikon D750. Я пользовался своим полнокадровым Nikon D810.
А вот с выбором объектива всё сложнее.
Прежде всего, надо понять: насколько далеко от нас будет находиться объект съемки. Почти всегда при съемке спорта герои находятся от фотографа на приличном расстоянии. Если это так, значит нам потребуется телеобъектив, чтобы показать их более-менее крупно. Для большинства сюжетов более чем достаточно будет диапазона 70-300 мм. Для съемки футбола возможно потребуется что-то еще более длиннофокусное.
Нужна ли оптическая стабилизация в объективе для спортивной съемки? Порой нужна, однако, не является вещью первостепенной необходимости. При съемке на по-спортивному коротких выдержках (короче 1/500 с) риск смазать кадр от дрожания камеры в руках (а именно от этого защищает стабилизатор) стремится к нулю. Помимо этого включенный стабилизатор не даст снимать с проводкой.
Очень важна светосила объектива. Именно она позволит брать достаточно короткие выдержки при плохом освещении. Конечно, идеальным вариантом тут станут телеобъективы со светосилой 2.8. К примеру, великолепный Nikon AF-S 70-200MM F/2.8G ED VR II Nikkor или более доступный NIKON 80-200MM F/2.8 ED AF-S ZOOM-NIKKOR . Однако, такие объективы не каждому по карману. Такое “фоторужье” в дамской сумочке не утаишь: объективы эти большие и тяжелые. Существуют более недорогие и компактные варианты с меньшей светосилой. Я при съемке использовал объектив, который по размеру вдвое меньше, и весит тоже вдвое меньше предыдущих, но он немного проигрывает в светосиле: NIKON 70-200MM F/4G ED AF-S VR NIKKOR. Самым же доступным вариантом станет NIKON 70-300MM F/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR ZOOM-NIKKOR. При том, что он среди упомянутых объективов самый легкий и компактный, он обладает вполне достойным качеством картинки, но проигрывает в светосиле.
Как обычно, мы ждем спортивных фотографий от читателей. Делитесь ими в комментариях к статье!