Мы все знаем, как популярны изображения кошек в интернете. Фотографы, сделавшие толковую серию с животными, часто купаются в лучах славы и похвалах умиленных их творчеством почитателей. Фотография кошки или кота может поднять тему не только умиления, но и даже быть остро социальной: ведь вокруг нас живет огромное количество бездомных, брошенных животных. Фотограф своим творчеством может привлечь внимание к этой важной проблеме.
При всей востребованности и социальности, данная тема доступна всем: ведь пушистый “материал” для ее воплощения можно найти буквально под ногами, в каждом дворе. Поэтому любой начинающий фотограф может взяться за это дело. При всей простоте фотографирование бездомного зверья поможет развить навыки репортажной работы, умение оперативно настраивать аппарат, быстро компоновать кадр, находить сюжеты, решать вопросы общения между героем (пусть и четвероногим) и фотографом. Конечно же, все советы по съемке, приведенные в статье, можно использовать и для работы с животными домашними, но по своему опыту скажу, что фотографирование довольных жизнью домашних питомцев не всегда столь интересно, как работа с бездомниками.
При фотографировании вы увидите, насколько разные бывают характеры, “лица” и судьбы четвероногих героев: всё как у людей. Бывают более благополучные, бывают менее. Разумеется, всё вышесказанное справедливо не только для кошек, но и для прочих животных.
Помимо фотографических навыков, съемка животных, как и любое общение с ними, поможет развить и просто важные человеческие качества: доброту, сопереживание, терпение и терпимость — сегодня этих качеств многим не хватает.
Привлекательна тема фотографирования бездомных животных еще и своей технической доступностью: она не потребует каких-то выдающихся технических знаний и навыков, как не потребует и какой-то особенно “навороченной” фотокамеры. Лично я пользовался при съемке своим основным рабочим инструментом — полнокадровой фотокамерой Nikon D810. Среди продвинутой фототехники прекрасным выбором будут аппараты Nikon D750, Nikon D7100: их системы автофокуса позволят быстро и точно фокусироваться на пушистых непоседах, при этом получая качественное изображение даже на высоких значениях ISO.
Впрочем, для съемки дворовой живности не обязательно покупать столь дорогие фотокамеры. Человеку, более-менее серьезно увлекающемуся фотографией, вполне хватит и более простых зеркалок: Nikon D3300, Nikon D5300. Объектив тоже подойдет практически любой, даже самый простой “кит” (объектив из комплекта к камере) или “гиперзум”. Но чтобы получить качественное, резкое изображение и красиво размытый фон, я советую пользоваться фикс-объективами, например Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor, Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G. Впрочем, никто не запрещает в зависимости от ситуации снимать на фишай-объектив или на телевик: экспериментируйте!
Поговорим немного о настройках фотоаппарата. Чтобы наши герои были в кадре четкими, не смазывались, прежде всего стоит уделить внимание настройкам выдержки и фокусировке. Чтобы наша модель не смазалась от собственного движения, выдержка должна быть короче 1/125 секунды. Выдержки в 1/250 или 1/500 с вполне подойдут. Если вы работаете со светосильным объективом (со светосилой f/1,4, f/1,8), стоит слегка прикрыть диафрагму, чтобы мордашка животного полностью вошла в резкость. Что касается фокусировки, то тут многое зависит от используемого вами оборудования и поведения пушистого героя. Если он позирует на месте, вполне подойдет фокусировка покадровая. Если же он активен, бегает и играет, то лучше пользоваться фокусировкой непрерывной, которая будет постоянно держать в резкости сюжет. Благо, и тот и другой режим имеется в любой из зеркалок Nikon (AF-S - покадровый, AF-C - непрерывный). Фотографировать лучше всего в режимах S (“приоритет выдержки”), а если у вас достаточно опыта и сноровки, можно и в режиме М. В современных зеркалках Nikon очень удобно работает функция автоматического ISO. Даже в режиме М, настроив выдержку и диафрагму как нам хочется, при работающей функции Auto-ISO мы всегда получим корректно проэкспонированный кадр: автоматика сама подстроит светочувствительность под выбранную нами экспопару (выдержку и диафрагму). Я активно пользуюсь этой функцией, но советую в параметрах фотоаппарата ограничить максимально допустимое для автоматики значение ISO, дабы она его не завышала слишком сильно. Я ограничил автоматику значением 3200 единиц. Чтобы не приходилось очень высоко поднимать ISO и качество снимков было хорошим, я рекомендую фотографировать в светлое время суток. При хорошем, достаточном освещении снимать проще, а снимки будут красивее. Если вы снимаете животное в помещении, лучше всего это делать у окна по тем же соображением: освещение — ключ к качественным кадрам.
Итак, технические вопросы мы решили, а теперь осталось самое главное: искать сюжеты, грамотно компоновать кадры, общаться с нашими героями. Первое, что хочется посоветовать: учитесь опускаться до уровня своих героев. Не снимайте с высоты своего роста, присядьте на колени, если зверь находится на земле. Вы увидите, как от этого изменится в лучшую сторону компоновка снимка: лучше получится и ваш герой, и фон за ним.
При компоновке помните о существовании правила третей: оно поможет легко скомпоновать снимок. Продумайте, насколько крупно вы собираетесь показать кота в кадре. Если от него на фото останется лишь мелкое пятно, кадр вряд ли будет интересен. Не забывайте, что “приблизить” героя можно не только зумом на объективе, но и подойти самостоятельно к нему, либо приманить чем-то интересным к себе.
После съемки не грех вознаградить ваших героев чем-нибудь съестным. Поверьте, дворовая живность не откажется даже от самого дешевого корма. Но съедобный гонорар лучше выдавать только после съемки, а не до: иначе позировать никто вам не захочет, а начнется лишь выпрашивание вкусностей.
Большое начинается с малого: кто знает, может именно со снимка котенка из вашего двора начнется ваш творческий путь как фотографа-репортера или фотографа-анималиста? В любом случае, удачный снимок обязательно заставит улыбнуться, сопереживать или погрустить близких вам людей, а может совсем далеких и вам не знакомых. А не в этом ли задача творческой фотографии как таковой?