История арт-проекта из подводной пещеры
Недалеко от Перми, возле города Кунгур, на берегу реки Орда есть гора Казаковская. В этой горе под пятидесятиметровой толщей камня находится одна из самых прекрасных пещер мира — Ординская. Пятикилометровый лабиринт подводных пещерных ходов, промытых водой в белоснежном гипсе, с его огромными величественными залами похож на настоящий дворец волшебника.
Но хотя Ординская — самая протяжённая в мире подводная гипсовая пещера и, несомненно, выдающийся памятник природы, немногим довелось любоваться красотой этого места. Пещерный дайвинг требует особой, длительной подготовки. Дайверы сравнивают погружения в пещеру с полётом в космос: и по необычности, и по сложности. И как у космонавтов, у них есть свои приметы и даже легенды. «Пещерные люди» верят, что Ординская — живая, что у неё есть свой дух-хранитель — Хозяйка пещеры, способная принимать облик прекрасной женщины.
Амбассадор Nikon Виктор Лягушкин бывал в Ординской сотни раз, сфотографировал чуть ли не каждый метр и даже издал научно-популярную книгу об этом уникальном чуде природы. Но легенда о Хозяйке не давала ему покоя.
Виктор мечтал об арт-проекте в пещере, хотел перенести на фото образ Хозяйки, который возник в его воображении. И понятно, что с ролью модели никто не смог бы справиться лучше, чем двукратная чемпионка и рекордсменка мира по фридайвингу Наталья Авсеенко, вместе с которой Виктор делал проект «Принцесса китов». Наталья согласилась: «Никто в мире не снимал то, что мы собираемся сделать. Это будет нечто особенное. Но под водой, в пещере, могут проявиться мои скрытые страхи. Придётся принять вызов и преодолеть их».
Съёмка планировалась в сентябре. Это самый удачный период: не слишком жарко на поверхности, бархатный сезон. Но не все участники могли начать работу над проектом в это время, и всё сложилось только к зиме, к декабрю. Отложить ещё раз означало рисковать не сделать никогда. Ну что ж, декабрь так декабрь.
Наталья Авсеенко на Казаковской горе медитирует перед погружением.
К съёмке готовились долго и тщательно. Наталья совершила несколько погружений с дыхательным аппаратом, затем изучала пещеру на задержке дыхания в сопровождении страхующих дайверов.
Входное озеро в Ординской пещере. Наталья Авсеенко делает дыхательные упражнения перед погружением на задержке дыхания. Справа — страхующий дайвер.
Когда модель достаточно освоилась, начали съёмку. Костюм Хозяйки решили надеть на тёплый фридайверский гидрокостюм, чтобы Наташа смогла выдержать холодную воду достаточно долго. И вот первое погружение в костюме. Наталья Авсеенко в Ординской пещере в образе Хозяйки у предупреждающей таблички. Расстояние от входа — 12 метров. Наталья не спешит открывать глаза. Она говорит, что так она меньше мёрзнет.
На этом фото Наташа действительно похожа на духа пещеры, который, согласно поверью, может помочь водолазу, а может преградить путь. Однако Виктор недоволен своей работой. Он долго обсуждает с Натальей тонкости следующего кадра.
Второе погружение. Хозяйка, уплывающая в темноту пещеры. На самом деле, в сценическом костюме практически невозможно плавать, и чтобы создать ощущение полёта, Виктор поручил ассистенту буксировать Наталью на длинной верёвке на подводном буксировщике.
Но Виктор не хочет на этом останавливаться. Образ Хозяйки должен быть более ясным и выразительным. Группа готовится к следующему погружению, которое обещает быть самым сложным. По предыдущему опыту ясно, что у команды есть около сорока минут, чтобы добраться до места съёмки, встать каждый на своё место, провести съёмку и вернуться к выходу, прежде чем Наташа окончательно замёрзнет.
Условия съёмки:
- температура воздуха на поверхности: –38 °C;
- температура воздуха в пещере: –23 °C;
- температура воды: +5 °C;
- глубина: 12 м;
- расстояние: 100 м от входа.
Виктор выбрал самое подходящее место в пещере с точки зрения фотографии и организации съёмки: достаточно красивое и не слишком удалённое, чтобы не тратить драгоценное время на плавание до места.
Однако эта точка съёмки весьма непростая. Дно пещеры покрыто толстым слоем ила, и это значит, что на него ни штатив нельзя поставить, ни даже коснуться, иначе видимость пропадёт, и съёмка будет безнадёжно испорчена. Все члены съёмочной группы, включая фотографа, должны мастерски «зависнуть» в толще воды, чтобы не испортить съёмку.
Виктор Лягушкин обсуждает с командой предстоящую съёмку.
Модель будет находиться под водой на задержке дыхания без маски, привязанная за ногу к грузу на дне, без возможности всплыть и сделать вдох.
Справа от модели, чуть-чуть не попадая в кадр, располагается страхующий дайвер. Именно от него зависит жизнь Наташи — он не спускает с девушки глаз и даёт ей воздух, как только она попросит об этом жестом.
За моделью находится осветитель. В руках у него три вспышки Ikelite DS160: одна направлена в спину модели, чтобы получился красивый беклайт, вторая направлена влево, а третья — вправо, чтобы осветить пространство за Хозяйкой. Вспышки синхронизированы с камерой с помощью кабеля, который тянется от фотографа по дну пещеры под моделью. Камера Nikon D3x c объективом NIKKOR Fisheye 16mm f/2.8 спрятана в подводный бокс Subal.
Перед моделью находится фотограф. Он подсвечивает передний план двумя вспышками на армах. Над фотографом в толще воды висит супервизор. Его задача — прийти на помощь осветителю и страхующему, если это понадобится.
За фотографом находятся два видеооператора, снимающие с разных точек и страхующие друг друга.
Над видеооператорами ожидают два дайвера с подводными буксировщиками. В конце съёмки или в случае необходимости они быстро доставят Наташу к выходу из пещеры и спасительному воздуху: в сценическом костюме она практически не может плавать. Всего для съёмки потребовалось восемь ассистентов. На съёмки проекта ушло около двух недель. И вот, наконец, нужный кадр:
Не секрет, что фотографу порой приходится выбирать между рутинной работой и творчеством, и обыденность часто берёт верх, так как за неё хорошо платят, а за художественные изыски — нет. Но настоящий мастер всегда найдёт возможность проявить свой талант при выполнении заказа и отыщет способ реализовать свою сумасшедшую задумку.
После погружения. Страхующий дайвер помогает замёрзшей Наталье снять сценический костюм.
Фильм, снятый телеканалом Russia Today об этом замечательном проекте