Максим Гусельников — успешный фотограф-портретист из Москвы. Начав как фотолюбитель, он сумел превратить любимое хобби в профессию. Его фотографии собирают сотни лайков в социальных сетях и удостаиваются высочайших мест на различных фотосайтах. Мы поговорили с Максимом о его творчестве и задали ему вопросы, ответы на которые хочет знать, пожалуй, каждый начинающий фотограф.
— Максим, расскажи немного о своём творчестве. Сколько лет ты уже занимаешься фотографией? Ты сразу определился с тем, что будешь заниматься портретной фотографией или этому предшествовал этап поиска себя в различных жанрах?
— Что ж, снимаю я в основном людей — портреты, свадьбы, лавстори и тому подобное. Фотографирую уже более 5 лет, но с тем, что именно я люблю и хочу снимать, определился не сразу, а только года через полтора после того, как впервые взял в руки фотоаппарат и начал что-то снимать.
Конечно, первое время я, как и многие, снимал всё подряд: макро, животных, репортажи с разных выставок, портреты… При этом у меня не было каких-то предпочтений на тот момент — действительно снимал всё, что можно было. Но портреты, пожалуй, удавались мне хуже всего. Как-то мне об этом и сказала подруга, я воспринял это как вызов.
— Как бы ты описал свой стиль фотографии? Что для тебя важнее всего в портретном фото?
— На самом деле, очень сложно давать какую-то качественную или стилистическую оценку своему творчеству, но я бы назвал это помещением человека в определённом образе в соответствующую ему эстетически и по смыслу среду. Самое важное — это эмоции. Сам по себе портрет может быть и простым, но именно эмоции делают его интереснее, добавляют тот самый ингредиент, который вызывает доверие у зрителя.
— Расскажи о фототехнике, которой ты пользуешься.
— Снимаю я на Nikon D750. Выбирал между ей и полнокадровыми зеркалками Nikon D810 и Nikon D610. Всё это отличные аппараты, но 750-й подкупил меня относительно компактными размерами, поворотным экраном, с помощью которого стало гораздо удобнее снимать с нижних ракурсов и мощной системой автофокуса. К тому же, это довольно новая модель.
— Ты чаще всего снимаешь вне студии. Поделись секретом, как фотографы находят красивые места для съёмки? Вот это фото, например, где сделано?
— Да, так и есть, очень люблю снимать на пленэре, поэтому я постоянно в поиске новых интересных локаций. Чаще всего о таких местах для съёмок узнаёшь тремя способами: либо это твоё собственное открытие и ты первым пробуешь там снимать, либо по фотографиям или советам других авторов, либо из Instagram городских исследователей типа Алексея Леонадзе.
Фото, о котором ты упомянул, было сделано весной в Выборге, что в Ленинградской области. Там есть очень фактурный замок XIII века — вот он-то и послужил местом для съёмки. Туда мне посоветовал съездить приятель-фотограф.
— Как ты работаешь с моделью? Есть разница между работой с простой девушкой и профессиональной моделью?
— Перед съёмкой я обязательно описываю модели, что это будет за съёмка, какое настроение у фотографий. Это помогает модели настроиться и действовать с вами сообща, а не быть в свободном полёте. Вообще, контакт в процессе съёмки — самое важное. Естественно, я даю модели указания касательно наклона и поворота головы, положения рук, осанки, но при этом не нужно забывать про общение. Очень важно не терять связь, контакт с моделью, поэтому надо поддерживать разговор, иначе вряд ли получится что-то толковое. Помните, что модель не знает, что вы хотите, и только вы в силах до неё это донести.
Касательно разницы между профессиональными и непрофессиональными моделями: да, она чувствуется, но в общем и целом раскрыть можно практически любого человека. С опытом ты уже просто учишься видеть выигрышные ракурсы, недостатки внешности, особенно выразительные эмоции, и помогаешь человеку предстать в максимально выигрышном свете.
— Какой совет ты дал бы начинающим фотографам, желающим заняться съёмкой портретов? С чего им начать?
— Самое главное — не опускайте руки. Некоторые вещи приходят только с опытом. У меня были периоды, когда я был совершенно убеждён в том, что ничего хорошего из моего увлечения портретами не выйдет, но тем не менее я продолжал снимать, и это принесло плоды. Не зря говорят «терпение и труд всё перетрут».