Недавно мы говорили о съемке моря на длинной выдержке, получая загадочные фотографии с размытой от собственного движения водой. Сегодня хочется рассказать о другом подходе к съемке морского пейзажа.
Выбор настроек фотоаппарата для съемки моря, рассчитываем выдержку
Сглаживая воду на длинной выдержке, фотограф лишает свой кадр характерной фактуры волн и воды. Иногда, конечно, в этом есть смысл, но не всегда. К тому же, красивые и четкие волны с брызгами могут отлично подчеркнуть динамику в кадре. Ведь динамика, ощущение движения при съемке пейзажа — очень интересная тема. Этим может похвастаться далеко не каждый пейзажный снимок, а между тем, динамика может привлечь внимание зрителя к фото, лучше показать состояние природы. Еще один плюс съемки волн на коротких выдержках — возможность делать это без штатива и каких-то специальных светофильтров. Ведь фотографировать придется с вполне привычными настройками, с выдержкой в районе 1/30 - 1/1000 с.
Чтобы вода в кадре была не просто “кашей” из мелких волн или ряби, лучше снимать более-менее крупные волны. Фактуру волн отлично подчеркнет вечернее или утреннее освещение. Оно же даст интересные блики на поверхности воды. Разумеется, при съемке штормовых волн нужно помнить о технике безопасности.
Фотография, сделанная на длинной выдержке. Волны размылись. Но кто сказал, что это всегда идеальный вариант для съемки моря?
Поймать удачную фазу движения волн не так-то просто. Скорее всего с первого раза это не получится: будет множество не слишком эффектных снимков. Запечатлеть подходящий момент поможет серийная съемка. Я сделал порядка 25 кадров, из них я выбрал тот, где волна набегает на скалы и разлетается вокруг брызгами.
Промежуточный вариант между четкими и размытыми волнами тоже имеет право на существование. На выдержках в районе 1/20 — 1 с волны частично размоются и могут приобрести необычную форму, чем-то похожую на перья. Но для съемки на таких выдержках уже потребуется штатив, иначе кадр будет испорчен “шевеленкой”: смазом всего изображения из-за дрожания камеры в руках.
Выбираем оптимальную фотокамеру для фотографии моря
Какую фототехнику выбрать для такой съемки? Подойдет совершенно любая фотокамера. Чтобы была возможность настраивать выдержку, лучше чтобы камера могла снимать в режиме S (приоритет выдержки) или М (ручной). Эти режимы помогут вам в должной степени проконтролировать процесс съемки.
Оптимальным вариантом будет зеркальная фотокамера: она позволит добиться прекрасного качества снимков. Подойдет любая зеркалка: и бюджетный Nikon D3300, и более дорогие модели, которые обеспечивают скоростную серийную съемку, например Nikon D7100 или Nikon D750. Объектив желательно иметь широкоугольный, чтобы показать весь пейзаж, а не только его фрагменты. Тут подойдет даже “китовый” 18-55 объектив на минимальном зуме. Если хочется более качественного и четкого изображения, лучше воспользоваться более продвинутой оптикой. Для камер с матрицей APS-C есть отличный широкоугольник Nikon AF-S 10-24mm F/3.5-4.5G ED DX NIKKOR. Из полнокадровой оптики можно предложить Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor (этот объектив использовал я), Nikon AF-S 16-35mm f/4G ED VR Nikkor, Nikon AF-S 24-70mm f/2.8G ED.
Что касается параметров съемки, я советую отталкиваться от параметров выдержки. Нужно экспериментальным путем найти выдержку, при которой волны будут выглядеть наилучшим образом. При этом увлекаться излишне короткими выдержками тоже не стоит: при них в камеру попадет гораздо меньше света. А значит, придется снимать на завышенном ISO (появятся шумы на фото) или открывать диафрагму (может не хватать глубины резкости). Для своего фото я выбрал выдержку в 1/80 с. Это позволило мне снимать пасмурным вечером при ISO100, закрыв диафрагму до F10.
По собственному опыту могу сказать, что волны интереснее всего снимать не фронтально, “в лоб”, а сбоку. Чтобы уходящая вдаль линия волны показывала всю ее красоту, а заодно выражала линейную перспективу, объем на фото. Чтобы увидеть волну под таким углом, лучше фотографировать море с пирса или с какого-нибудь мыса. Чтобы кадр выглядел содержательным и интересным, стоит найти передний план: скалу, ветку, часть того же пирса. На него же можно фокусироваться при съемке.