Любой коммерческий фотограф работает по ТЗ. Оно может быть проработано по-разному: когда-то это чëткие эскизы, когда-то — набор референсов и пожеланий, внутри которых нужно сделать кадр, а когда-то — лишь слабо структурированные «хотелки» от клиента. Последний вариант, конечно, самый привлекательный с точки зрения творчества, но есть в нëм и свои серьëзные подводные камни.
Это очень круто, когда клиент готов довериться вашему художественному вкусу, посмотрев, что и как вы снимаете. Значит, в вопросах эстетики вы с ним (скорее всего) совпадаете. Но для успеха проекта важно ещë совпасть и в коммуникации, понимании того, как представить продукт в наиболее выигрышном свете, а также представлении о том, сколько должна стоить ваша работа. Особенно это касается новых клиентов, с которыми ещë не съеден пуд соли.
В таких случаях мы всегда стараемся начинать сотрудничество с разработки эскизов: это лучше всего помогает синхронизироваться с заказчиком по всем ключевым вопросам и существенно экономит время непосредственно на съëмке. Эскизы могут быть разными: рисованными от руки, собранными из фотобанков или снятыми вживую в студии. Мы любим именно полноценный прешутинг, ведь такие материалы лучше всего дают клиенту представление о том, что он получит на выходе, плюс позволяют обратить внимание на какие-то неочевидные, но вдруг оказывающиеся важными детали в композиции.
Эскиз прорисован детально, поэтому клиенту было проще определиться, что хотелось бы поменять в блюде.
Тот случай, когда нас попросили максимально повторить эскиз.
Конечно, трудозатраты фотостудии не должны превратить смету на разработку эскизов в цифру, сопоставимую с полноценной съëмкой. Поэтому мы порой делаем чуть проще световую схему, пользуемся тем реквизитом, что есть в наличии, и можем заменить какие-то дорогостоящие продукты или предметы муляжами или даже чем-то совсем другим (однажды, например, вместо телескопа использовали в эскизе кремер), ведь на этом этапе нам важно только дать представление о том, каким будет финальный кадр.
Здесь для наброска идеи слепили сыр из пластилина. Справа — уже финальный результат.
Мы в своей студии много снимаем на упаковку, и обычно в таких съëмках каждая веточка укропа или крупинка соли должны быть на своëм, строго обозначенном, месте, чтобы грамотно расположиться между логотипом, RTB-шками и элементами дизайна, чтобы все цветовые пятна оптимальнейшим образом вписывались в оформление. Поэтому съёмки, где клиент предоставляет нам свободу творчества, вызывают особенную радость.
Одним из таких проектов стало создание фуд-зон в рамках редизайна упаковок для бренда «Русский сыр» компании «Брасовские сыры». ТЗ было лаконичным: «Хотим «фуд-порно», обильные и сочные ракурсы». Очень вдохновляющая и вкусная задача!
Первым шагом стало создание композиций для линейки из девяти вкусов. Дизайн самой упаковки ещё был в разработке, но мы уже понимали форму фуд-зоны — треугольник, выходящий на прозрачное окошко, сквозь которое виден сам продукт. Такое расположение позволило нам добавить динамики в каждый кадр за счёт приёмов левитации и спецэффектов вроде тянущегося сыра, текущего соуса и струящегося дыма.
Нам важно было сочинить такие фуд-зоны, чтобы они смотрелись единообразно, несмотря на большое разнообразие ингредиентов. Начали, разумеется, с создания эскизов, чтобы выработать общий художественный язык с заказчиком и найти оптимальные решения для каждого вкуса. С какими-то SKU мы сразу попадали в точку, и достаточно было одной итерации, для каких-то потребовалось больше поисков, и это совершенно нормальный рабочий процесс со-творчества с клиентами. С некоторыми идеями так бывает: то, что у тебя в голове, сильно отличается от воплощения или от того, как это воспринимают другие. Нам очень повезло, что наши клиенты понимают это и готовы вкладываться, чтобы получить лучший результат.
В фуд-зоне сыра с ягодами нас попросили использовать круассан и сделать суперобильный кадр. Мы покрутили с заказчиками этот сюжет (переставляли и меняли отдельные части композиции) и стали искать дальше… Изобилие получалось слишком изобильным.
Решили показывать один только круассан и стали искать подходящую форму.
Идея найдена! Озарение и итог.
Продукты на тёмном фоне всегда смотрятся очень выигрышно и стильно, поэтому остановились на насыщенном тёмно-синем, а реквизит подбирали так, чтобы он не перетягивал на себя внимание.
Свет — один из главных инструментов в фотографии. Мы использовали порядка пяти источников, чтобы прорисовать все грани на кубиках сыра, придать им внутреннее свечение, пустить блики там, где они уместны, и убрать лишние. Снимая для упаковки, всегда важно держать в голове, что то, что хорошо смотрится в большом размере на мониторе, будет выглядеть совсем иначе на маленькой упаковке (ещё и с поправкой на возможные потери при печати). Так, например, слишком много бликов создадут лишний шум на картинке, контраст на фото порой должен быть слегка завышен, а, скажем, зажаривать хлеб нужно гораздо сильнее, чем мы бы сделали это для своего утреннего тоста. «Флекса поправит», — как любит говорить один из наших уважаемых клиентов.
В большинстве кадров в этой линейке продукты показаны в движении: они летят, сыпятся и текут. Достоверность в левитации обеспечивает съёмка всех ингредиентов, по возможности, одним кадром. Тогда они лучше и правдоподобнее взаимодействуют друг с другом, отбрасывая натуральные тени и рефлексы. Из-за этого технический кадр порой выглядит своеобразно, но зато финальный результат всегда хорош.
В каких-то случаях всю композицию можно выстроить стационарно — на различных крепежах и подставках. А вот, например, когда мы снимали фуд-зону для сыра с лисичками, пришлось перейти на вспышки и как следует покидаться грибами, чтобы жизнь кипела в сковородке самым естественным образом.
На сегодняшний день в рамках этого проекта снято уже 16 фуд-зон. Чем необычнее вкусы, тем интереснее придумывать кадры и творить, не ограничиваясь жёстким брифом. В нашей профессии важно получать удовольствие от процесса, чтобы творческий потенциал рос и увеличивался. Ведь креативность сродни мускулам — чем больше тренируешься, тем становишься сильнее!
Фотограф Данила Мартьяхин и фуд-стилист Мария Абдуллина специализируются на предметной фотографии и фуд-съёмке. Партнёры не только в профессии, но и в жизни, они — уже второе поколение творческих тандемов, составляющих костяк рекламной фотостудии Сергея Мартьяхина www.studiomart.ru.