Режим экономии, который нередко задает заказчик, чаще всего представляет огромное поле для творчества. Чем более жесткие условия поставлены, чем больше ограничений задано, тем интереснее получаются решения. Кроме того, есть и рациональное зерно (конечно, для заказчика) - почти всегда дешевле и эффективнее прибегнуть к помощи программы Photoshop, чем логиста. Например, зачем ехать со снегоходами за тысячи километров, чтобы найти настоящий снег?
Я участвовал в работе над проектом, посвященном мобильным переговорным устройствам. В прошлом году мы сделали летнюю съемку и запланировали зимние сюжеты. К сожалению, зима 2019-2020 года выдалась малоснежной, но мы не теряли надежды. Долго ждали, когда природа, наконец, подарит нам снег. Когда время было уже на исходе, в конце февраля мы решили пойти другим путем.
Конечно, можно было сесть на самолет и вылететь в тот же Красноярск. Однако у нас был жесткий режим экономии, поэтому я попросил мотофристайлера Алексея Колесникова провести разведку (check location) в окрестностях Коломны. Он нашел пятачок, или даже «большой пятак», снега и прислал мне фотографии. Я посмотрел, одобрил, и на следующий день мы всей толпой, с техникой и реквизитом, выдвинулись в Коломну.
Несмотря на практически бесснежную зиму в Москве и области, нам удалось найти довольно приличный участок земли, покрытый снегом, около подмосковной Коломны. Sony A9 II; Sony FE 16-35mm f2.8 GM; 1/1600 c, f/7.1, f=16 мм, ISO 400.
Сразу поясню, по какому плану я работал. Небольшой участок снега давал мне возможность снимать спортсменов и снегоходы не только с нижнего ракурса, чтобы исключить «неубедительный» снег, но также получить кадры хорошего фактурного снега, которые мне впоследствии понадобились на этапе постобработки. Кроме того, нужно понимать, что наша цель — это шлем с переговорным устройством, и снега там может вообще не быть. Однако я стремился к предельному раскрытию темы, к максимальной реалистичности.
Я запланировал накладывать объекты (снегоходы со спортсменами), снятые на натуре, на фоновое изображение. В такой ситуации нужно сначала определиться с фоном, и только потом отправляться на натурные съемки, чтобы подбирать съемку героя под имеющийся фон. Но никак не наоборот. Причина — освещение.
Рабочие моменты съемки. Все фото: © Александра Агеева
Фотографу следует отталкиваться от фонового освещения, потому что к нему, как к референсу, проще подбирать съемочные условия, чем потом на посте судорожно перелопачивать фотобанки в надежде найти хоть что-то подходящее по световым условиям. Безусловно, во время съемки можно (а иногда и нужно) добавлять искусственное освещение, при этом обязательно сверяясь с фоновым изображением.
Кроме того, если происходит взаимодействие ключевого объекта (героя) с окружающей средой, то всегда лучше проводить не студийные, а натурные съемки. Например, чтобы герой стоял на берегу настоящей реки, или чтобы у него за спиной был ствол настоящего дерева. Иными словами, очень важно, чтобы взаимодействие с внешней средой было абсолютно естественным, без какой-либо искусственности, иначе зритель живо раскусит обман.
Для создания хорошей фактуры можно использовать искусственный снег и даже… прозрачную полимерную пленку, нарезанную мелкими кусочками. Sony A9 II; Sony FE 24-70mm F2.8 GM; 1/640 c, f/4, f=58 мм, ISO 64
Фоновое изображение я взял из фотобанка. Фотографу нужно иметь опыт работы со стоками, вернее знать, каких снимков больше. Что касается пейзажной фотографии, то подавляющее большинство подобных работ снято в режимное время, то есть на восходе или на закате, и в кадре присутствует контровое освещение. Именно такое изображение я и выбрал заранее в качестве фонового и держал его в голове во время съемки.
В подобной съемке идеальное освещение - переменная облачность. Потому что при ясной погоде присутствуют жесткие тени, и на посте гораздо сложнее рисовать жесткие тени, особенно если герой стоит в сложной позе.
Итоговое видео, посвященное работе над проектом.
В нашем случае была переменная облачность, почти идеальная ситуация — то пасмурно, то ясно. Когда туча перекрывала солнце - мы снимали, и во время просвета в облаках - отдыхали. Паузы были небольшими, по 10-15 минут. Облачные картинки проще обрабатывать, потому что не нужно рисовать жесткие тени.
На этапе постобработки я накладывал вырезанные объекты на заранее приготовленный фон, дорисовывал снег, корректировал цветовую температуру, экспозицию и форму теней. В основном руководствовался одним критерием - насколько органично/неорганично получается сочетание двух сюжетов — отснятого объекта и фонового изображения.
Результатами остался доволен. Многим, кому показывал съемку, не могли определить, какие изображения являются комбинированными. Кроме того, я приобрел опыт работы в таких экстремальных условиях. Решил поделиться.
Alpha-советы:
-
Если решили сделать комбинированную работу, то сначала определитесь с фоновым изображением, и уже от него отталкивайтесь при съемке основного сюжета.
-
Внимательно изучите характер освещения на фоновом изображении, чтобы во время съемки выдерживать световые условия в этом же ключе.
-
Помните, что ваш герой (или объект) должен находиться в естественной среде, то есть окружение рядом с ним должно быть натуральным: дерево, скала, ледяная скульптура. Основное внимание зрителей всегда направлено на главный элемент изображения, и здесь не должно быть поводов для сомнений.
Статья по материалам www.sony.ru/alphapro.