Вверх
9011b9c3 1559 4834 ad75 79940cc330be

Зима без снега — фотографу не помеха

Дата публикации: 06.04.2020

Режим экономии, который нередко задает заказчик, чаще всего представляет огромное поле для творчества. Чем более жесткие условия поставлены, чем больше ограничений задано, тем интереснее получаются решения. Кроме того, есть и рациональное зерно (конечно, для заказчика) - почти всегда дешевле и эффективнее прибегнуть к помощи программы Photoshop, чем логиста. Например, зачем ехать со снегоходами за тысячи километров, чтобы найти настоящий снег?

Я участвовал в работе над проектом, посвященном мобильным переговорным устройствам. В прошлом году мы сделали летнюю съемку и запланировали зимние сюжеты. К сожалению, зима 2019-2020 года выдалась малоснежной, но мы не теряли надежды. Долго ждали, когда природа, наконец, подарит нам снег. Когда время было уже на исходе, в конце февраля мы решили пойти другим путем.

Конечно, можно было сесть на самолет и вылететь в тот же Красноярск. Однако у нас был жесткий режим экономии, поэтому я попросил мотофристайлера Алексея Колесникова провести разведку (check location) в окрестностях Коломны. Он нашел пятачок, или даже «большой пятак», снега и прислал мне фотографии. Я посмотрел, одобрил, и на следующий день мы всей толпой, с техникой и реквизитом, выдвинулись в Коломну.

Зима без снега — фотографу не помеха

Несмотря на практически бесснежную зиму в Москве и области, нам удалось найти довольно приличный участок земли, покрытый снегом, около подмосковной Коломны. Sony A9 II; Sony FE 16-35mm f2.8 GM; 1/1600 c, f/7.1, f=16 мм, ISO 400.

Сразу поясню, по какому плану я работал. Небольшой участок снега давал мне возможность снимать спортсменов и снегоходы не только с нижнего ракурса, чтобы исключить «неубедительный» снег, но также получить кадры хорошего фактурного снега, которые мне впоследствии понадобились на этапе постобработки. Кроме того, нужно понимать, что наша цель — это шлем с переговорным устройством, и снега там может вообще не быть. Однако я стремился к предельному раскрытию темы, к максимальной реалистичности.

Я запланировал накладывать объекты (снегоходы со спортсменами), снятые на натуре, на фоновое изображение. В такой ситуации нужно сначала определиться с фоном, и только потом отправляться на натурные съемки, чтобы подбирать съемку героя под имеющийся фон. Но никак не наоборот. Причина — освещение.

Рабочие моменты съемки. Все фото: © Александра Агеева

Фотографу следует отталкиваться от фонового освещения, потому что к нему, как к референсу, проще подбирать съемочные условия, чем потом на посте судорожно перелопачивать фотобанки в надежде найти хоть что-то подходящее по световым условиям. Безусловно, во время съемки можно (а иногда и нужно) добавлять искусственное освещение, при этом обязательно сверяясь с фоновым изображением.

Кроме того, если происходит взаимодействие ключевого объекта (героя) с окружающей средой, то всегда лучше проводить не студийные, а натурные съемки. Например, чтобы герой стоял на берегу настоящей реки, или чтобы у него за спиной был ствол настоящего дерева. Иными словами, очень важно, чтобы взаимодействие с внешней средой было абсолютно естественным, без какой-либо искусственности, иначе зритель живо раскусит обман.

Для создания хорошей фактуры можно использовать искусственный снег и даже… прозрачную полимерную пленку, нарезанную мелкими кусочками. Sony A9 II; Sony FE 24-70mm F2.8 GM; 1/640 c, f/4, f=58 мм, ISO 64

Фоновое изображение я взял из фотобанка. Фотографу нужно иметь опыт работы со стоками, вернее знать, каких снимков больше. Что касается пейзажной фотографии, то подавляющее большинство подобных работ снято в режимное время, то есть на восходе или на закате, и в кадре присутствует контровое освещение. Именно такое изображение я и выбрал заранее в качестве фонового и держал его в голове во время съемки.

В подобной съемке идеальное освещение - переменная облачность. Потому что при ясной погоде присутствуют жесткие тени, и на посте гораздо сложнее рисовать жесткие тени, особенно если герой стоит в сложной позе.

Итоговое видео, посвященное работе над проектом.

В нашем случае была переменная облачность, почти идеальная ситуация — то пасмурно, то ясно. Когда туча перекрывала солнце - мы снимали, и во время просвета в облаках - отдыхали. Паузы были небольшими, по 10-15 минут. Облачные картинки проще обрабатывать, потому что не нужно рисовать жесткие тени.

На этапе постобработки я накладывал вырезанные объекты на заранее приготовленный фон, дорисовывал снег, корректировал цветовую температуру, экспозицию и форму теней. В основном руководствовался одним критерием - насколько органично/неорганично получается сочетание двух сюжетов — отснятого объекта и фонового изображения.

Фоновое изображение из стокового фотобанка

Фоновое изображение из стокового фотобанка

Исходный снимок

Исходный снимок

Финальное изображение

Финальное изображение

Результатами остался доволен. Многим, кому показывал съемку, не могли определить, какие изображения являются комбинированными. Кроме того, я приобрел опыт работы в таких экстремальных условиях. Решил поделиться.

Alpha-советы:

  • Если решили сделать комбинированную работу, то сначала определитесь с фоновым изображением, и уже от него отталкивайтесь при съемке основного сюжета.

  • Внимательно изучите характер освещения на фоновом изображении, чтобы во время съемки выдерживать световые условия в этом же ключе.

  • Помните, что ваш герой (или объект) должен находиться в естественной среде, то есть окружение рядом с ним должно быть натуральным: дерево, скала, ледяная скульптура. Основное внимание зрителей всегда направлено на главный элемент изображения, и здесь не должно быть поводов для сомнений.

Статья по материалам www.sony.ru/alphapro.

Дата публикации: 06.04.2020
Комментировать
F7a95a87 27e4 48ca 8a0d 5719884da77d square 100
Денис Клеро

Денис Клеро — один из лучших фотографов экстремальных видов спорта в России и СНГ, фотограф команды Red Bull.

Другие статьи рубрики

Показать больше статей

Вопросы эксперту