Джоэл Марклунд – шведский спортивный фотограф с 10-летним стажем и амбассадор компании Nikon в Европе. Он только что завершил свой совместный с Nikon проект, посвященный саамам – народности, которая проживает в Лапландии. И теперь Джоэл рассказывает, как прошла работа над серией фотографий, что нового он узнал о саамах и почему посвятил свой проект именно им.
— Что побудило вас посвятить свой специальный проект Nikon саамам?
— Благодаря своей профессии спортивного фотографа я много путешествую. В 2016 году, например, я провел за границей 220 дней. Я уже привык странствовать по городам и весям, следуя за различными историями или событиями. И, судя по моему опыту, самые интересные истории не обязательно связаны с наиболее экзотическими или удаленными уголками Земли. Когда у меня появилась возможность поработать над специальным проектом с компанией Nikon, я твердо решил посвятить его тем ценностям, в которые я верю и которые для меня по-настоящему важны. История саамов освещается нечасто, и все же она мне очень близка.
— Почему этот проект близок вам?
— Как швед я испытываю глубокое разочарование от того, как моя страна обращалась с саамским народом. Причем эта недостойная ситуация имеет место по сей день. Швеция в 2007 году проголосовала за Декларацию ООН о правах коренных народов. Но до сих пор она не выполнила требований Конвенции МОТ о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни (1989 год, № 169), несмотря на рекомендации международных органов по правам человека. К коренным народам часто относятся как к людям второго сорта. Им приходится отказываться от родного языка, целые семьи вынуждены покидать территории, на которых их предки жили поколениями. Я должен был привлечь внимание к историям отдельных представителей этого народа и предоставить им возможность высказаться.
— Как много вы знали о саамах до начала работы над специальным проектом Nikon?
— Я родился и вырос в городе Будене на севере Швеции, недалеко от места проживания саамских общин. Именно этим объясняется мой первоначальный интерес именно к этому народу. Однако сейчас я понимаю, как мало я знал об их традициях и образе жизни. Особенно если учесть ту роль, которую они играли в истории моей страны на протяжении веков. Этот проект полностью захватил меня и многому меня научил. Главный вывод, к которому я пришел: все может быть не таким, как кажется.
— Что вас привлекает в этом сообществе?
— Есть очень много сильных саамов, и они противостоят притеснению по-разному. Несмотря на многолетнюю дискриминацию, сегодня многие молодые саамы заявляют о себе и гордятся своей национальной идентичностью. Наступило настоящее время перемен, и это приводит меня в восхищение. Лапландия (Сапми) охватывает северные районы Норвегии, Швеции, Финляндии и Кольского полуострова, относящегося к России. Несмотря на то, что этот народ разделен официальными границами четырех государств, он продолжает существовать как единая общность, объединенная культурными и языковыми связями и общей идентичностью. Для саамов государственные границы не имеют значения. Для них существует лишь их регион — Лапландия.
— Что представляет собой среда, в которой они живут, и как именно вы хотели показать ее в своих фотографиях?
— Одна из моих основных целей при работе над этим проектом заключалась в том, чтобы выйти за рамки стереотипов, связанных с сообществом саами. Многие просто считают их «оленеводами, живущими в горах», и не горят желанием узнать о них больше. Хоть оленеводство и является важной частью их культуры, многие саамы все же живут и работают в городах. К примеру, в моем проекте приняла участие молодая женщина по имени Максида Марак (Maxida Marak). Она выросла в традиционном саамском сообществе, но стала успешной певицей в городе. Я счастлив, что мне удалось фотографировать ее в традиционной одежде в обстановке, в которой она выросла, а также на сцене во время подготовки к выступлению перед многочисленной публикой. Тема культурных контрастов красной нитью проходит через всю серию фотографий.
— Какую идею вы хотели бы донести до зрителей своей серией фотографий в рамках специального проекта Nikon?
— Цель моего специального проекта для Nikon — рассказать людям о саамском сообществе. Я фотожурналист. С помощью фотографий я рассказываю истории, и история саамов по-настоящему замечательна. Надеюсь, что благодаря моим работам многие люди захотят больше узнать об этом народе и смогут оценить его красоту.
— Почему вы выбрали именно такой творческий подход?
— Мне хотелось запечатлеть каждого героя, облаченного в то, что объединяет всех саамов, – в традиционную одежду «гакти». Один из представителей народа сказал мне: «Без гакти мы невидимы». Одежда саамов – важный элемент их культуры, по ней можно определить, в какой части Лапландии живет человек или откуда он родом. Наряды гакти очень красивы и зачастую невероятно красочны. Их никак нельзя назвать невидимыми. Я хотел создать серию изображений, на которых саамы были бы представлены как в традиционной одежде и обстановке, так и в повседневной трудовой жизни – такими, какими остальные люди видят их чаще всего. Я фотографировал людей различных профессий — от певцов и танцоров до изготовителей барабанов. И каждый из них может похвастаться потрясающей историей своей жизни.
Фотографировать таких людей, как саамы, может быть непростой задачей. При этом их истории хочется выразить максимально полно и ярко. Я надеюсь, что в своей серии изображений мне удалось этого достичь.
— Как вы планируете проекты, подобные этому?
— Для реализации такого проекта нужно изучить немало информации и все тщательно спланировать. Эта подготовительная работа может занять не меньше времени, чем сама съемка, или даже больше. Я ознакомился с некоторыми основными сведениями, а затем связался с людьми, которые подсказали мне, в каком направлении двигаться, и поделились дополнительной информацией о саамском сообществе. Однако структуру проекта мне удалось разработать только после того, как я провел выходные с жителями саамской деревни. Я понял: для того чтобы создать удачные фотографии и донести нужную идею, требуются тщательная подготовка, терпение и гибкость.
— С какими проблемами вам приходилось сталкиваться?
— Некоторые проблемы неизбежны во время работы с людьми. Например, мне нужно было заходить в дома людей, смотреть на обстановку и использовать ее. А для того чтобы хозяева дома чувствовали себя комфортно, сперва нужно завоевать их доверие – на это требуются время и силы. Прежде чем приступить к съемке, я внимательно выслушивал своих героев, ближе с ними знакомился.
Это все отнимает немало сил, особенно если работаешь один и не рассчитываешь на помощь со стороны. Еще одна трудность – погода на севере Швеции. Нередко дни здесь случаются довольно темными, и иногда мне приходилось переносить время съемки.
— Какой момент съемки для специального проекта Nikon запомнился вам больше всего?
— Во время первой недели работы меня пригласили присоединиться к группе саамов, сгоняющей оленей для убоя — этот обычай необходим саамам для выживания. Все тяжело работали, в том числе и дети. Среди них была девушка по имени Марика Ренхувуд (Marika Renhuvud), которая была полна решимости помогать взрослым с раннего утра до самой ночи. Я фотографировал Марику и ее семью в течение нескольких дней, и лишь после узнал, что эта девочка учится в Балетной академии Стокгольма (Ballet Academy Stockholm). Мне кажется, ради открытия таких культурных контрастов и нужен этот проект. Благодаря Марике я многое узнал о культуре саамского народа и смог познакомиться с жизнью молодых саамов, которая будто разделена на две контрастирующие части.
— Какие факторы вы учитывали при выборе оборудования и как это помогло вам в поездке?
— Для этого проекта я использовал камеру Nikon D5 с объективами AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G, AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G и AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II. Это идеальное сочетание для съемки такого рода.
D5 — прочная и надежная фотокамера, отлично зарекомендовавшая себя при работе в суровых условиях. Во время съемок я проводил целые дни на снегу, поэтому мне нужна техника, на которую можно положиться и которая сможет выдержать экстремальные погодные условия. D5, как обычно, не подвела меня. Что касается объективов, то моими надежными спутниками стали модели 35, 50 и 70–200 мм. Объективы 35 и 70–200 мм особенно хороши для репортажной съемки, так как малая глубина резко изображаемого пространства позволила мне запечатлеть изумительные детали традиционной одежды саамов. Объектив 50 мм был незаменим при съемке в условиях слабого освещения.
Эти объективы с постоянным фокусным расстоянием в сочетании с фотокамерой D5 позволили мне получить изображения в особом стиле, который отличает весь проект.
— Что бы вы посоветовали фотографам, которые хотели бы заняться аналогичными проектами?
— Хотя я сам этого не делал, я посоветовал бы таким фотографам найти помощника из числа местных жителей, который будет помогать с организационными вопросами. Чрезвычайно полезно, когда у вас есть знакомый человек, хорошо знающий местность, способный дать совет и при необходимости оказать помощь.
Я бы также посоветовал фотографам побольше общаться с героями своих проектов — семьями и общинами, жизнь которых они снимают. Вам нужно установить с ними контакт и построить доверительные отношения – выслушать их, предоставить возможность рассказать свои истории. Тогда вы сможете максимально точно отразить эти истории в фотографиях. И это самое важное.
— Какое значение для вас имеет возможность быть амбассадором Nikon в Европе и работать над проектом, подобным этому?
— Эта возможность бесценна для меня. Я смог работать в Швеции, своей родной стране, познакомился с саамами. Это все оказало на меня огромное влияние и позволило больше узнать о самом себе, о своей работе. И я безмерно благодарен компании Nikon за этот опыт.