Помните Сергея Прокудина-Горского, который колесил по просторам Российской империи в специальном вагоне-фотолаборатории? Чем-то похожим сейчас занимается Билл Хао из Ванкувера. Только вместо вагона — переоборудованный в фотолабораторию автобус. И в цвете он не снимает, а занимается мокрым коллодионным процессом.
С размером кадра Билл точно не скромничает. Его самодельная камера позволяет снимать на пластины размером до 32 × 48 дюймов. Если перевести в более понятные нам сантиметры, то получится около 81 × 122 см!
Дело в том, в мокром коллодионном процессе крайне важна скорость обработки. На покрытие пластины эмульсией, съёмку и проявку есть не более 15 минут. Это не плёнка, которую можно отвезти в фотолабораторию, всё должно быть сделано на месте. Так что без автобуса не обойтись, во всяком случае при съёмке пейзажа. А Билл Хао как раз в этом жанре и работает.
«Я не говорю, что старый процесс лучше цифрового, — говорит фотограф. — Конечно, современные цифровые технологии просты, быстры и великолепны. Но для меня методы съёмки прошлых времен, особенно мокрый коллодионный процесс, дают лучшее качество, больше тона, больше деталей и больший формат.
Изображение, сделанное старым способом, выглядит более реалистично… и может сохраняться дольше. Что еще более важно, мне это нравится».
Фотограф сам изготовил камера в течение из дуба, металла и чёрной ткани. На это ушло около двух лет. Камера сконструирована таким образом, что фотограф может справляться с ней в одиночку, без ассистента.
Однако всё равно это нелегкая задача. Камера без объектива и пластины весит около 50 кг и устанавливается на трёх мощных штативах по 10 кг каждый. Стеклянные пластины тоже тяжёлые. Они изготовлены из 3-мм стекла. Фотограф на съёмку возит с собой два десятка таких пластин.
Для съёмки фотограф использует объективы Carl Zeiss Tessar и Goerz Dagor. Самый большой объектив, который у него есть, — 1200 мм, где круг изображения составляет 1890 мм. Другие объективы включают 900 мм с кругом изображения 1418 мм и 600 мм с кругом изображения 945 мм.
Мокрый коллодионный процесс накладывает ограничения и на процесс съёмки. Слишком многое зависит от погоды и даже от температуры воздуха. «Снимать облака очень сложно, потому что голубое небо и облака на фотопластинке выглядят одинаково», — говорит Хао.
«Я могу экспонировать маленькую пластину за одну минуту, но мне нужно 3-5 минут, чтобы экспонировать большую пластину», — говорит фотограф. «Время воздействия варьируется в зависимости от погоды, времени и освещения. А время проявки составляет около 20 секунд, это так быстро и трудно контролировать!»
Автобус под фотолабораторию фотограф переоборудовал сам. «Я купил этот автобус в 2007 году не для фотосъемки, а для использования моей туристической компанией. Прямо сейчас я превратил его в дом на колесах с фотолабораторией».
Хао сделал специальные ящики, в которых он хранит стеклянные пластины, и это его архив — все изображения в единственном экземпляре, которые невозможно повторить или скопировать. Такое фото нельзя отсканировать, только перефотографировать. Однако и такой результат не даёт полного представления о том, как выглядит оригинал.
Хао не является профессиональным фотографом и до сих пор не заработал денег на своем увлечении. Он владеет и управляет международной туристической компанией.
«Все считают меня сумасшедшим! Но они также завидуют моей жизни только потому, что я могу делать все, что хочу», — с гордостью говорит Хао.
По материалам Petapixel.com и Фила Мистри.