Медиа-рынок переживает затяжную революцию — принт ушёл на второй план, а издательства кинули все силы на борьбу за он-лайн читателей и подписчиков в социальных сетях. Как в этом контексте меняется фотография рассказал известный российский фотограф, а теперь ещё и куратор программы «Фотография для новых медиа» в Британской высшей школе дизайна Алексей Никишин.
Сегодня практически все российские авторы, которые снимают более или менее современную фотографию, делают это в большей степени для зарубежных заказчиков. И это нормально, вы можете снимать в России классные истории и отправлять их в независимые западные журналы, и таких кейсов масса. В России пока можно выделить только пару изданий, которые по качеству графического и фото-контента соответствуют времени и мировому уровню. Поэтому я очень хочу, чтобы у нас появилось поколение фотографов, которые смогут расширять и развивать присутствие современной актуальной адекватной времени фотографии в России.
Эта актуальность сейчас очень важна в фотографии. Современные заказчики, издательства ждут от фотографа не просто картинок или репортажа «как это было». Это направление постепенно схлопывается, отмирает. Сегодня от автора требуется комплексный подход, благодаря которому на выходе должна получиться целая фото-история, сюжетно связанная последовательность фотографий, где используются какие-то модные приёмы, которая откликается на современность. Фотограф должен не просто изображать реальность, а современно «комментировать» её. А по-максимуму — быть ей, этой современностью.
Если перечислять основные этапы работы фотографа сегодня, то помимо непосредственной съёмки, теперь он занимается и подбором команды (стилисты, визажисты, сет-дизайнеры, ассистенты и т.д.), и разработкой концепции съёмки, и сборкой итоговых «пар», и вёрсткой (аналогично работе билд-редактора). Теперь все это на плечах самого фотографа. Сегодня он выступает одновременно в роли фотографа, современного художника и «менеджера-директора-продюсера», придумывающего проект и реализующего его от начала до конца, привлекая в команду необходимые ресурсы.
Более того фотография сегодня — это не только сами по себе снимки, это и дизайн, и видео, и компьютерные эффекты. Например, модные журналы, часто дополняют фото-съёмку фильмом, который выполнен в той же эстетике и тем же фотографом. То есть фотография как медиум сильно расширяет свои границы и уже очень трудно определить, где граница между фото, видео, анимацией, видео-артом и так далее. Примерно каждые полгода появляются новые тренды, модные приёмы. И ты либо меняешься в соответствии с этим, либо попадаешь в другую трендовую группу и работаешь для соответствующих людей.
Фотография в широком смысле, как медиум современного искусства, влияет на ту фотографию, которую видит в журнале более широкий круг зрителей. Поэтому фотограф должен быть погружен в современную культуру в широком ключе: от музыки до кино.
Если раньше какие-то шаги в развитии индустрии могли замечать только профессионалы, то сегодня социальные сети и Интернет в целом дают каждому возможность видеть, как трансформируется искусство фотографии, следить за трендами и даже задавать их. Задачей фотографа становиться найти этот «передний край» фотографии, чтобы работать адекватно времени.
Новое поколение фотографов, уже не считает себя «прикладными» специалистами узкого профиля: портретный фотограф, репортажник и т.д. Сегодня такие прикладные вещи «растворяются».
Одним из наиболее перспективных направлений для фотографа остаётся модная индустрия, где регулярно появляются новые дизайнеры и по-прежнему необходимо огромное количество съёмок для каждой новой коллекции: издания, лукбуки, кампэйны для модных брендов. Знакомство с одним дизайнером одежды или аксессуаров открывает фотографу доступ к внушительному объёму работы каждый сезон.
Кроме того, самостоятельные творческие проекты в коллаборации со стилистами, дизайнерами, необычными моделями и героями с удовольствием берут зарубежные независимые издания, публикация в которых в профессиональной среде считается даже более престижной, чем проект для крупного издательства, которое больше ограничивает свободу и контролирует каждый шаг креативной команды.
Узнать больше о современной фотографии, задать свой вопрос и получить персональные рекомендации от Алексея Никишина можно 3 июня на открытом портфолио-ревю. Подробная информация и регистрация по ссылке.
Предоставленные фотографии из архива Алексея Никишина.