Сложности и особенности работы с едой, как правило, всплывают в процессе съемки. Специфика жанра состоит в том, что это грань между предметной съемкой, натюрмортом и умением передать фотографией информацию, затрагивающую не только визуальное восприятие, но и намекнуть на вкус, запах, текстуру блюда или продукта, передать то, что важнее всего в еде.
Поэтому, чтобы снимать еду, её нужно любить. Не обязательно уметь готовить, но очень желательно. Нет необходимости пробовать то, что вы снимаете, хотя это тоже хорошо скажется на кадре, вы будете понимать, с чем работаете. Важно хотеть видеть красоту и гореть желанием ею поделиться. Не буду вдаваться в технические детали, перечислять оптику и штативы. Техника ― тема бесконечная. Кто-то любит работать макро-объективами, кому-то и телефона хватит для создания шедевра. Мне бы хотелось обратить внимание на другую сторону процесса, на кухню фуд-фотографии.
В съемке еды важны детали и общее понимание процесса работы. Идеально выработать свой подход к процессу и следовать набору своих, комфортных, правил. Для меня это, в первую очередь, задача съемки: что показать, что передать зрителю, куда пойдут эти фотографии потом. Клиентом может быть ресторан или вы сами, это не столь важно. Важно поставить четкую задачу, понять цели, которые вы преследуете, выполняя работу, и, исходя из этого, действовать. Когда вы знаете, с чем предстоит работать, то можете подготовиться, изучить работы других авторов, подобрать примеры и понять, что нужно для съемки. Фоны, ткани, предметный стол ― это все необходимо продумать заранее, не оставляйте подобные детали случаю и подходу «как получится, так и снимем». Вы можете очень огорчится, когда спланируете съемку в светлом ключе, а вас приведут в подвальное помещение с черными столами и коричневыми тарелками без шансов найти то, что вам нужно для кадра.
Работа с блюдом
Еда живая, она живет определенное время, а потом теряет вид. Узнать о поведении блюда вы можете у повара, который её готовил либо, если снимаете для себя, провести предварительную подготовку и протестировать блюдо. Все понимают, что мороженое тает быстро, но не все сталкивались с суфле, которое падает и теряет вид за пару минут. Обращайте внимание на подобные детали, задавайте вопросы и делайте тестовое блюдо, чтобы понять, сколько оно проживет.
Ракурс
У меня есть готовые решения, которые всегда работают. Каждое блюдо снимается в трех-четырех ракурсах, а дальше можно переходить к творчеству и нестандартным решениям.
Практически все задачи закрывает такой набор ракурсов: сверху с краями тарелки, крупно без полей, под углом в 45 градусов (так в жизни видит человек), с уровня тарелки, если блюдо высокое (не суп).
Дальше работаем с приборами, зачерпываем ложкой, накалываем вилкой, выкладываем сервировку, задействует в кадре декор и т.д. Действуем по принципу ― от меньшего к большему, и под финал буйство фантазии может зайти куда угодно. Главное, чтобы были сняты первые кадры, они дают четкую уверенность, что главная суть еды будет в фотографии.
Свет
Дневной свет прекрасен, но если вам нужно отснять шестьдесят блюд в одинаковом свете, работать с ним не реально. В целом, коммерческие проекты снимаются только с искусственным светом. Для меня работа со студийной спешкой в приоритете. Логика расстановки света может быть разная, от ракурса меняется схема света. Это влияет на цвет, блики и объем. В основном главный источник света находится за тарелкой, т.е. контровой свет для нас будет самым главным. Часть блюда, которая ближе к вам, можно подсвечивать отдельным прибором меньшей мощности или отражателем. Мы работаем с двумя приборами и по необходимости берем отражатель.
Акценты
Важно понимать, что будет ведущим элементом в кадре. Это может быть вся тарелка, например, с ярким супом, либо салат, на верхушке которого размещена черная икра в особенном, невероятном оформлении. Вам нужно понимать, с чем вы работаете для того, чтобы правильно передать акцент в кадре. Тут в ваших руках все доступные инструменты фотографа ― свет, крупный план, резкость, которая идеально выделит нужную деталь.
Приборы, напитки, салфетки, цветы могут отвлекать от основного блюда, следите за этим. Повторяющие цвета на фоне могут элегантно подчеркнуть еду в тарелке. Салат с желтым перцем хорошо дополнит красивый перец на заднем плане при ракурсе 45 градусов.
Ошибки и опасные зоны
Часто вижу на фотографиях тарелку, которая визуально «вываливается» из кадра. Происходит это очень просто: вы следите на крупном плане за едой на тарелке и отвлекаетесь от уровня стола и направления тарелки. В результате зритель видит кадр в котором тарелка стоит криво, и того хуже ― едет по столу вправо или лево. Обращайте внимание на «вылетающие» со стола тарелки.
Испортят кадр следы пальцев на приборах и тарелках, разводы, крошки. Протирать и мыть нужно все и без исключения. Не оставляйте это на потом, не думайте про графический редактор, исправляйте все сразу. Представьте, что обрабатывать кадр будет кто-то другой и просто не заметит пятно на блюде.
Если еда на тарелке потеряла вид, её нельзя снимать, оживлять, выкручиваться, её нужно заменить. Либо признать, что вы проиграли и кадр потерян. Крайне редко из засохшего пюре в тарелке получается шедевр.
Декор и композиции
Большинство решений находится у нас под руками, поэтому не бойтесь использовать подручные материалы. На последней съемке при работе с эклерами я вышла на пару минут из зала студии, когда возвращалась, увидела стопку журналов в холле. В результате мы сняли композицию, на которой дивы с глянцевых обложек держат в руках, едят и мечтают от тех самых эклерах. Не бойтесь экспериментировать и смотрите вокруг, вдохновение может прийти откуда угодно, а комфорт на съемочной площадке и слаженная работа ― лучшая почва для творчества.
Работа с клиентом
Хороший кадр начинается до того, как вы взяли камеру в руки. Как ни странно, но он начинается с людей. Если мы говорим о работе с рестораном или кафе ― с организаторов съемки. Отношение к процессу и понимание заказчика, что он хочет получить в результате, определяет успех отснятого материала.
Простой пример ― вы сейчас снимаете много крупных планов, еда прекрасно смотрится в таком виде, ваше портфолио выглядит сочно и красиво. Клиенту нравится то, что вы делаете, и вы целый день снимаете в своем стиле, потому что клиент одобрил. Потом начинается беда, т.к. дизайнер, который верстает меню из ваших фотографий, не может из вашего кадра с крупным планом собрать «тарелку под вырез с краями, снятую сверху». Дело даже не в том, что дизайнеры частенько не дружат с фотографами, дело в том, что клиент не озвучил задачу, и вы не смогли совместно построить правильное ТЗ. Результат ― красиво отснятый материал, с которым невозможно работать. Сложности бывают разными, но основная задача при общении с клиентом ― любой ценой узнать, зачем ему фотографии и объяснить, как вы работаете и что вы можете предложить. Говорить нужно прямо, предлагать только то, в чем вы уверены. Если сомневаетесь, говорите, что можете попробовать снять еще и другие варианты, но обещаний не давайте. Если клиенту нужно через вас пристроить куда-то часть денег, это тоже лучше знать заранее. Не стоит заниматься самообманом и думать о фотографии, когда основной вопрос в деньгах, а фотография ― это просто набор файлов. Цените свой труд и опыт.
Команда
Работать одному сложно и физически, и технически. Постарайтесь найти человека, который сможет помогать вам на съемке, работайте в паре. Это ускорит процесс, повышает эффективность, и вы не упустите хорошие кадры.
Постоянно работайте над собой. Ошибочно мнение, что профессионалы просто берут и одним жестом из обветренной котлеты делают фото-шедевр. Волшебство имеет вполне достижимые и простые корни. Они в труде, который прячется за легкостью опытной руки. Просматривайте много хороших фотографий, общайтесь с лучшими фотографами и поварами, разбирайте каждый красивый кадр, который видите. Приучите себя думать над чужими удачными работами. Смотрите и анализируйте свет, цвет, композицию. Уделите месяц сознательному изучению работ лучших фуд-фотографов, анализируйте их кадры и свои, ищите слабые и сильные места. Сложно делать это самому ― работайте в паре, найдите собеседника, того, кто интересуется фуд-фото, обсуждайте все вслух, чужое мнение может быть очень полезным! Через месяц вы будете анализировать на автомате. Это неизбежно приведет к вашему росту, и кадры будут становиться лучше с каждой сознательной и продуманной фотосессией.
Получайте удовольствие от фотографии, берите интересные заказы и сами усложняйте себе задачу, чтоб не терять интерес и создавать шедевры.
Фотографии: Ольга Драч и Евгения Драч