— СТАНИСЛАВ, В ВАШЕМ ПОРТФОЛИО ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ОБЛОЖЕК ФОТОЖУРНАЛОВ С МИРОВЫМ ИМЕНЕМ — МЕЧТА ЛЮБОГО ФОТОГРАФА. КАК ВЫ ПРОДВИГАЕТЕ СВОИ РАБОТЫ?
— Ничего особенного я для этого не делал. Просто начал выкладывать снимки на www.500px.com. Там я известен под ником Sean Archer. И за полтора года стал самым популярным фотографом среди 5 миллионов пользователей ресурса. Так мои снимки заметили. После того как меня опубликовал один англоязычный журнал, стало поступать очень много предложений о публикации моих работ, один за одним издания печатали мои интервью и фотографии.
На Западе очень ценится, когда твои снимки напечатаны в бумажной прессе, тем более на обложке. Это уже новый статус — статус эксперта.
— КАК ДАВНО ВЫ СНИМАЕТЕ? ПОМНИТЕ ЛИ ВЫ СВОЙ ПЕРВЫЙ ФОТОАППАРАТ?
— Началось всё это в 2012 году. Я купил свою первую камеру — беззеркалку Panasonic Lumix G3 — просто чтобы снимать обыденные сюжеты, у меня не было планов становиться фотографом. Потом попробовал делать портреты, и мне понравилось.
Я закончил архитектурно-художественную академию, работал дизайнером, и тяга к творчеству у меня всегда была. Однако создание рисунка — процесс долгий, а вот фотография оказалась по мне.
Могу сказать, что всерьёз начал заниматься фотографией, когда купил себе объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm f/1.8. Кадры, сделанные на него, стали быстро набирать популярность на 500px.
— КАКОЙ КАМЕРОЙ ВЫ СНИМАЕТЕ СЕЙЧАС?
— Многие мои сегодняшние работы сделаны на беззеркальную камеру Olympus OM-D E-M5 Mark II.
— КАКОЙ НАБОР ОБЪЕКТИВОВ ЕСТЬ В ВАШЕМ АРСЕНАЛЕ?
— Во время путешествий я использую Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm f/2.8 Pro Lens. А для портретной съёмки — Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm f/1.8, Olympus M.Zuiko Digital ED 75mm f/1.8. Последний незаменим, когда я фотографирую на природе.
— ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЛИ ВЫ КАКИЕ-ТО ОСОБЕННЫЕ ПРИЁМЫ, ЧТОБЫ НАСТРОИТЬ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ СЪЁМКИ НА ТВОРЧЕСКИЙ ЛАД?
— Обычно участников съёмки двое — я и модель. Отмечу, что большинство моих моделей непрофессиональные. С такими людьми работать интересно, но не всегда просто, ведь они не умеют позировать, изображать эмоции.
Я считаю, что здесь особенно важна работа фотографа. Когда я начинаю фотографировать, обычно говорю модели: «Всё, сейчас мозги можно отключать». Потому что я сам всё скажу: как стоять, куда смотреть, как держать руки… И это здорово расслабляет человека, ведь ему не нужно задумываться о том, что делать перед камерой. Если фотограф уверен в себе, модели тоже комфортно.
— АРСЕНАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФОТОГРАФА ОБЫЧНО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТАКОЙ «ИНСТРУМЕНТ», КАК RAW-ФОРМАТ. ОДНАКО ЧАСТО В КОММЕНТАРИЯХ К СВОИМ РАБОТАМ В СОЦСЕТЯХ ВЫ ОТМЕЧАЕТЕ, ЧТО КАДРЫ СДЕЛАНЫ В JPEG. А КАК ЖЕ БЫТЬ С БОЛЬШИМ ПРОСТОРОМ ДЛЯ ПОСТОБРАБОТКИ, КОТОРЫЙ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ RAW-ФАЙЛЫ?
— На беззеркальных камерах я сразу вижу картинку такой, какой она останется на карте памяти. Поэтому если я не вижу пересветов, доволен цветовым балансом, я могу сразу же делать кадр, сохраняя его в JPEG. В моей камере Olympus я получаю JPEG такого высокого качества, что мне хватает его для дальнейшей творческой работы с кадром.
Я стремлюсь к простоте, и исключение RAW-файла из процесса съёмки экономит массу времени. Ведь лучше, если оно останется для творчества.
— КАКОВА РОЛЬ ТЕХНИКИ В ВАШИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЯХ?
— Я начинал снимать с очень простой камеры. Но она делала неплохие снимки только при идеальном освещении. То есть если погода была плохой, я просто отменял съёмку.
Современная беззеркальная камера Olympus позволяет получать отличные кадры практически при любых световых условиях, даже в сумерках. Определённо, хорошая техника упрощает жизнь фотографа.
Однако мы говорим о фотографии как об искусстве, и конечно, определяющую роль здесь играет знание законов композиции, те творческие приёмы, которые используют при съёмке. Я считаю, что художественное образование важнее, чем знание абсолютно всех технических особенностей.
— У ВАС ЕСТЬ ЛЮБИМЫЙ ФОТОГРАФ, ЧЬИ РАБОТЫ ВЫ ПРОСМАТРИВАЕТЕ ДЛЯ ВДОХНОВЕНИЯ?
— Меня вдохновляет хорошая фотография в целом. Я постоянно просматриваю ленты тех фотографов, которые мне нравятся: что-то пропускаю, что-то отмечаю для себя, вдохновляюсь. Но при этом я считаю, что лучше просмотреть 40 кадров от разных фотографов, чем постоянно следить за одним и тем же. Так создаётся информационный фон, в котором ты «варишься».
Если смотреть фотографии одного и того же фотографа, у которого есть свой стиль, начинает казаться, что все его работы одинаковы. Важно получать побольше разнообразных картинок.