Что нужно в первую очередь рассказать о Терри Ричардсоне? Терри — 55, и он человек, занимающийся тем, что ему нравится. Разве не это мечта любого человека: от офисного менеджера, до свадебного фотографа? Терри воплотил мечту и не предает себя не только как художник (то есть снимает все так, как он хочет), но и как истинно духовный человек, искренне проживая всё то, что снимает. Разберемся во всем по порядку…
Феномен фотографии Терри Ричардсона состоит в том, что она выглядит как абсолютно будничная любительская и неинтересная — то есть как «твои и мои» фотографии. Зритель сразу ее идентифицирует как (ту самую) свою фотографию, которую, например, ему может показать друг или мама со словами: «Смотри, как провели отпуск» или «Смотри, как прошел вчерашний день рождения». И Вы покорно начинаете смотреть эти скучные фотографии, на которых ваш родственник сфоткал все, чтоб не забыть, что у него все-таки был день рождения, был отпуск, что он вообще жил. Эти фотографии такие же как те, которые нам приходится смотреть с улыбкой, чтоб не обидеть «фотографа», осторожно сдерживая тошноту. Так вот, а теперь мы смотрим Терри, и не узнаем наши фотографии. То есть мы их узнаем, но не узнаем, что на них изображено! Мы видим на них то, что никогда бы не увидели на своей «такой же» фотографии. Происходит разрыв шаблона — мы видим не то, что ожидаем. Мы видим то, что либо мы бы не сняли из-за скудности сюжета или то, чего в нашей жизни вообще не было. Вроде обычное фото — и тут такое!!! Это , кстати, на языке искусствоведов называется Авангард, когда в рамках ясного, как божий день, языка вдруг Вам показывают что-то, совершенно этому языку не соответствующее. То есть понятным языком говорят совершенно несоответствующие этому языку вещи.
Терри фотографирует без какой-либо претензии на профессиональность. Если, например, Юрген Теллер, в рамках «любительского канона», прячет красоту внутреннего языка, тонкие композиционные приемы и мысль, то здесь мысль конечно же есть — но всегда одна, а всё остальное полностью доверено языку любительской фотографии. То есть всё остальное попросту отсутствует. И если вдруг фотографию получилась с задатками «профессионализма» — её надо удалить, чтобы соответствовать жанру, близкому и понятному миллионам. Фотография должна быть прежде всего дурацкой, чтобы соответствовать жанру.
Это позволяет делать такую фотографию, на которой люди быстро узнают себя и ассоциируют изображение со совей жизнью. Например, смотрите, Абама фотографируется у Терри, все смотрят и видят такие же фотографии, которые стоят у них на телевизоре с детьми-собакой-родственниками и сразу понимают: «Он такой же как мы». И что? И голосуют!!! Понимаете? Это работает! Или с одеждой: Вы видите случайную фотку проходящей мимо просто девицы в платье и хотите такое же, так как узнали фотографии себя в этой фотке. А если б это была божественна-красиво-стоящая-красавица — Вы бы не ассоциировали себя с ней и не совершили бы покупку. То есть с покупателем надо разговаривать на его языке — на языке любительской фотографии! Что успешно делает прекрасный фотограф и человек Терри Ричардсон.
Девиз Терри Ричардсона: «Ты бы такое точно не снял, дружище!» Именно под этим девизом Терри снял уже 13 фотоальбомов и продолжает творить не останавливаясь, снимая реальность такой, как она есть.
А еще не нужно забывать, что любительская фотография — всегда оценочна. То есть снимая что-то любитель как бы говорит нам «Мне это нравится!». Так вот Терри, работая в этой культурной парадигме, каждой фотографией говорит нам «Вот это то, что я люблю, детка!»
А что Вы думаете о Терри? Ваши ответы и пожелания для Терри — пишите в комментариях.
Разбор фотографии взят отсюда: «Алексей Никишин: Современная фотография. Как сделать современные фотопроект?»
Фотограф Алексей Никишин:
сайт,
Facebook,
Livejournal,
VKontakte,
Instagram