Вверх
  • Водяные скульптуры Сергея Толмачева
  • Фотограф Дарья Булавина рассказала о своих традиционных фототурах в Германию
  • Станислав Пучковский. Интервью с самым популярным автором сайта 500px.com
  • Дмитрий Зверев об уникальном супертелевике
  • Olympus OM-D E-M1 — идеальное решение для зоофотографа
  • Фотопутешествие в Чечню с Артёмом Ачкасовым
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Дмитрий Зверев об уникальном супертелевике

Обсудить

Мой обзор субъективен. Я не буду пользоваться приборами. Буду только руководствоваться своими ощущениями. В конце концов, мы делаем фотографии не для колориметров и резольвометров, а для живых людей. Поэтому субъективное мнение, на мой взгляд, и есть самое точное.

Я очень ждал выхода объектива Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO (600мм экв.), который представляет собой качественно иное предложение по сверхдлиннофокусной съёмке. Если раньше состоятельные люди и могли позволить себе купить телевик 600мм f4 за $10000, то просто так носить его с собой на любую съёмку точно не было никакой возможности, потому что его вес составляет 5 килограммов. Тестируемый для этой статьи объектив доступен по цене, может сопровождать вас в рюкзаке вместе со всей линейкой оптики, предлагая те же возможности, что и его предшественники.

Первое знакомство с габаритами и весом линзы приводит в восторг:

Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO - ISO 250, F2.8, 1/4 с, 300.0 мм экв., 1.0 МБ
Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO - ISO 1600, F2.8, 1/80 с, 80.0 мм экв., 1.0 МБ

Объектив попал ко мне зимой. Это время считается не лучшим для съёмки сверхтелевиком. Пасмурным зимним днём освещённость меньше, чем на летнем солнышке, в 100–150 раз. Однако светосила этой линзы, поддержанная совместной стабилизацией в объективе и на матрице камеры, позволяет снимать так же комфортно, как и объективом с любым другим фокусным расстоянием.

Этот кадр сделан вечером с рук (!). Кремлёвские звёзды уже зажглись. Но стабилизация позволила сделать абсолютно резкий кадр на не таком уж большом ISO 1600.

Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO - ISO 1600, F4, 1/250 с, 601.0 мм экв., 1.0 МБ

Благодаря поворотному экрану, устроившись на расстоянии 30–50 метров, можно вести скрытую съёмку людей. В городе вас никто не заметит. Классический поясной портрет получается примерно с 15–20 метров. Даже если вас видят, предположить с такого расстояния, кого именно вы снимаете (и снимаете ли вообще), трудно. Воспользовавшись этим, я пощёлкал «работников культуры» и гостей столицы на Красной площади:

Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO - ISO 1000, F4, 1/350 с, 601.0 мм экв., 1.0 МБ
Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO - ISO 250, F4, 1/250 с, 601.0 мм экв., 1.0 МБ
Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO - ISO 500, F4, 1/350 с, 601.0 мм экв., 1.0 МБ
Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO - ISO 640, F4, 1/350 с, 601.0 мм экв., 1.0 МБ

В городской съёмке есть смысл использовать замечательный эффект, характерный только для сверхдлиннофокусной оптики, когда глубина пространства как бы «съедается». Здесь запечатлён Кремлёвский проезд и собор Василия Блаженного. А ведь между ними — Красная площадь во всю длину! Верхнее фото демонстрирует, с какого места велась съёмка и насколько далека эта точка от снимаемого сюжета.

Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO - ISO 200, F5.6, 1/320 с, 24.0 мм экв., 1.0 МБ

Там же, на Кремлёвском проезде, я проверил в деле следящий автофокус телевика на камере Olympus E-M1. В режиме Continuous AF снято 22 кадра на скорости L. Для точности эксперимента диафрагма оставлена открытой (f4), а глубина резкости — минимальной. Пара шла на меня в течение шести секунд. На всех кадрах люди резкие. Здесь показаны начальный и конечный кадр серии в увеличении.

Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO - ISO 400, F4, 1/350 с, 601.0 мм экв., 4.0 МБ

Частный случай сверхдлиннофокусной съёмки: предметы как бы теряют своё третье измерение, и композиция становится похожей на аппликацию из вырезанных картонных фигур. На этом снимке ряд автомобилей под снегом напоминает какую-то схему.

Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO - ISO 200, F5, 1/500 с, 601.0 мм экв., 1.0 МБ

Объектив со столь длинным фокусом может собрать в одну композицию объекты, которые вовсе не рядом, а располагаются на дистанции в несколько километров. Это вызывает эффект неожиданности. Между ближним и дальним объектами — 6 км! А они при этом собраны в одно целое.

Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO - ISO 500, F8, 1/1500 с, 841.0 мм экв., 2.0 МБ

В подобных сюжетах он может собирать городскую фактуру в невероятно плотный «винегрет»:

Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO - ISO 200, F13, 30 с, 601.0 мм экв., 1.0 МБ
Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO - ISO 200, F11, 20 с, 601.0 мм экв., 1.0 МБ

Этот телевик имеет свойство не замечать некоторых преград. Портрет рыси снят в Московском зоопарке через сетку вольера, которая исчезла из-за крайне малой глубины резкости, характерной для такого экстремального фокуса.

Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO - ISO 1000, F4, 1/350 с, 601.0 мм экв., 1.0 МБ

Крупный план можно снимать даже с выбором комфортного для себя места. При съёмке портрета леопарда (там же, в Московском зоопарке) толпа детишек оттеснила меня от вольера. Но я продолжил съёмку поверх их голов. И результат не очень-то изменился. Плюс-минус пара метров — ерунда для столь длинного фокуса.

Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO - ISO 800, F4, 1/350 с, 601.0 мм экв., 1.0 МБ

Совместно с конвертером объектив работает превосходно. Я, признаться, пребывал в уверенности, что конвертер 1.4 — вещь бесполезная: на ступень ворует светосилу, добавляет в систему оптических элементов, что не может не снизить качества изображения. А взамен даёт несильное увеличение в 1,4 раза, которое можно вроде как безболезненно произвести и в Photoshop. Однако преимущество конвертер всё же даёт. На этом кадре запечатлено Министерство обороны РФ с красивым барельефом. Снято с другой стороны реки. Видно, что микроконтраст и объём с конвертером переданы лучше, нежели после простого увеличения.

Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO - ISO 40, F2.2, 1/826 с, 31.0 мм экв., 2.0 МБ

Скажете «хорошая линза, но не зум»? Не беда! 40-150 f/2.8 обязательно должен быть в кофре! А неохваченный отрезок 150–300 мм можно покрыть быстрым панорамированием нашим супертелевиком с получением 2–4 кадров и последующим моментальным сшиванием в программе типа PTgui или в самой камере (тогда только JPEG). Как приятный бонус вы получите ещё и повышенное разрешение результирующего изображения.

Здесь в кадр не поместились целиком луковки церкви. Панорамирование из трёх вертикальных кадров решило проблему.

Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO - 1.0 МБ

Вывод

Объектив в первую очередь «показан» репортёрам, путешественникам и любителям фотоохоты.

600-мм эквивалент в таком исполнении добавит в ваше портфолио фотографии, которых ещё не было, сделает вашу работу очень комфортной и действительно эффективной.


Опубликовано: 02.03.2016

Обсудить
Bdbef283 1362 48b4 afb0 6a44733f91d5 square 100
Дмитрий Зверев
Опубликовано 02.03.2016

Дмитрий Зверев ― ведущий российский фотограф, известный своим мастерством в жанре стрит-фотографии. Дмитрий окончил Колледж геодезии и картографии, по специальности «Фотодело», является членом Союза фотохудожников России. В качестве коммерческой съемки предпочитает архитектурную, интерьерную, предметную и жанровую фотографию.

В фототехнике отдает предпочтение камерам Olympus.

У Дмитрия имеются публикации, как работ, так и статей в десятках журналов, включая фотографические: «National Geographic», «Фото&Видео», «Фотодело» и т.д. Три года подряд, с 2006 по 2008, Дмитрий становился призером конкурса «Серебряная камера». Лауреат конкурса «Bestphotographer» в 2010 году.

Новинки

Sergey Shestakov, 2016-03-16T19:14:08

Портреты кисок отличные!! Хочется похвалить и фотографа и оптику! Оптика у Олика великолепная!Последние камеры в паре с хорошим объективом выдают отличную детализацию и цвет! Очень понравился макрик 60мм.

Dc191903 9de8 4f4f 9ed3 b2da9fe5ae0d