Готовьтесь, сейчас будет ми-ми-ми и ах-х-ах. Защитники природы, прошу вас успокоиться ― с героем репортажа все в порядке. Он был спасен нашими проводниками и набирает вес в заботливых руках. Честно скажу, мало, кто из фотографов может похвастаться такими снимками. Снять щенка нерпы в естественных условиях ― большая редкость. Даже многие из тех, кто живет на Байкале, никогда не видели бельков в их среде обитания.
Увидеть издалека взрослую байкальскую нерпу не сложно ― она населяет весь Байкал. Зверь это любопытный, но также и осторожный. Путешествующий летом по просторам Байкала часто может увидеть появившуюся из воды на несколько секунд симпатичную мордочку с огромными черными глазами. Иногда можно увидеть нерп, отдыхающих на береговых камнях, но соскальзывающих в воду при малейшей попытке приблизиться к ним. Летом на берег Ушканьих островов приплывает огромное количество этих животных. Несмотря на то, что в экоситеме озера Байкал нерпа находиться на вершине пищевой цепочки, она пуглива. При малейшем подозрении на опасность это симпатичное животное скрывается в глубинах озера.
Сразу после как на Байкале встанет лед, нерпа проделывает отдушины. Пока лед тонкий, нерпа легко его разрушает, надавливая на него снизу мордой. Более толстый лед (2-2,5 см) зверь пробивает только с помощью удара, наносимого передним ластом. В более толстом слоя льда (3-6 см) нерпа проделывает отдушины мощными когтями. Диаметр отдушины может достигать 15-20 см.
Снять белька ― моя давняя мечта. Сделать это в естественных условиях достаточно сложно. Я знаю людей, проживших всю жизнь на Байкале, но так и не видевших бельков. С 2013 года, наша съемочная команда «Father’s TEAM» не оставляла попытки найти бельков. В 2014 году мы познакомились с отличными проводниками из Усть-Баргузина. В процессе подготовки к экспедиции мы заранее обсудили планы, касающиеся съемок щенков нерпы, был выбран район, в котором вероятность найти белька, вышедшего на лед, была высока.
В этом году была сложная ледовая обстановка: лед на Байкале встал позже обычных сроков. Из-за перепадов температуры в течение суток, лед активно «дышал», его торосило. Это повышало опасность передвижения по льду, но этот же фактор сыграл нам на руку. Прибыв на Ушканьи острова, мы встретились с нашими проводниками. Новости были для нас печальные, т.к., по словам проводников, из-за позднего становления льда, сроки рождения у нерп сдвинулись. И вероятность достижения нашей главной цели очень низка. Но все же, мы решили двинуться в разведку, севернее Ушканьих островов, в торосовые поля.
Из-за этого, что детеныши нерпы постоянно скрыты в норах, увидеть белька фактически невозможно. Редко когда, при сильных подвижках льда, логовище разрушается и белек оказывается на поверхности. Если мать в это время находиться на кормежке под водой или отдушина разрушена надвигом льда и мать не может вернуться в логовище, то дитеныш подвергается серьезной опасности. Прежде всего, ему угрожает нападение вечно голодных черных ворон. В день этой съемки, пока ждали проводников около Большого Ушканьего, я стал свидетелем, как большая стая черных ворон, по призывному сигналу сородича-разведчика, поднялась с деревьев и полетела в сторону Байкала. И опустилась в нескольких километрах от берега острова. Когда через несколько часов мы подъехали к этому месту, мы увидели картину разыгравшейся трагедии. Вороны растерзали нерпеныша.
Наш герой оказался в подобной ситуации. В тот день мы выехали на закатную съемку севернее Ушканьих островов. Наш проводник двигался впереди нас, прокладывая безопасный путь среди торосов. Лед нешуточно двигало. И тут, наш проводник Андрей сообщил по рации, что видит белька. Это был тот редкий случай, когда мамаша-нерпа сделала логово в торосе. Произошла подвижка льда, торос прижало. Снежный слой над логовищем был разрушен, дыхало задвинуло льдом. Мать не смогла выйти в логовище из воды, белек выполз на поверхность. Что его ожидало, предположить не сложно: у голодных черных ворон был бы сытный ужин. Наш проводник сказал, что в любом случае, чтобы спасти белька, его нужно увозить. Побыв немного нашей моделью, белек был перенесен в УАЗик проводников и уехал в Усть-Баргузин. Там его выкормят, и как только сойдет лед, перевезут на Ушканьи острова и выпустят на волю.
Автор: Алексей Трофимов