Вверх
6a3f82d7 28ca 4ea7 93e3 ba6ad230dee5

Редчайшие кадры, или cплошное ми-ми-ми

Дата публикации: 24.08.2015

Готовьтесь, сейчас будет ми-ми-ми и ах-х-ах. Защитники природы, прошу вас успокоиться ― с героем репортажа все в порядке. Он был спасен нашими проводниками и набирает вес в заботливых руках. Честно скажу, мало, кто из фотографов может похвастаться такими снимками. Снять щенка нерпы в естественных условиях ― большая редкость. Даже многие из тех, кто живет на Байкале, никогда не видели бельков в их среде обитания.

Редчайшие кадры, или cплошное ми-ми-ми

Увидеть издалека взрослую байкальскую нерпу не сложно ― она населяет весь Байкал. Зверь это любопытный, но также и осторожный. Путешествующий летом по просторам Байкала часто может увидеть появившуюся из воды на несколько секунд симпатичную мордочку с огромными черными глазами. Иногда можно увидеть нерп, отдыхающих на береговых камнях, но соскальзывающих в воду при малейшей попытке приблизиться к ним. Летом на берег Ушканьих островов приплывает огромное количество этих животных. Несмотря на то, что в экоситеме озера Байкал нерпа находиться на вершине пищевой цепочки, она пуглива. При малейшем подозрении на опасность это симпатичное животное скрывается в глубинах озера.

Сразу после как на Байкале встанет лед, нерпа проделывает отдушины. Пока лед тонкий, нерпа легко его разрушает, надавливая на него снизу мордой. Более толстый лед (2-2,5 см) зверь пробивает только с помощью удара, наносимого передним ластом. В более толстом слоя льда (3-6 см) нерпа проделывает отдушины мощными когтями. Диаметр отдушины может достигать 15-20 см.

Снять белька ― моя давняя мечта. Сделать это в естественных условиях достаточно сложно. Я знаю людей, проживших всю жизнь на Байкале, но так и не видевших бельков. С 2013 года, наша съемочная команда «Father’s TEAM» не оставляла попытки найти бельков. В 2014 году мы познакомились с отличными проводниками из Усть-Баргузина. В процессе подготовки к экспедиции мы заранее обсудили планы, касающиеся съемок щенков нерпы, был выбран район, в котором вероятность найти белька, вышедшего на лед, была высока.

В этом году была сложная ледовая обстановка: лед на Байкале встал позже обычных сроков. Из-за перепадов температуры в течение суток, лед активно «дышал», его торосило. Это повышало опасность передвижения по льду, но этот же фактор сыграл нам на руку. Прибыв на Ушканьи острова, мы встретились с нашими проводниками. Новости были для нас печальные, т.к., по словам проводников, из-за позднего становления льда, сроки рождения у нерп сдвинулись. И вероятность достижения нашей главной цели очень низка. Но все же, мы решили двинуться в разведку, севернее Ушканьих островов, в торосовые поля.

Из-за этого, что детеныши нерпы постоянно скрыты в норах, увидеть белька фактически невозможно. Редко когда, при сильных подвижках льда, логовище разрушается и белек оказывается на поверхности. Если мать в это время находиться на кормежке под водой или отдушина разрушена надвигом льда и мать не может вернуться в логовище, то дитеныш подвергается серьезной опасности. Прежде всего, ему угрожает нападение вечно голодных черных ворон. В день этой съемки, пока ждали проводников около Большого Ушканьего, я стал свидетелем, как большая стая черных ворон, по призывному сигналу сородича-разведчика, поднялась с деревьев и полетела в сторону Байкала. И опустилась в нескольких километрах от берега острова. Когда через несколько часов мы подъехали к этому месту, мы увидели картину разыгравшейся трагедии. Вороны растерзали нерпеныша.

Наш герой оказался в подобной ситуации. В тот день мы выехали на закатную съемку севернее Ушканьих островов. Наш проводник двигался впереди нас, прокладывая безопасный путь среди торосов. Лед нешуточно двигало. И тут, наш проводник Андрей сообщил по рации, что видит белька. Это был тот редкий случай, когда мамаша-нерпа сделала логово в торосе. Произошла подвижка льда, торос прижало. Снежный слой над логовищем был разрушен, дыхало задвинуло льдом. Мать не смогла выйти в логовище из воды, белек выполз на поверхность. Что его ожидало, предположить не сложно: у голодных черных ворон был бы сытный ужин. Наш проводник сказал, что в любом случае, чтобы спасти белька, его нужно увозить. Побыв немного нашей моделью, белек был перенесен в УАЗик проводников и уехал в Усть-Баргузин. Там его выкормят, и как только сойдет лед, перевезут на Ушканьи острова и выпустят на волю.

Автор: Алексей Трофимов

Дата публикации: 24.08.2015
Комментировать
E4dd06e9 844c 4b75 a310 a6c6e11d9f7b square 100
Алексей Трофимов

Меня зовут Алексей Трофимов, я живу в Восточной Сибири, в 700 км севернее озера Байкал. С детства меня увлекали путешествия. Позже, уже в зрелом возрасте, к моим интересам прибавилась фотография. Пейзажная фотография ― мой основной творческий интерес. Мои фотографии и заметки публиковались в различных изданиях: «Daily Mail», «National Geographic», «Caffeinated Photographers Magazine», «Natur», «Weather Channel», «Continent&Expedition», «Фотообраз», «The One», «Вокруг Света» и многих других.

Сейчас главный творческий проект ― это съемки пейзажей удаленных и труднодоступных мест на озере Байкал. Кроме этого я провожу фотосъемки в Монголии, в Горном Алтае, Хакасии и Китае. Эти места хранят следы древних кочевых цивилизаций. Степи Монголии, Алтая, Хакасии помнят хуннов, кровавые междоусобные войны тюркских каганатов, несметные орды монголов. Сейчас цивилизация буквально пожирает эти дикие места, но есть еще уголки, где природа, быт и уклад жизни кочевников мало отличается от того, каким он был сотни лет назад.

Являюсь финалистом конкурсов «National Geographic. Дикая природа России 2013», «National Geographic. Дикая природа России 2014», «Global Arctic Awards 2013», «Полярная Перспектива 2013 и 2014» и еще более 30-ти международных конкурсов и фотосалонов. Многие мои работы находятся в постоянных выставках и частных коллекциях в России и за рубежом.

trofimov-photo.com
alexphotograph.livejournal.com
vk.com/id4000893

Другие статьи рубрики

Показать больше статей

Вопросы эксперту