Иногда приходится слышать банальную, в общем-то мысль, «снимать надо так, чтобы не надо было потом обрабатывать в Фотошопе». Отчасти это логично ― чем лучше исходник, тем проще и приятнее с ним работать. Но именно отчасти, потому как «обрабатывать в Фотошопе» преподносится как некое зло, с которым «настоящему фотографу» не по пути.
На самом деле, творческая обработка кадра, пожалуй, противопоказана только репортажникам, потому как их работа, по сути, документ. Который важен именно как есть. Для остальных фотографов, Photoshop (Lightroom etc) точно такой же рабочий инструмент как камера или объектив. Сознательно выключать его из процесса, это примерно то же самое, что принципиально отказываться от лучших камер и лучших объективов потому как с ними «ярче и детальнее». Но ведь правды как таковой мы на фотографии не видим вообще. Это плоская картинка, прошедшая через линзу конкретного объектива и матрицу конкретного фотоаппарата. Меняя, например, объективы, мы решаем не только технические, но и творческие задачи. То же красивое «боке» дорогой линзы ― это как раз творческая обработка реальной картинки. Удивительно, что мысль о том, что с картинкой хорошо бы еще поработать в графическом редакторе, у кого-то еще вызывает антагонизм.
Другое дело, что обработка, как и любой творческий навык, нуждается в правильной постановке задач. Для чего и зачем. Кнопки «сделать красиво» нет нигде. И тут, повторю, важно понимать, чем фотография отличается от реальной жизни. Например, вы видите красивую девушку. В реальности она трехмерная, в движении. Обычно хватает пары секунд, чтобы понять, красивая она или нет. Неважно, какой там ракурс и как падает свет, информации более чем достаточно. С фотографией все не так. Неудачный ракурс и плохой свет поставят под сомнение любую красоту. Иногда модели присылают мне фотографии, сделанные неумелыми руками, глядя на которые хочется только грустить. Тем сильнее удивляет контраст, когда потом видишь ее вживую, насколько интересной и яркой она оказывается в жизни. И вот за этим и нужен тот же Photoshop ― сохранить красоту реального человека.
Например, я много снимал на камеры Olympus OM-D E-M1 и E-M5 Mark II (любимый объектив ― 75mm) в условиях вечернего контрового света. Обычно закатное солнце за спиной у модели (иногда светит прямо в объектив). Это дает красивый эффект свечения вокруг модели, но чревато тем, что ее лицо будет значительно темнее окружающего ее буйства света. Я не использую отражатели, чтобы сохранить мягкие тени и не слепить девушек, свет на моих фото исключительно естественный. Техника сохраняет резкость и детальность лица и волос, но вот света там не хватает по понятным причинам. Здесь и поможет обработка. Аккуратно изменив световые акценты можно легко добиться нужного результата, перенести все внимание на лицо и глаза модели. Вот почему во время съёмки гораздо меньше беспокойства, я знаю, что со светом смогу разобраться потом. Главное, это композиция кадра, эмоции и красота реального человека, которую хочется донести такой, какой ее видел я.