Вверх

Алексей Никишин: «Зачем Томас Штрут снимает как люди просто стоят?»

Дата публикации: 08.07.2015

Бывают хорошие фотографы, которые снимают красивые и понятные вещи: ну, закаты там, пейзажи-свадьбы, стрит-фотографию, или репортаж. Там нам все понятно. Томас Штрут не такой! Ему не до этого! Он любит снимать как люди просто стоят. Стоят и смотрят. Смотрят на искусство. Почему Томасу Штруту так нравится это снимать, давайте разберемся вместе.

Алексей Никишин: «Зачем Томас Штрут снимает как люди просто стоят?»

© Томас Штрут

Томаса Штрута, как постконцептуалиста, вообще не интересуют те прекрасные вещи, которые всё-еще забавляют «профессиональных фотографов» и так трогают сердца миллионов зрителей. Все это его совсем не интересует. Его интересует отношения между зрителем и искусством, то есть как зрители потребляют произведения искусства в специально отведенных для этого публичных местах. Он снимает людей, которые смотрят искусство в музеях всего мира. Все просто, люди стоят и смотрят — Штрут снимает, как они это делают. Кто-то спит, кто-то отвернулся, кто-то не понял, кто-то понял. Ну, как обычно в жизни. Он как фотограф-анималист, наблюдает с интересом за животными в среде их обитания, за их повадками, эмоциями и отношениями. В данным случае, в рамках музея. Фотографии Штрута большого размера, как мы уже знаем, так что нам есть, что рассмотреть: много нюансов у людей, когда они смотрят искусство. Удовольствие изучить все эти человеческие особенности и предлагает разделить нам прекрасный фотограф нам Штрут.

Главная крутость этих фотографий в том, что когда мы смотрим на них в музее, мы становимся такими же как эти люди на фотографии, начинаем играть такую же роль. Мы рассматриваем фотографию, как те, кто на фотографии, рассматривают картины в музее. Когда мы подходим ближе, ощущение границы между реальностью и картинной плоскостью теряется, нам начинает казаться, что люди на фотографии стоят перед нами. Мы часть этой толпы. Все это происходит из-за того, что люди на фото такого же размера как мы. И картина быстро становится для нас иллюзией реальности. То есть мы как бы попадаем в их пространство и стоим перед ними.

Вы также заметили, что здесь такой же ход, как на картинах Волла, когда невозможно выделить из толпы главное, чтобы все оставалось значимым. Достигается это, как я уже писал, поиском такого ракурса, в котором объекты не меняют своих геометрических форм, а смотрятся ритмично одинокого как бы в унисон и ничто не выбирается из этого ритма подобия. Такой паттерн из равнозначных объектов. То есть они отличаются в мелочах, но не выбиваются их общей массы. Мы всматриваемся в каждого, пытаемся как-то их отличить друг от друга, разглядываем, ищем отличия в нюансах мелочах. Хотя эти люди все-равно воспринимаются как группа, как типология. И серия работ Волла — тоже типология. Понятно, это конечно же влияние Бехеров, о которых мы с Вами поговорим отдельно.

А как думаете, современная фотография выступает в оппозиции традиционной фотографии или наоборот, продолжает её традиции? Ваши ответы пишите в комментариях.

Разбор фотографии взят отсюда: «Алексей Никишин: Современная фотография. Как сделать современные фотопроект?»


Фотограф Алексей Никишин: сайт, Facebook, Livejournal, VKontakte, Instagram

Дата публикации: 08.07.2015
Комментировать
B22b8f65 290f 429a be4e b94842ec0b7c square 100
Алексей Никишин

Один из лучших российских фотографов, снимающих людей. Тот редкий случай, когда фотограф снимает то, что ему хочется, и ему за это платят деньги. Лицо современного психологического портрета — благодаря ему у Безрукова, Собчак, Хаматовой, Макаревича, Серебренникова есть те самые известные фотографии.

Эксперт в области современной фотографии, автор большого количества статей и лекций. В настоящее время ведет курс по современной фотографии в лектории Московского Музея Современного Искусства (ММОМА). Наиболее известные мастер-классы: «Современный психологический портрет», «Дизайн фотокниг для фотографов», «Современная фотография. Как сделать современный фотопроект» и «Айфонография. Особый жанр».

Другие статьи рубрики

Показать больше статей

Вопросы эксперту

SerGun1342, 2015-07-11T19:07:11

Такая современная фотография куда-то от традиций сбежала и не хочет возвращаться. Но если у этого есть свои поклонники, то почему бы и нет.

Мимо Проходил, 2015-07-10T06:27:36

По прежнему вызывает недоумение, почему изготовление однообразных, намеренно скучных снимков преподносится как некая типология и должна считаться достижением автора и прогрессом в современном искусстве?? Как в шутке программистов что-ли: "это не баг, а фича"? Касательно предшествующей публикации, если автор намеренно настолько глубоко погрузился в т.н. любительскую эстетику, что невооруженным глазом его работы не отличить от дачных снимков способного любителя, то какова ценность его трудов? Они ценны, потому что автор декларирует свою принадлежность к авангарду постппостмодернизма? Очень напоминает фразу из сценки из репертуара Мироновой и Менакера:
- А вы увольте Миронову и на её место возьмите меня. Я могу делать всё то же что и она, только она это делает просто, а я буду делать по системе Станиславского...

Константин Воронов, 2015-07-09T15:14:27

Хочется оставить под этой статьёй одно видео. Советский документальный фильм "Взгляните на лицо". 1966 год. Основной прием фильма — наблюдение за лицами зрителей, посетивших музей. Ох, сколько там интересных типажей! Примечательно, что авторы фильма не претендовали на лавры деятелей (современного?) искусства, а выступали простыми наблюдателями. Несмотря на это, фильм изучают в ВУЗах, показывают его студентам. Я его увидел впервые на лекции по тележурналистике.
И если творчество Штрута порой нужно объяснять публике (о чем данная статья), то данный фильм объяснений не требует. Он понятен каждому даже спустя полвека ;)

http://www.youtube.com/watc...

Ffdbe74b 3f4d 4a37 bef3 8413690758ad