В этой статье давайте разберемся, в том, как вдохнуть жизнь в Ваши фотографии. Нам предстоит научиться отличать моменты подлинные и настоящие от моментов неудачных. Неудачные моменты имеют право на существование в желтой прессе, например. Мы же с Вами будем работать с настоящими моментами. Они могут казаться случайными, нелепыми, лишенными содержания решающего момента. Но они будут говорить о человеке больше, чем любая постановочная фотография.
1. Заставайте людей врасплох
Глобальная проблема всей портретной фотографии состоит в следующем: когда люди готовы фотографироваться и знают, что их снимают, они быстро начинают что-то изображать, хотят выглядеть каким-то особенным образом.
На фотографии какой-то случайно-заговорнический момент – Татьяна сейчас повернет кольцо и мир изменится к лучшему… ну или хотя бы фон сменится с серого на белый.
Люди и так играют в жизни много разных ролей, носят, как обычно говорят, маски. А перед объективом камеры у этих масок заостряются углы, они становятся более выразительными и нарочитыми. Мы же, фотографы вовсе не хотим снимать маски. Мы хотим фотографировать что-то естественное, новое, совершить некое открытие относительно конкретного портретируемого человека. Когда нам удается застать модель врасплох, она предстает на фотографии беззащитной. Иногда это выглядит нелепо. Одна¬ко, задача наша вовсе не в том, чтобы снять нелепого человека — таким он получается вследствие того, что открыт.
Обратите внимание на эмоцию и руки! В руках и есть вся эмоция.
Конечно, человек, пойманный врасплох, отдающий фотографу уникальное эмоциональное состояние — очень соблазнительный и довольно несложный вариант для съемки. Но нужно всегда помнить, что этот прием всего лишь еще один из инструментов. Мы снимаем настоящего человека, а не человека, неожиданно пойманного в объектив. И, само собой, это не раздел ремесла папарацци. Это работает только, когда ты снимаешь близко, а не «телевиком» с другой стороны улицы. К случаю, есть прекрасная фраза Роберта Капы: «Если твои снимки недостаточно хороши, значит, ты недостаточно близко».
В кинофильме «Леон» есть прекрасная метафора: «Снайперская винтовка — для девочек, это может каждый. Верх профессионализма — когда ты используешь нож и уходишь». Применять элемент неожиданности стоит и только тогда, когда нет возможности по-другому «раскачать» человека. Когда он находится рядом с тобой, но не в диалоге (он тебя видит, но не чувствует) и ввести его в состояние диалога нет никакой возможности.
2. Позвольте людям раскрыться
Иногда то, как люди хотят выглядеть на фотографии само по себе очень нелепо, но говорит о модели больше, чем ее открытый и искренний портрет. Когда модель явно не соответствует выдуманному для себя образу, через расщелину между выдуманным и настоящим можно показать очень много. Если человек не похож на Петра I, но очень хочет им быть, это сразу заметно и создает очень трогательный образ.
Саша получился похожим на Траволту, хотя никто этого не хотел и до съемки даже не предполагал, что такое может быть. Вот так на фотографии случаются открытия, которых ты не ждешь.
Поймать этот образ довольно легко. Достаточно чуть-чуть видеть и знать человека до съемки. Ведь натянуть на себя органичный образ так, чтобы он не конфликтовал с реальной личностью, и поддерживать его продолжительное время — довольно сложная задача. Скажем, артист Сергей Безруков может выглядеть как Владимир Высоцкий, потому что он, допустим, хороший актер. Или потому что на нём грим какой-то необыкновенный. Но большинство людей не способны надолго задержать в себе этот искусственно созданный образ. Чаще всего он возникает именно в моменты публичных выступлений или съемки у фотографа. А мы, фотографы, можем это увидеть, почувствовать и на этом сыграть.
3. Используйте аутентичность окружающей обстановки
Окружение и обстановка помогут добраться до сути. В современной фотографии вопрос аутентичности всплывает, только когда говорят о социальных проектах. Ведь если человека подмешать к среде его обитания, фотографическое сообщение получается более ёмким.
Кафе в Америке прекрасны – пришел просто съесть гамбургер и вдруг попал в 1960-е. Здорово, когда так просто получается совместить быстрый перекус и путешествие во времени!
Но и те, кто снимает портрет, используют этот прием — сегодня при¬нято снимать людей в интерьере. Ирония в том, что интерьеры эти в 80% случаев не имеют отношения к фотографируемой персоне. Они не раскры¬вают людей, их роль — это роль фона. Тем временем обстановка в кадре невероятно значима. Если положить составляющие фотографии на чаши весов, то обстановка должна уравнове¬шивать человека, которого вы снимаете.
Меня заинтересовали китайские девчонки, позирующие в национальной одежде фотографу для памятного снимка. Я нашел точку съемки и вдруг понял, почему эти местные национальные головные уборы именно такие. А Вы догадались же, правда?
Есть одна фотография Картье-Брессона, на которой запечатлен Матисс. И, глядя на обстановку в кадре, понимаешь: это кресло Матисса, его птицы и его плащ на стене. Всё это и есть Матисс. Тот Матисс, которого увидел Брессон. Уберите интерьер — это будет уже совсем другая фотография.
4. Относитесь к настоящим фотографиям как к красивым
То, как выглядят беззащитные и открытые люди на фотографиях, может показаться нам смешным. Надо понимать, что это не ужасные кадры, а совсем наоборот — красивые, люди прекрасны на них тем, что чисты и открыты.
Эта фотография примечательна, конечно, этой странной «улыбкой». Знаю, что Володя использует именно этот кадр в качестве юзерпика в своем Facebook.
Если мы вспомним в этой связи снимки Гарри Виногранда, то поймем, что большинство людей на них находятся именно в таком состоянии: «пойманности врасплох», подлинности и неприкрытости. Девушки в его альбоме Women Are Beautiful либо улыбаются в смущении, либо прячут глаза, либо (не видя фотографа) продолжают играть некую роль, которую Виногранд, выхватив из контекста будничной жизни, моментально развенчивает перед зрителем. Именно поэтому он — великий художник, послуживший многим практикам вдохновением, а теоретикам предметом написания книг и статей о фотографии.
Глядя на те снимки, что присылают на конкурс читатели (или на фотографии, которые приносят слушатели моих мастер-классов), легко заметить огромное количество одинаковых типов портретов: «я мачо», «я умный», «я красивая». Само по себе это нормально, о такой типологии писал еще Барт в «Мифологиях». Гораздо хуже, когда при помощи одного типа пор¬трета пытаются выразить один тип смысла: показать старость, сфотографи¬ровав старика, или счастье, сфотографировав улыбку.
Мы здесь уже говорили о схожести смысловой работы в фотографии со смысловой работой в литературе, но повторим эту максиму еще раз: можно сказать: «Вася любит Машу», а можно сказать то же самое, но без слова «любит». И вот этот второй случай — литература. Точно так же можно показать ум человека, не фотографируя его в позе «Мыслителя» Родена, а подойдя к вопросу с другой стороны.
А теперь традиционный вопрос:
Как же отличить фотографию просто неудачного момента от такой же фотографии, но подлинной и настоящей?
Ваши ответы пишите в комментариях.
А о том, как снимать такие же фотографии, можно узнать здесь: «Алексей Никишин: Современный психологический портрет».
Фотограф Алексей Никишин:
alexeynikishin.ru
facebook.com/nikishin.photo
vk.com/alexeynikishin
instagram.com/alexeynikishin
Дельная статья, и автор "в теме" владеет материалом. Спасибо.
Имхо, чтоб снять удачную фотографию нужен какой то жизненный опыт, знание людей, наблюдения постоянные, общение. Тогда можно отличить истинную эмоцию от маски, позы. Увидеть искренность в человеке и не спутать ее с показушностью. Это как отличие американского кино от нашего. В амриканском чтоб показать любовь актриса использует набор шаблонов и штампов : позы, жесты рук, взгляды и т.д. упрощенные вещи. А в нашем она может вообще не двигаться, а все читается по глазам ,например, и каждый зритель пропуская это через себя видит и понимает что то свое, где то в нем резонирует и откликается собственная эмоция, собственное схожее воспоминание. И это уже искусство. А у них -глянцевая тупая картинка. Думаю нет единого рецепта отличить настоящую фото от неудачной. Разве что искренность., честность, отсутствие позы или фальши. Но это нужно уметь увидеть. Именно поэтому детей лего снимать . Они всегда получаются удачными, не научились еще притворяться. :))
Просто неудачная фотография показывает исключительно неудачную фазу движения.
На мой взгляд, человек постоянно как бы плавно перетекает от одной эмоции к другой, от одного действия к другому. Когда фотограф ловит сам переход-это неудачный снимок. Когда удается поймать максимальную точку, кульминацию нужной эмоции/действия-это и есть настоящая фотография. Как говорил Брессон, Разница между хорошим произведением и посредственностью — вопрос миллиметров.