Про грядущее солнечное затмение сообщалось много и заблаговременно, но, к сожалению, плохой прогноз погоды не оставлял почти никаких надежд для наблюдателей в Петербурге.
Утро было пасмурным и не предвещало никаких фототрофеев. Однако незадолго до «часа Х» стало проглядывать солнце, напомнив, что у меня нет затемняющего фильтра, и заставив меня рвануть в ближайший фотомагазин. Денег на покупку тоже не было, но, к моему счастью, знакомый продавец, одолжил мне «под честное слово» нейтральный серый фильтр переменной плотности. После этого я помчался к тому, что было ближе ― Петропавловской крепости.
Замысел был простой: совместить ангелов на шпиле с солнечным диском. Оказавшись на месте, я обнаружил еще несколько коллег наготове ― затмение уже начиналось… Однако спустя несколько минут всех нас ждало разочарование: «точка совмещения» скрылась за стеной бастиона. «Ничего не поделаешь, ― вздохнул один из коллег, ― на крышу все равно не пустят, там охраняемая территория». Он сложил штатив и ушел, надеясь найти замену Петропавловскому ангелу в лице его сородича на Дворцовой. Идея толкаться с кучей снимающей братии в удобном и доступном месте показалась мне очень унылой, и я решил рискнуть.
Проникнуть на крышу бастиона оказалось сравнительно нетрудно и, начав снимать, я обрадовался: небо очистилось, и частично перекрытый диск был уже хорошо виден через телеобъектив с фильтром, установленным на максимальное затемнение. Продолжая снимать, я ждал максимальной фазы затмения. Однако солнечный диск, непрерывно перемещаясь, заставлял меня, пытавшегося удержать в кадре «точку совмещения», проделывать тоже самое. В итоге я оказался напротив будки охранников и, разумеется, был тут же задержан. К счастью, мне удалось достаточно красноречиво убедить их в важности фотографического мероприятия, после чего я был, что называется, отпущен «под залог». И как раз вовремя: затмение достигло максимума, а солнце стало закрываться облаками! Необходимость постоянно меняя «точку съемки» снимать с рук на длинном фокусе, маневрируя при этом среди дымоходов и выступов крыши, вынуждала делать много дублей. Как выяснилось потом, не зря: много кадров оказалось смазанными или пересвеченными. И только один мне понравился сложившимся светотеневым рисунком, превращающим заурядную фотофиксацию в нечто большее…
Техника: камера Nikon D4C, объектив Nikkor 80-400mm + конвертрер Nikon 1.7Х (итоговое фокусное расстояние около 650 мм). Фильтр «HAMA» переменной плотности, ISO 100, выдержка 1/1000 сек., f/11, конвертация из raw-файла.
© Александр Петросян: aleksandrpetrosyan.com, facebook.com/yanpetros, petrosphotos.livejournal.com