Лучший свет для того, чтобы правильно видеть тени предметов, —это свет, падающий из обыкновенного окна, в которое не светит солнце.
Уильям Хогарт, Анализ красоты, 1753 г.
Портрет, как всем известно, самый популярный жанр фотосъемки. Сегодня портреты снимаются миллионами на всех углах и перекрестках, начиная от съемки селфи на мобильные телефоны и заканчивая многочасовыми фотосессиями на дорогие профессиональне камеры. Большое количество современных людей фотографируется практически каждый день, а то и по нескольку раз в день, но портрет, по большому счету, в биографии каждого человека, случается всего несколько раз в жизни. И это бывает только тогда, когда ему повезет встретить настоящего фотографа.
Жанр фотопортрета бесконечен в своих воплощениях, как бесконечно разнообразны лица людей. Этим он интересен.
Секрет съемки хорошего портрета — совсем не секрет. Первое — это правильный ракурс портретируемого, второе — правильно найденное направление основного рисунка освещения и третье —вовремя нажатый спуск аппарата в то самое мгновение, когда снимающийся человек находится в нужном для портрета психологическом состоянии. Эти три позиции главные. Могут быть и другие, не такие главные. Их множество.
Одна из них связана с источниками освещения при съемке портрета. Их огромное количество не только с технической точки зрения, но и с точки зрения визуальной эстетики. Что это значит. Все понимают, что рисунок освещения от фотовспышки и рисунок света от керосиновой лампы создадут совершенно разный свет в портрете не только с технической точки зрения, но и с эмоциональной. И вопрос выбора источника освещения для автора съемки — вопрос наиглавнейший. Источник освещения — это характер будущего портрета, жанр и конечно стиль. От выбора источника света зависит то, как будет выглядеть портретируемый и как будет выглядеть сама фотография. И еще это творческий почерк фотографа. Кто-то любит снимать с софтбоксом, а кому-то нравится только прожектор.
Начнем с самого простого и самого недорогого — свет от окна. Классическая европейская живопись успешно использовала его на протяжении последних шестисот лет. Большая часть истории портретной фотографии построена на этом естественном осветительном приборе.
В чем плюс. Свет от окна есть в каждом доме. Мягкий, рассеянный и одновременно способный вылепить скульптурную форму, всегда пластичный и всегда уместный. Свет от окна это удивительный феномен. И не только когда он мягкий. Иногда в сочетании с резкими солнечными пятнами возникают самые невероятные живописные световые картины. Можно с уверенностью заявить, что с эмоциональной точки зрения этот свет несет какое-то необъяснимое метафизическое спокойствие.
Свет от окна обладает магической силой. Можно долго не разговаривать, а просто вспомнить свет в картинах художника Вермеера Делфтского. Потрясающий пример воплощения портрета, потрясающий пример единства формы и содержания. Потрясающий пример художественного использования естественного эффекта освещения.
В чем минус. Только одна точка для направления освещения, только один до микрона выверенный ракурс лица и только одна точка для камеры. Малейшее отклонение от этого и портрет перестает быть портретом, а превращается в экспериментальный этюд по освещению, что иногда тоже бывает интересно. Но в другом жанре. Мы говорим о классическом портрете и одна из его главных задач —узнаваемость персонажа. Поиски выразительного ракурса лица, выражение его индивидуальных, личностных особенностей. Важно понимать, что поиски света и ракурса в чистом виде это прежде всего поиски формы и эффекта, они могут увести очень далеко от первоначальной задачи. И еще один минус – не все на свете портреты можно снять у окна, бывает необходимость во множестве других точек.
Есть другие жанры съемки с другими правилами игры. Например, деловой портрет. Его задача художественная документальность. А документальность в постановочной фотографии это, в каком то смысле, дорога к фотографии на паспорт. Фотография на паспорт — особый жанр портрета, но здесь разговор о другом. Было когда-то такое понятие: портрет–визитка, а теперь корпоративный портрет. Человек на такой фотографии не сам по себе как есть, а уже в каком-то имидже, в какой то роли, для какой то цели. И это конечно не чистая поза и не профессиональная актерская игра, но тем не менее, немножко реклама себя. Задача такого портрета, как минимум, — у всех кто на него смотрит должно быть только позитивное ощущение.
Для такой съемки может быть хороший интерьер с хорошим освещением, может быть замечательный, красивый персонаж, но естественного эффекта света от окна в данной истории может быть не достаточно. И не только технически, но и качественно. Свет есть, но он другой по характеру, чем нужно для делового, официального портрета. В нашем случае, сотрудника крупной международной компании. И тогда, может быть, нужна вспышка. Потому что это быстро и предсказуемо по результату. Но вспышка не агрессивная, а незаметная своим эффектом, через смягчение софтбокса, через отражение от чего угодно. Так что бы не повредить уже существующему эффекту освещения в объекте съемки. Перебор со вспышкой чреват фальшивостью, искусственностью, искажением формы лица и другими неприятными для хорошей фотографии моментами. Тут нужно максимально приблизиться к эффекту который у средневековых художников назывался эффектом скрытого окна.
Другое место, где без импульсного освещения никак - это рекламная фотосъемка. Чаще всего ее задача — предельно резко и предельно видно!
Абсолютно прагматический эффект света. Все очень просто и очень быстро – два источника света с софтбоксами и качественный коммерческий портрет готов. Никаких поисков, никаких откровений. Так работают не только рекламные, но и практически все современные портретные фотостудии.
В чем плюс – быстрота! Без импульсного освещения трудно представить себе документальную съемку. Благодаря ей снято огромное количество фотографий, которые при других способах освещения были бы невозможны. Если как следует разобраться, то это конечно особый свет. Он изначально заряжен каким-то необъяснимым внутренним напряжением. Иногда кажется, что в белом, безжизненном освещении фотовспышки есть что-то потустороннее, иногда мертвенное, демонически пугающее, как в грозовой молнии.
Природа этого безжизненного освещения актуальна для фильмов в жанре хоррор и триллер.
В чем большой минус этого освещения. Ну прежде всего, отсутствие той самой пресловутой световой магии. Этот источник освещения можно назвать самым простым и даже примитивным инструментом. Вспышка всегда делает картинку плоской и нужны определенные усилия для того, что бы избежать этой проблемы. Это если не преследовать цель наоборот — плоское, декоративное изображение. История изобразительного искусства знает массу примеров такого подхода и в фотографии и даже в живописи, например Густав Климт.
Что еще очень важно. Время срабатывания вспышки настолько коротко, что фаза вырванная из жизни портретируемого этим эффектом света, лишена настоящей эмоции. Это очень сильный минус для портрета. Чаще всего, вместо лица получается маска лица, что очень трудно выдать за художественный прием, как ни старайся, и можно оправдать только отсутствием времени на нормальную съемку. Или оправдать еще одной известной в истории фотографии целью — использованием вспышки для создания эпатажных, провокационных портретов.
Известно, что чем длиннее выдержка при съемке, тем выразительный портрет. В этом смысле стоит вспомнить фотопортреты XIX века их методом экспонирования в несколько секунд, а то и минут.
Этот портрет актрисы Ксении Радченко снят в студии с постоянными, «киношными» источниками освещения. Но это только попытка стилизации под портрет XIX века. Потому что, это не свет от стеклянного павильона, как было принято в то время, а студийный прибор PANAURA (большой софтбокс) и еще светодиодная панель Felloni, в качестве контрового источника освещения. Фон за актрисой —это не рисованный задник, а изображение с проектора.
Этот набор мягких источников освещения имитирующих свет стеклянного павильона, одна из альтернатив студийным фотовспышкам.
В портретах первой половины прошлого столетия одной из самых главных задач для освещения было достижение иллюзии объема. И тут на передний план выступает искусство съемки с электрическими световыми рефлекторами и прожекторами, с осветительными приборами для жесткого по рисунку эффекта освещения. Еще в тридцатые годы прошлого столетия сформировалась световая павильонная культура называемая светом нуар. Она предполагает использование большого количества приборов для достижения сложных, объемных изображений. Есть примеры, когда в кино портрет освещался десятью источниками, а то и больше! И все для того, что бы добиться предельной выразительности, предельной объемности объекта, предельной глубины в кадре.
Это то самое искусство, которое потом было уничтожено появлением на свет эффекта фотовспышки.
По правде сказать, была еще одна причина использовать большое количество источников освещения — это очень низкая светочувствительность пленки. То есть, каким-то образом, техническое несовершенство пленок было одной из причин появления на свет совершенно замечательного светового стиля, который не потерял своей актуальности и в наше время.
Всем известна классификация источников освещения принятая для этой манеры освещения:
- рисующий свет;
- фоновый свет;
- заполняющий свет;
- выравнивающий свет;
- моделирующий свет;
- контровой свет;
- внутрикадровые эффекты.
При помощи этих источников создавались бесконечные световые комбинации и схемы света необходимые для каждой конкретной ситуации. При помощи этих источников был создан совершенно условный язык светового изображения, абсолютно не похожий на свет в реальной жизни. Можно назвать этот стиль освещения, архаичным и не актуальным. Можно назвать его даже театральным. А можно назвать ретростилем освещения. Работать в этом жанре способны только те, кто имеет хорошую теоретическую подготовку и имеет очень много времени. Не быстрый процесс.
Это тот самый свет, который нужно искать. Шаг за шагом. Это тот самый свет, из которого можно лепить форму, создавать глубину в кадре, создавать совершенно неповторимые световые комбинации. Это эксклюзивный свет для настоящих художников, стремящихся к созданию уникального изображения. С этим светом работать намного труднее чем с освещением от окна или фотовспышками, но в этом стиле заложены возможности для создания ни на что не похожих по решению студийных портретов. Наиболее актуальны приемы этого стиля в некоторых жанрах современного кино где они по прежнему работают, хотя и в более завуалированной и скрытой форме.
В качестве примера можно привести последнюю картину Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка».
Современный стиль постановки освещения — это конечно совсем другие правила игры.
Современный стиль света чаще всего — это микс из освещения, существующего в реальной жизни, и точечно внедренных приборов искусственного освещения. Иногда достаточно одного-двух светильников типа светодиодных панелей для подсветки и все. Тут не стоит вопрос о применении десятков приборов. Портрет рождается как импровизация из того, что предлагает окружающая световая жизнь. Нужно только уметь ориентироваться. Фонового освещения сейчас более чем достаточно, важно только правильно найти свет для персонажа.
Высокая светочувствительность современных камер дала возможность полной световой свободы. Самые слабые, самые невостребованные источники могут стать фоном или рисунком для освещения современных портретов. Например, свеча. Еще несколько лет назад, что бы изобразить этот эффект нужно было бы поставить как минимум три маленьких прожектора типа «Дедолайт 150» и очень долго возиться с распределением световых пятен и пятен теней. Сейчас при светочувствительности камеры 800 единиц и выше, при хорошей светосильной оптике, этот вопрос может быть решен вообще без осветительных приборов. Правильный ракурс, правильное направление рисунка освещения и вовремя нажатый спуск камеры. Конечно, это большой подарок для фотографа.
В современной ситуации источником света в портрете может стать любой светящийся объект: мобильный телефон, например, или экран компьютера или светящийся аквариум с рыбками. В качестве фона можно использовать даже ночное звездное небо. В этом смысле наступило время кажущейся абсолютной творческой свободы!
И еще один нюанс, на который нельзя не обратить внимание. Нюанс, который становится все более очевидным: современный стиль света, как очень эффектный вариант, это съемка в сумеречном состоянии, и в полумраке. Построение рисунка освещения и экспонометрии на предельно низких границах освещения. В низком ключе, как принято говорить. Стиль, порожденный тем, что цифровое изображение плохо и не харизматично выглядит при съемке в высоком ключе.
То есть, снимать на цифру портреты в стиле французских импрессионистов, в стиле Ренуара например непостижимо трудно. Тот самый солнечный свет, с яркими сверкающими бликами и тщательно проработанными тенями, на котором были помешаны импрессионисты, по прежнему, лучше снимать на пленку.
Источники освещения для портретной съемки всегда были завязаны на камеры. Сочетание свет-фотоматериал порождало тот или иной стиль изображения. Хотим мы того или нет, но эмоционально изображение зависит еще и от тех материалов на которые экспонируется свет. Были ли то стеклянные пластики, на которые снимали в стеклянных павильонах с естественным небесным освещением или фотопленки в павильонах с огромным количеством прожекторов. Современный портрет это цифровые матрицы и абсолютно искусственный, лишенный всего живого неоновый и светодиодный свет… От таких портретов, чаще всего, мы эмоцию не получаем. Мы получаем только информацию для цифрового пространства Великой и Бесконечной Сети. Человек не получает эмоцию от монитора компьютера, эмоцию он получает в выставочном зале. Очевидно что в цифровом пространстве самое главное —форма. А для того что бы с точки зрения формы, цифровой портрет представлял из себя какую-то художественную ценность остается два самых главных средства: ярко выраженный эффект освещения и цвет.