Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Как снять интересный пейзаж и перестать надеяться только на красивый закат

Дата публикации: 15.02.2017

Это был поход. Точнее, фотопоход. Взрослые люди нагружают себя 30–килограммовыми рюкзаками, навешивают на себя еще килограммов 5–10 фототехники и идут со всем этим на пару недель в горы, подальше от цивилизации. В этот раз мы отправились в Хибины. Это горный массив на севере России, немного не доезжая до Мурманска.

Как снять интересный пейзаж и перестать надеяться только на красивый закат

Мой сегодняшний рассказ не о том, как это было тяжело, весело и романтично. Я расскажу вам о том, как мне удалось привезти из этого похода несколько необычных фотографий. И о моей системе, которая помогает находить такие снимки в любой поездке, вне зависимости от погоды и других условий.

Стояла осень. Мы специально подгадывали время, чтобы застать момент самых ярких осенних красок. В этот день у нас был долгий переход через перевал. После обеда мы спустились в долину реки Малая Белая и поставили лагерь. Наконец-то можно бросить тяжелые вещи, немного отдохнуть и идти гулять с камерой. Наступило время фотографии!

До заката было еще далеко. Светило яркое солнце, вокруг все сияло желтым цветом. Консервативный подход к пейзажной фотографии в такой ситуации диктует: подождать и потратить время на разведку местности. Лучший свет всегда ближе к закату: низкие косые лучи, не такое жесткое освещение, больше объема и деталей. Вот я и гулял, присматривал видовые точки и передние планы для того, чтобы знать что делать в нужный момент.

Но мне не давала покоя одна мысль. Я видел красоту вокруг себя прямо сейчас! Почему я должен ждать закат? Могу ли я именно сейчас сделать интересный кадр, который будет вызывать эмоции, удивлять? А вдруг закат будет невыразительным? Прилетит какая-нибудь туча, все закроет и никакого волшебного света не будет вообще. Так бывает, и не редко!

Эти вопросы заставили меня выйти из классического рассветно/закатного режима съемки. Я решил искать кадры здесь и сейчас. А как там сложится с закатом — посмотрим, когда придет время.

Для подобных ситуаций, когда у меня нет очевидного кадра, нет грандиозного вида, я использую систему. Я назвал ее «Техника семи элементов». Она всегда выручает меня в сложный момент, так как позволяет быстро находить и выделять главные вещи в окружающем пейзаже. И затем, уже понимая, что именно я снимаю, выстраивать осознанную композицию и принимать правильные решения. Всего таких вещей семь: линии, формы, ритм, свет, контраст, пространство и момент. Подробнее о них — в конце статьи. А пока не отвлекаемся.

Итак, оглядевшись по сторонам, я понял, что больше всего меня впечатляют ярко-желтые краски осенней тундры. Не какие-то конкретные кустарники, камни или деревья. А вся эта палитра в целом. Как разные краски, словно акварель, смешиваются и плавно переходят из одного цвета в другой.

Я решил снимать пространство. Абстрактный кадр, где главным персонажем будет цвет и вот этот эффект акварели. Я достал телевик и стал прямо через видоискатель искать кусочки пейзажа, где все это проявляется максимально наглядно. Не отрывая глаза от видоискателя, я двигал камеру, менял фокусные расстояния, в реальном времени наблюдая, как меняется изображение. Этот способ здорово помогает мне абстрагироваться от реального пейзажа и переключиться на восприятие только того, что я вижу внутри границ кадра. Как будто я смотрю видео и пытаюсь нажать на паузу в самый красивый момент.

Я сделал несколько пристрелочных кадров и рассматривал их на экране камеры. Больше всего меня смущало то, что они получаются плоскими. Да, я снял абстракцию и краски, но получилось как-то обыденно и банально. Я огляделся по сторонам еще раз и… меня осенило. Я должен добавить в кадр еще один фотографический элемент — контраст!

Я отыскал глазами место, где часть сцены уже была в тени. За время моих поисков солнце слегка опустилось, свет менялся на глазах. Я решил разделить пространство кадра примерно пополам: половина — в тени, половина — на солнце. Осталось только найти подходящую диагональную границу света и тени. Это было не сложно. Я повторил свой прием с поиском лучшего кадра, не отрывая взгляда от видоискателя. В результате получился вот этот кадр.

Почему фотография получилась интересной?

  1. Я не мыслил прямолинейно, видя в пейзаже только реальные объекты: камни, кусты и деревья.

  2. Здесь использованы три фотографических элемента из моей системы: пространство, контраст и линия. Именно они и стали здесь главными. Их я имел в виду, когда выстраивал кадр.

В результате я привез домой снимок, понятный без слов, в котором есть настроение. А не «просто прикольный» набор камушков, кустов и деревьев.

Меня часто спрашивают: «Как тебе это удается?». Снимать не только очевидные рассветно/закатные виды, но находить вокруг что-то еще. Пусть не такое торжественное и захватывающее, как на закате. Но интересное, со своей спокойной красотой, изяществом. Я всегда отвечаю, что у меня есть система. Я точно знаю, из каких вещей состоит любой классный кадр.

Всего их семь, они могут быть внутри снимка в любых сочетаниях. И если я чувствую, что вокруг есть что-то красивое, трогающее мои чувства, я всегда могу могу точно сказать, что именно в этом пейзаже главное. Это всегда что-то из этих семи элементов. А дальше, я просто начинаю снимать не деревья, озера, дороги, камни. Я снимаю линии, формы, ритмы, контрасты, свет, пространство или ловлю момент. В этом ключ!

«Техника семи элементов» помогает мне находить, например, вот такие кадры. При этом рассветно/закатная классика тоже никуда не девается. Если есть свет или интересные условия, с удовольствием снимаю и видовые кадры тоже.

Подробное описание «Техники семи элементов» с примерами, рабочей тетрадью и карточками-шпаргалками для тех, кто захочет начать ей пользоваться, есть у меня на сайте «Пейзаж в кадре»: http://www.fotolandscape.com

Переходите по ссылке, изучайте, скачивайте. И хороших вам кадров!

Дата публикации: 15.02.2017
Комментировать
C394015d dec0 43d9 bfa3 fd9260ef5a9e square 100
Евгений Тимашев

Пейзажный фотограф, успешно работающий в этом жанре с 2007 года. Его снимки были опубликованы такими брендами, как GEO, Nikon, Ernst & Young, Lonely Planet.

В 2012 году Евгений начал проводить мастер-классы и совершенствовать свои навыки преподавателя. За это время он помог 100 своим студентам улучшить навыки в пейзажной фотосъемке. Опыт преподавания вылился в 3 электронных книги о том, как создавать хорошие пейзажные кадры. Их суммарный тираж — 13000 скачиваний.

«Пейзаж в кадре» — главный образовательный проект Евгения Тимашёва. Если вы хотите научиться создавать интересные кадры, переходите на сайт, подписывайтесь на рассылку, читайте блог.

www.fotolandscape.com

Другие статьи рубрики

Показать больше статей

Вопросы эксперту