Вверх

Как снять интересный пейзаж и перестать надеяться только на красивый закат

Дата публикации: 15.02.2017

Это был поход. Точнее, фотопоход. Взрослые люди нагружают себя 30–килограммовыми рюкзаками, навешивают на себя еще килограммов 5–10 фототехники и идут со всем этим на пару недель в горы, подальше от цивилизации. В этот раз мы отправились в Хибины. Это горный массив на севере России, немного не доезжая до Мурманска.

Как снять интересный пейзаж и перестать надеяться только на красивый закат

Мой сегодняшний рассказ не о том, как это было тяжело, весело и романтично. Я расскажу вам о том, как мне удалось привезти из этого похода несколько необычных фотографий. И о моей системе, которая помогает находить такие снимки в любой поездке, вне зависимости от погоды и других условий.

Стояла осень. Мы специально подгадывали время, чтобы застать момент самых ярких осенних красок. В этот день у нас был долгий переход через перевал. После обеда мы спустились в долину реки Малая Белая и поставили лагерь. Наконец-то можно бросить тяжелые вещи, немного отдохнуть и идти гулять с камерой. Наступило время фотографии!

До заката было еще далеко. Светило яркое солнце, вокруг все сияло желтым цветом. Консервативный подход к пейзажной фотографии в такой ситуации диктует: подождать и потратить время на разведку местности. Лучший свет всегда ближе к закату: низкие косые лучи, не такое жесткое освещение, больше объема и деталей. Вот я и гулял, присматривал видовые точки и передние планы для того, чтобы знать что делать в нужный момент.

Но мне не давала покоя одна мысль. Я видел красоту вокруг себя прямо сейчас! Почему я должен ждать закат? Могу ли я именно сейчас сделать интересный кадр, который будет вызывать эмоции, удивлять? А вдруг закат будет невыразительным? Прилетит какая-нибудь туча, все закроет и никакого волшебного света не будет вообще. Так бывает, и не редко!

Эти вопросы заставили меня выйти из классического рассветно/закатного режима съемки. Я решил искать кадры здесь и сейчас. А как там сложится с закатом — посмотрим, когда придет время.

Для подобных ситуаций, когда у меня нет очевидного кадра, нет грандиозного вида, я использую систему. Я назвал ее «Техника семи элементов». Она всегда выручает меня в сложный момент, так как позволяет быстро находить и выделять главные вещи в окружающем пейзаже. И затем, уже понимая, что именно я снимаю, выстраивать осознанную композицию и принимать правильные решения. Всего таких вещей семь: линии, формы, ритм, свет, контраст, пространство и момент. Подробнее о них — в конце статьи. А пока не отвлекаемся.

Итак, оглядевшись по сторонам, я понял, что больше всего меня впечатляют ярко-желтые краски осенней тундры. Не какие-то конкретные кустарники, камни или деревья. А вся эта палитра в целом. Как разные краски, словно акварель, смешиваются и плавно переходят из одного цвета в другой.

Я решил снимать пространство. Абстрактный кадр, где главным персонажем будет цвет и вот этот эффект акварели. Я достал телевик и стал прямо через видоискатель искать кусочки пейзажа, где все это проявляется максимально наглядно. Не отрывая глаза от видоискателя, я двигал камеру, менял фокусные расстояния, в реальном времени наблюдая, как меняется изображение. Этот способ здорово помогает мне абстрагироваться от реального пейзажа и переключиться на восприятие только того, что я вижу внутри границ кадра. Как будто я смотрю видео и пытаюсь нажать на паузу в самый красивый момент.

Я сделал несколько пристрелочных кадров и рассматривал их на экране камеры. Больше всего меня смущало то, что они получаются плоскими. Да, я снял абстракцию и краски, но получилось как-то обыденно и банально. Я огляделся по сторонам еще раз и… меня осенило. Я должен добавить в кадр еще один фотографический элемент — контраст!

Я отыскал глазами место, где часть сцены уже была в тени. За время моих поисков солнце слегка опустилось, свет менялся на глазах. Я решил разделить пространство кадра примерно пополам: половина — в тени, половина — на солнце. Осталось только найти подходящую диагональную границу света и тени. Это было не сложно. Я повторил свой прием с поиском лучшего кадра, не отрывая взгляда от видоискателя. В результате получился вот этот кадр.

Почему фотография получилась интересной?

  1. Я не мыслил прямолинейно, видя в пейзаже только реальные объекты: камни, кусты и деревья.

  2. Здесь использованы три фотографических элемента из моей системы: пространство, контраст и линия. Именно они и стали здесь главными. Их я имел в виду, когда выстраивал кадр.

В результате я привез домой снимок, понятный без слов, в котором есть настроение. А не «просто прикольный» набор камушков, кустов и деревьев.

Меня часто спрашивают: «Как тебе это удается?». Снимать не только очевидные рассветно/закатные виды, но находить вокруг что-то еще. Пусть не такое торжественное и захватывающее, как на закате. Но интересное, со своей спокойной красотой, изяществом. Я всегда отвечаю, что у меня есть система. Я точно знаю, из каких вещей состоит любой классный кадр.

Всего их семь, они могут быть внутри снимка в любых сочетаниях. И если я чувствую, что вокруг есть что-то красивое, трогающее мои чувства, я всегда могу могу точно сказать, что именно в этом пейзаже главное. Это всегда что-то из этих семи элементов. А дальше, я просто начинаю снимать не деревья, озера, дороги, камни. Я снимаю линии, формы, ритмы, контрасты, свет, пространство или ловлю момент. В этом ключ!

«Техника семи элементов» помогает мне находить, например, вот такие кадры. При этом рассветно/закатная классика тоже никуда не девается. Если есть свет или интересные условия, с удовольствием снимаю и видовые кадры тоже.

Подробное описание «Техники семи элементов» с примерами, рабочей тетрадью и карточками-шпаргалками для тех, кто захочет начать ей пользоваться, есть у меня на сайте «Пейзаж в кадре»: http://www.fotolandscape.com

Переходите по ссылке, изучайте, скачивайте. И хороших вам кадров!

Дата публикации: 15.02.2017
Комментировать
C394015d dec0 43d9 bfa3 fd9260ef5a9e square 100
Евгений Тимашев

Пейзажный фотограф, успешно работающий в этом жанре с 2007 года. Его снимки были опубликованы такими брендами, как GEO, Nikon, Ernst & Young, Lonely Planet.

В 2012 году Евгений начал проводить мастер-классы и совершенствовать свои навыки преподавателя. За это время он помог 100 своим студентам улучшить навыки в пейзажной фотосъемке. Опыт преподавания вылился в 3 электронных книги о том, как создавать хорошие пейзажные кадры. Их суммарный тираж — 13000 скачиваний.

«Пейзаж в кадре» — главный образовательный проект Евгения Тимашёва. Если вы хотите научиться создавать интересные кадры, переходите на сайт, подписывайтесь на рассылку, читайте блог.

www.fotolandscape.com

Другие статьи рубрики

Показать больше статей

Вопросы эксперту

Эдуард, 2017-06-20T06:17:03

Соглашусь с Александром. Автору спасибо!!!

Александр Юрчик, 2017-05-20T12:17:07

Классная статья! На мой взгляд это важнейшая точка, отправная, можно сказать от любителя до профессионала. Всегда видим обычные предметы, а вот уметь увидеть вот эти семь элементов и сочитать их - это круто!
Спасибо автору.

42efc48b 55a3 4115 954e 2e47a2c0694b