Вверх
9be5ec1d 1ba3 4e6d 85c2 f99847eda126

Фотограф и СМИ: пути взаимовыгодного сотрудничества

Дата публикации: 07.04.2016

Несмотря на то что контента в сети хоть учитайся и усмотрись, попасть с ним в СМИ — большое благо. Исторически сложилось, что масс-медиа играют важную роль в пиаре фотографа (правда, с оглядкой на то, что СМИ при этом должно обладать соответствующими авторитетом и аудиторией). Я неслучайно поставил авторитет на первое место: можно разместить контент на портале с большой аудиторией и получить с этого в лучшем случае кратковременный всплеск трафика на своём сайте. В худшем случае результат будет нулевой — ни известности, ни клиентов, разве что гордость за себя любимого. Кроме того, вы не поставите себе в портфолио публикацию на сайте с именем в духе wowimages.com в отличие от, скажем, значимых веб-ресурсов (Petapixel, Phlearn.com или Juxtapoz). Последний сайт, например, периодически выпускает целые книги с подборками лучших работ своих авторов, и это ещё один дополнительный источник продвижения.

Фотограф и СМИ: пути взаимовыгодного сотрудничества

Публикации в средствах массовой информации и книгах определяют статус фотографа так же, как и участие в выставках и награды в конкурсах. При этом многое зависит от тех изданий, в которых вы публикуетесь. Обложка журнала «Работница» — это не статусно. Обложка журнала Digital Photography — уже лучше, но оценить её способна только профильная аудитория, ваши коллеги-фотографы. А вот, к примеру, обложка Dazed & Confused — это серьёзно и круто, поскольку речь идёт об издании с богатой историей, которое принадлежит к числу культовых и, кроме того, имеет самую широкую аудиторию читателей. Это уже когорта СМИ, выше которой только звёзды.

Здесь хочется сделать небольшое лирическое отступление. Почему-то в среде наших фотографов в почёте приписывать себе в портфолио размещение на сайте Vogue Italia. Vogue — журнал, безусловно, авторитетный, а его итальянская версия в российской фотоиндустрии вообще давно стала притчей во языцех. Но, как в известном анекдоте, есть один нюанс. На сайте представлена онлайн-галерея, в которую (при проверке модератором) попасть совсем не сложно, но зато при этом на фотографию сайт ставит логотип Vogue. Почему-то именно она для многих создаёт иллюзию попадания в главный журнал планеты и сильно раздувает эго. Нет, ребята, спешу вас разочаровать: статусно попасть в печатный Vogue, а вот засветиться с фоткой в галерее на сайте, к сожалению, всего лишь один из способов потешить собственное самолюбие.

Большинству изданий не хочется просто смотреть на фотографии, это чертовски скучно. СМИ, как и все мы, любят интересные истории, поэтому у любого крепкого фотопроекта должен быть обязательный бэкграунд, который необходимо представить журналистам. Так уж принято в современном искусстве: если ты самовыразился и людям понравилось, то изволь объяснить, зачем ты вообще это снял. Никого не устроит ответ в духе «а, ну просто шёл, думал о вечном и придумалось», даже если всё на самом деле так и было. В чём концепция? Чем вдохновлялись? Почему именно так, а не эдак? Готовьтесь, что все эти вопросы будут вам заданы.

Готовые истории в виде, например, пресс-релизов очень удобны журналистам: думать не нужно, достаточно взять картинки и слова автора, немного налить воды, и вуаля — статья готова. Особенно ушлые ребята просто присылают запросы с примерным текстом «Мы классный журнал, нам понравились ваши работы, а напишите-ка нам заметочку на 500 слов, приложите биографию и пришлите вместе с фото в высоком разрешении. И да, у нас тут дедлайн поджимает, так что всё нужно до завтра». Иметь дело с такими типами или нет — дело ваше. Всё зависит, на мой взгляд, от конкретного издания и вашего свободного времени.

Безусловно, есть случаи, когда СМИ самостоятельно раскручивают интересный им проект. В идеале это должна быть серия фотографий с простым посылом или узнаваемым персонажем, из которой можно быстро вылепить историю для публикации. Например, сейчас очень популярны проекты с супергероями или персонажами «Звёздных войн» (особенно на фоне недавнего перезапуска франшизы), которых изображают на фотографиях в самых необычных ипостасях — от эпохи Ренессанса в картинках Саши Голдбергера до 3D-скульптур Трэвиса Дардена.

Одиночные фотографии тоже выстреливают. Например, мы с командой пару лет назад воссоздали образ Мардж Симпсон, сделав её максимально реалистичную копию на живой модели, с фейс-артом и крутой мегапричёской из настоящих хризантем.

Несмотря на то что в пресс-релизе внимание акцентировалось именно на цветочной причёске, одно из интернет-изданий вынесло вердикт, что живая Мардж ужасает (Real-life Marge Simpson is creepy) и что вряд ли с ней захочется встретиться ночью в переулке. Журналистам посыл понравился, и история вирусом разошлась по многим изданиям, в том числе и известным, а скромный бекстейдж со съёмки, выложенный на YouTube, набрал более 1,7 млн просмотров. В чём успех? В первую очередь, в популярности персонажа — разве что ленивый не смотрел хотя бы одну серию «Симпсонов». Необычное воплощение и забавный чернушный посыл, который СМИ сгенерировали сами, подстегнули интерес к фотографии, благодаря чему она остаётся популярной до сих пор.

Интереснее обстоят дела с интервью. Обычно их организовывают большие блоги или профильные печатные издания по искусству или фотографии. Хорошие журналисты обычно к ним готовятся, изучают проект, формируют вопросы по теме, порой заковыристые типа «Почему ваша серия фотографий так пронизана духом консьюмеризма?» Интервью могут быть как письменными, так и устными. Письменные удобнее для журналистов — нет необходимости расшифровывать текст с диктофона, нередко с плохим акцентом. Хотя и это всё ещё практикуется. До сих пор вспоминаю, как стоял в вестибюле метро и, перебирая в уме лингвистический запас английского, формулировал высокие мысли об искусстве под «Осторожно, двери закрываются» для CNN.

Кстати, о языке. Если у вас есть амбиции в продвижении своих проектов за рубежом, то я настоятельно рекомендую подтянуть английский язык до уровня хотя бы Upper-Intermediate. Потому как на зарубежных сайтах и комьюнити, в переписке и устных диалогах с представителями иностранных СМИ на русском объяснятся никто не будет, как и переводить что-либо за вас. Для авторов и редакторов изданий это гораздо сложнее, чем подправить корявости в грамматике и орфографии. Язык также полезен и для написания пресс-релизов с бэкграундами, которыми вы должны сопровождать любой созданный проект.

Почему, спросите вы, я говорю преимущественно про зарубежные СМИ и не уделяю внимания отечественным? Отвечу просто — опыт моей работы с нашими медиа у меня небольшой и скорее негативный. Причин здесь несколько: банальное отсутствие интереса к теме, малое количество профильных СМИ ввиду медленного и хаотичного развития фотоиндустрии, низкий уровень журналистики. Доходило до смешного: где-то в 2012 году мне позвонили из редакции одного фотоиздания и с гордостью предложили разместиться у них со своим проектом… за 30000 рублей. Ни в одном зарубежном СМИ вы не встретите такой вопиющей наглости, когда автор сам генерирует контент и вдобавок платит за него. Бизнес по-русски, ага. Ещё один факт, доказывающий «интерес» наших СМИ к творчеству собственных фотографов — переводные статьи и заметки с зарубежных сайтов. Действительно, зачем искать сайт и контакты создателя, спрашивать разрешения на публикацию, когда можно взять готовый текст, прогнать его через переводчик в Google и с корявыми именами и фамилиями запилить к себе в блог?

В обычной практике СМИ всегда платят за фотографии или предлагают некий бартер (например, промоушен среди собственных подписчиков). Если аудитория у СМИ большая и оно вызывает доверие, то можно и согласиться. В тех редакциях, где нет штатных фотографов (а это нередко большие и серьёзные издания), фотографии чаще всего покупаются на фотостоках. Если издание хочет приобрести авторский снимок, то оно может обратиться напрямую к фотографу или его агенту, после чего оформляется соглашение, в котором прописывается сумма гонорара, если он подразумевается в конкретном случае.

Резюмируя всё вышесказанное, давайте разберёмся, что нужно припасти для СМИ, чтобы начать с ними работу? Исходя из собственной практики, медиа-кит фотографа должен включать в себя письменную биографию, отметки об участии в конкурсах и наградах (если есть), информацию по каждому из проектов в виде пресс-релиза на 100-200 слов, видео и фотографии в необходимом разрешении. Если журналист большого издания просит для публикации картинки, тем более в высоком разрешении, то лучше оформить это официально, попросив гарантийное письмо с подписью редактора или лицензионное соглашение о размещении одной или нескольких фотографий. С блогами, соцсетями и мелкими изданиями такой метод срабатывает далеко не всегда, поэтому просто отслеживайте, чтобы СМИ не забывали указывать credits (авторские данные о фотографии) со ссылкой на ваш сайт и делали это без ошибок.

Дата публикации: 07.04.2016
Комментировать
Fa8cf392 08be 4a60 9589 8ff34c8d7f8e square 100
Александр Хохлов

Московский фотограф, работающий в жанре портретной арт-фотографии. В 2012 году получил мировую известность благодаря серии черно-белых портретов"Weird Beauty", а серия "2D or not 2D" вошла в топ-10 российских проектов 2013 года по версии российского интернет-журнала "Designcollector". В настоящее время продолжает творческие эксперименты с лицами, трансформируя их в узнаваемые формы с помощью техник макияжа и различных материалов.
В 2015 и 2016 годах Александр стал призером международных конкурсов One Eyeland Photography Awards и Neutral Density Photography Awards в категории "Fine Art", заняв соответственно второе и третье места.
Работы Александра Хохлова представлены в крупнейших мировых СМИ, среди которых Wired, Professional Photographer, Practical Photography, Polka Magazine, Scientific American Mind, Daily Mail и многие другие.

www.alexanderkhokhlov.com

Другие статьи рубрики

Показать больше статей

Вопросы эксперту

comments powered by Disqus