Известный канадский фотограф Джефф Уолл никак не научится снимать как Брессон. Ему не удается решающий момент, он не может как следует выделить главное, он даже не может найти интересного сюжета для своих фотографий — прям как мы с Вами, начинающие фотографы. Почему же при всём этом он один из самых известных современных художников? Давайте разберемся в этом вместе.
Посмотрите на фото. Что привлекает нас в это фотографии? Сюжет — не интересный, мягко-говоря здесь «ничего не происходит», вернее даже «ничего нет вообще». Нет решающего момента, нет композиции, нет композиционного центра — то есть не выделено главное и не понятно куда смотреть и зачем. Хотя выглядит вроде как репортажная фотография… Короче, очень странно. А главное, что это напечатано на лайтбоксе 2х3 метра, висит и светится вовсю в музее современного искусства.
Сначала давайте поговорим о сюжете. Сюжетец еще тот! Под мостом сидят вроде бы приличные люди. У них пикник. Разве это сюжет? Мы зрители под сюжетом понимаем что-то интересненькое, важненькое, то, что запоминается. Ну, так как принято в Волд Пресс Фото — отрубленная рука с фотоаппаратом или глаза умирающего в воде ребенка крупным планом. «Вот это фотография!» — скажете Вы! «Да» — отвечу я Вам. Вы попались. Вы спутали сюжет и фотографию. Это же разные вещи. То есть Вам на самом деле понравился (запомнился) сюжет, а не сама фотография. Именно на этом фото-симулякре и выезжает такая фотография. Джефф Уолл же современный постконцептуальный художник знает толк не только в фотографии, но и в том, как зритель этой фотографий взаимодействует. Поэтому он (и другие его коллеги) убирает из фотографии понятный сюжет, делая сюжет незначительным, или, можно сказать, снимая фотографии совсем без сюжета, для того, чтобы он (сюжет) Вас не отвлекал от самой фотографии. Фотографии Уолла нужно рассматривать, внимательно изучать детали и мелочи, а сюжет вас от этого не отвлечет — потому что он оказывается таким не значимым для Вас!
Теперь поговорим о главном. Сюжет здесь — без главного. Посмотрите внимательно, все объекты на его фотографиях почти всегда распределены по картинной плоскости равномерно и как правило не отличаются размером. Кстати, так делает не только Уолл так делает. Похожий ход с «невыделенным главным» использует в своих работах и Гурски. Почему? Потому что не нужно выделать главное на фотографии, где все важно. Важна каждая деталь. А если что-то и окажется выделенным композиционно или как нас учили в фотошколе — светом, цветом, размером, контрастом, то оно заберет все внимание зрителя на себя и все. Точка. Поэтому здесь и нет главного. Нужно смотреть всё, а не отделить главное, отбросить второстепенное (то, что Вы привыкли называть фоном). У этих ребят нет фона! Потому что всё важно.
Ну, и теперь про момент. Здесь нет момента. То есть нет решающего момента. Потому что здесь нет сюжета. Потому что здесь нет главного. Здесь есть только случайный момент. Случайный момент в постановочной фотографии! Вы же помните, что у Уолла все фотографии — это дорогая постановка. Эта фотография — не исключения. Я не удивлюсь, если один из «не героев» этого снимка Брэд Питт, а вон та женщина — Анжелина Джоли, а мост специально построен именно для этой съемки…
Вот она прекрасная постмодернистская репортажная фотография — постановка абсолютно незначимого сюжета, без главного, без решающего, без всего, чтобы мешало нам её рассматривать! Задумайтесь об этом, когда будете снова хотеть снимать «как Брессон»!
А как думаете, нужно ли снимать фотографии, на которых вообще ничего не происходит, нет решающего момента, нет авторской оценки, нет главного, нет ничего, за что мы так ценим «настоящую» фотографию! Ваши ответы пишите в комментариях.
Разбор фотографии взят отсюда: «Алексей Никишин: Современная фотография. Как сделать современные фотопроект?»
Фотограф Алексей Никишин:
сайт,
Facebook,
Livejournal,
VKontakte,
Instagram