Современный художник Томас Руфф известен всему миру своими фотопортретами. Хотя фотографии ему явно не удаются с точки зрения эмоций, характера, психологии. Давайте же разберемся, что и зачем снимает Томас Руфф и почему его портреты так важны для понимания современной фотографии?
Вообще, надо начать с того, что Томас Руфф снимает разную фотографию — не только людей на паспорт, но порно, звездное небо, иногда даже переснимает комиксы Манга. Томас, вообще-то говоря, концептуальный художник, как и его коллеги по Дюссердорфской академии: Гурски, Штрут, работающий с фотографией как с медиа. То есть, делая фотографию, он не всегда фотографирует. Но в этом проекте, Руфф, безусловно, раскрыл себя полностью как настоящий современный портретный фотограф!
Для того, чтобы понять что здесь, я рекомендовал бы Вам посмотреть , что снимают Берндт и Хилла Бехеры, прекрасные учителя Томаса. Газгольдеры. Трубы. Водонапорные башни. Газгольдеры. Трубы. Водонапорные башни. Газгольдеры. Трубы. Водонапорные башни. Вот так. Это называет Типология. Когда художник показывает нам почти одинаковые объекты и предлагает быть внимательнее, и вместе с ним найти разницу — то есть проследить, чем отличаются эти почти похожие объекты в мелочах. Это всегда очень увлекательное путешествие. Наверное, также как разглядывать близнецов. Ведь они такие разные, правда?
Итак, на этих портретах мы видим совершенно безэмоциональные портреты, на которых отсутствуют привычные нам триггеры, по которым мы понимаем характер человека: нет эмоций, нет жестов, нет ничего. Нет ничего характеризующего личность этих людей. Но, когда мы смотрим серию (типологию) мы в этих одинаковых фотографиях начинаем замечать тонкие нюансы. То есть мы воспринимаем не по известным нам зацепкам «про характер», а нам приходится напрячь внимание и заново открывать для себя и придумывать новую систему восприятия отличий. Это тоже самое, что для европейца научиться отличать жителей Сенегала — это очень непростая задача. Здесь примерно тоже самое. Задачка на остроту чувств и сверх-внимание. Опять таки незначимые портреты позволяют нам всмотреться и искать новые зацепки, как бы провалиться с поверхностного уровня узнаваемого, глубже на другой информационный пласт.
С другой стороны, этот проект можно воспринимать как социальное исследование группы людей: молодежи, выходцев из бывшего ГДР. То есть зритель находит в этих лицах что-то общее, и проецирует это на социальную группу. Но мне, почему-то, кажется это достаточно понятным и простым.
Как Вы считаете, правильно ли, что такая фотография занимает в музеях и галереях — может быть лучше освободить его для нормальных портретов?
Свои ответы ответы пишите в комментариях.
Разбор фотографии взят отсюда: «Алексей Никишин: Современная фотография как современное искусство»
Фотограф Алексей Никишин:
сайт,
Facebook,
Livejournal,
VKontakte,
Instagram