Вверх

Алексей Никишин: «Томас Руфф. Зачем делать такие большие фото на паспорт?»

Дата публикации: 05.05.2015

Современный художник Томас Руфф известен всему миру своими фотопортретами. Хотя фотографии ему явно не удаются с точки зрения эмоций, характера, психологии. Давайте же разберемся, что и зачем снимает Томас Руфф и почему его портреты так важны для понимания современной фотографии?

Алексей Никишин: «Томас Руфф. Зачем делать такие большие фото на паспорт?»

© Томас Руфф

Вообще, надо начать с того, что Томас Руфф снимает разную фотографию — не только людей на паспорт, но порно, звездное небо, иногда даже переснимает комиксы Манга. Томас, вообще-то говоря, концептуальный художник, как и его коллеги по Дюссердорфской академии: Гурски, Штрут, работающий с фотографией как с медиа. То есть, делая фотографию, он не всегда фотографирует. Но в этом проекте, Руфф, безусловно, раскрыл себя полностью как настоящий современный портретный фотограф!

Для того, чтобы понять что здесь, я рекомендовал бы Вам посмотреть , что снимают Берндт и Хилла Бехеры, прекрасные учителя Томаса. Газгольдеры. Трубы. Водонапорные башни. Газгольдеры. Трубы. Водонапорные башни. Газгольдеры. Трубы. Водонапорные башни. Вот так. Это называет Типология. Когда художник показывает нам почти одинаковые объекты и предлагает быть внимательнее, и вместе с ним найти разницу — то есть проследить, чем отличаются эти почти похожие объекты в мелочах. Это всегда очень увлекательное путешествие. Наверное, также как разглядывать близнецов. Ведь они такие разные, правда?

Итак, на этих портретах мы видим совершенно безэмоциональные портреты, на которых отсутствуют привычные нам триггеры, по которым мы понимаем характер человека: нет эмоций, нет жестов, нет ничего. Нет ничего характеризующего личность этих людей. Но, когда мы смотрим серию (типологию) мы в этих одинаковых фотографиях начинаем замечать тонкие нюансы. То есть мы воспринимаем не по известным нам зацепкам «про характер», а нам приходится напрячь внимание и заново открывать для себя и придумывать новую систему восприятия отличий. Это тоже самое, что для европейца научиться отличать жителей Сенегала — это очень непростая задача. Здесь примерно тоже самое. Задачка на остроту чувств и сверх-внимание. Опять таки незначимые портреты позволяют нам всмотреться и искать новые зацепки, как бы провалиться с поверхностного уровня узнаваемого, глубже на другой информационный пласт.

С другой стороны, этот проект можно воспринимать как социальное исследование группы людей: молодежи, выходцев из бывшего ГДР. То есть зритель находит в этих лицах что-то общее, и проецирует это на социальную группу. Но мне, почему-то, кажется это достаточно понятным и простым.

Как Вы считаете, правильно ли, что такая фотография занимает в музеях и галереях — может быть лучше освободить его для нормальных портретов?

Свои ответы ответы пишите в комментариях.

Разбор фотографии взят отсюда: «Алексей Никишин: Современная фотография как современное искусство»


Фотограф Алексей Никишин: сайт, Facebook, Livejournal, VKontakte, Instagram

Дата публикации: 05.05.2015
Комментировать
8834f78f 3d19 4afe bb99 7eedb4d46e1b square 100
Алексей Никишин

Современный фотограф, художник, куратор программы «Фотография для новых медиа». Известен своими проектами на стыке фотографии и современного искусства. Среди его героев: Ирина Горбачёва, Агния Кузнецова, Равшана Куркова, Сергей Безруков, группа СБПЧ, «брусникинцы» и многие другие музыканты, модели звезды шоу-бизнеса и деятели культуры. В профессиональной фотографии с 2005 года. За это время провел около 20-ти персональных выставок, среди которых интервенция в музей Щепкина «Невер Эндинг Фан» (2017), «Bonaqua» (Музеон, 2014), «Дом-2» (Винзавод, 2011), «В роли себя 1,2» (Винзавод, 2008). Его фото-книги «iPhonographique», «The Journals», «May 9», вошли в шотлисты Photography Book Award PHE16, Selected Books APhF:16, FELIFA 2016, Photobookshow 2016, SCAN Tarragona 2016, Photobook award and show Maribor 2016, а работы побеждали на международных конкурсах «International Color Award», «Trierenberg Super Circuit» и других. Сотрудничает с модными изданиями и дизайнерами, музеями и международными брендами.

Другие статьи рубрики

Показать больше статей

Вопросы эксперту

Михаил, 2015-05-25T05:11:38

Порадовало в статье: " Дюссердорфской академии" , а также последнее предложение- "что такая фотография занимает в музеях и галереях — может быть лучше освободить его для..." - так она у кого-то занимает, или всё-таки занимает не свое место? Ребята, выверяйте текст, пож-та!

Владлен Соколов, 2015-05-12T11:30:58

Возможно это все, что он умеет! :-))

Мимо Проходил, 2015-05-08T06:18:03

Объявленная в названии тема не раскрыта. По прежнему непонятно, почему снимок 4х6 см без уголка это г..но, а такой-же снимок 40х60 см - Современное Искусство. Не потому-ли, что первый делает мастер службы быта, а второй - патентованный Современный Художник?
Представленные на выставке портреты разные, это вам подтвердит любой вахтер, работник правоохранительных органов или пограничного контроля, как и всякий, кто имел дело с паспортами, пропусками, водительскими правами и т.п. Напряженно искать сходство и различие представленных портретов совсем не требуется, да при этом ещё и сравнивать трудность этого занятия с проблемой различения жителей Сенегала европейцем, это совершенно излишне.
Если снимать портреты "на паспорт" размером от полуметра, газгольдеры, водонапорные башни, американские автозаправочные станции - это Типология (Новая Топография и т.п.), то почему съёмка закатов/восходов, кошечек, собачек, розовощеких пупсов - штамп, клише, пошлость и т.п., а не та же Типология? Закаты - они тоже все разные, также как и кошечки.

3aa21c71 6839 4d7e 8efc 54bdee6a9c4b