Вверх
  • Алексей Никишин: Розовый фламинго, плюшевый кролик и вся правда о «Burning Man»
  • Как фотографировать разноцветные капли. Пошаговая инструкция от Сергея Толмачева
  • Про «Аврору»
  • Алексей Никишин: «Томас Руфф. Зачем делать такие большие фото на паспорт?»
  • Съемочный лист, план съемок. Зачем он нужен фоторафу-пейзажнику
  • Ультрафиолетовая вспышка
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Алексей Никишин: «Томас Руфф. Зачем делать такие большие фото на паспорт?»

Обсудить

Современный художник Томас Руфф известен всему миру своими фотопортретами. Хотя фотографии ему явно не удаются с точки зрения эмоций, характера, психологии. Давайте же разберемся, что и зачем снимает Томас Руфф и почему его портреты так важны для понимания современной фотографии?

© Томас Руфф

© Томас Руфф

Вообще, надо начать с того, что Томас Руфф снимает разную фотографию — не только людей на паспорт, но порно, звездное небо, иногда даже переснимает комиксы Манга. Томас, вообще-то говоря, концептуальный художник, как и его коллеги по Дюссердорфской академии: Гурски, Штрут, работающий с фотографией как с медиа. То есть, делая фотографию, он не всегда фотографирует. Но в этом проекте, Руфф, безусловно, раскрыл себя полностью как настоящий современный портретный фотограф!

Для того, чтобы понять что здесь, я рекомендовал бы Вам посмотреть , что снимают Берндт и Хилла Бехеры, прекрасные учителя Томаса. Газгольдеры. Трубы. Водонапорные башни. Газгольдеры. Трубы. Водонапорные башни. Газгольдеры. Трубы. Водонапорные башни. Вот так. Это называет Типология. Когда художник показывает нам почти одинаковые объекты и предлагает быть внимательнее, и вместе с ним найти разницу — то есть проследить, чем отличаются эти почти похожие объекты в мелочах. Это всегда очень увлекательное путешествие. Наверное, также как разглядывать близнецов. Ведь они такие разные, правда?

Итак, на этих портретах мы видим совершенно безэмоциональные портреты, на которых отсутствуют привычные нам триггеры, по которым мы понимаем характер человека: нет эмоций, нет жестов, нет ничего. Нет ничего характеризующего личность этих людей. Но, когда мы смотрим серию (типологию) мы в этих одинаковых фотографиях начинаем замечать тонкие нюансы. То есть мы воспринимаем не по известным нам зацепкам «про характер», а нам приходится напрячь внимание и заново открывать для себя и придумывать новую систему восприятия отличий. Это тоже самое, что для европейца научиться отличать жителей Сенегала — это очень непростая задача. Здесь примерно тоже самое. Задачка на остроту чувств и сверх-внимание. Опять таки незначимые портреты позволяют нам всмотреться и искать новые зацепки, как бы провалиться с поверхностного уровня узнаваемого, глубже на другой информационный пласт.

С другой стороны, этот проект можно воспринимать как социальное исследование группы людей: молодежи, выходцев из бывшего ГДР. То есть зритель находит в этих лицах что-то общее, и проецирует это на социальную группу. Но мне, почему-то, кажется это достаточно понятным и простым.

Как Вы считаете, правильно ли, что такая фотография занимает в музеях и галереях — может быть лучше освободить его для нормальных портретов?

Свои ответы ответы пишите в комментариях.

Разбор фотографии взят отсюда: «Алексей Никишин: Современная фотография как современное искусство»


Фотограф Алексей Никишин: сайт, Facebook, Livejournal, VKontakte, Instagram


Опубликовано: 05.05.2015

Серия статей "Как понимать современную фотографию?"

Обсудить
B22b8f65 290f 429a be4e b94842ec0b7c square 100
Алексей Никишин
Опубликовано 05.05.2015

Один из лучших российских фотографов, снимающих людей. Тот редкий случай, когда фотограф снимает то, что ему хочется, и ему за это платят деньги. Лицо современного психологического портрета — благодаря ему у Безрукова, Собчак, Хаматовой, Макаревича, Серебренникова есть те самые известные фотографии.

Эксперт в области современной фотографии, автор большого количества статей и лекций. В настоящее время ведет курс по современной фотографии в лектории Московского Музея Современного Искусства (ММОМА). Наиболее известные мастер-классы: «Современный психологический портрет», «Дизайн фотокниг для фотографов», «Современная фотография. Как сделать современный фотопроект» и «Айфонография. Особый жанр».

Новинки

Михаил, 2015-05-25T05:11:38

Порадовало в статье: " Дюссердорфской академии" , а также последнее предложение- "что такая фотография занимает в музеях и галереях — может быть лучше освободить его для..." - так она у кого-то занимает, или всё-таки занимает не свое место? Ребята, выверяйте текст, пож-та!

Владлен Соколов, 2015-05-12T11:30:58

Возможно это все, что он умеет! :-))

Мимо Проходил, 2015-05-08T06:18:03

Объявленная в названии тема не раскрыта. По прежнему непонятно, почему снимок 4х6 см без уголка это г..но, а такой-же снимок 40х60 см - Современное Искусство. Не потому-ли, что первый делает мастер службы быта, а второй - патентованный Современный Художник?
Представленные на выставке портреты разные, это вам подтвердит любой вахтер, работник правоохранительных органов или пограничного контроля, как и всякий, кто имел дело с паспортами, пропусками, водительскими правами и т.п. Напряженно искать сходство и различие представленных портретов совсем не требуется, да при этом ещё и сравнивать трудность этого занятия с проблемой различения жителей Сенегала европейцем, это совершенно излишне.
Если снимать портреты "на паспорт" размером от полуметра, газгольдеры, водонапорные башни, американские автозаправочные станции - это Типология (Новая Топография и т.п.), то почему съёмка закатов/восходов, кошечек, собачек, розовощеких пупсов - штамп, клише, пошлость и т.п., а не та же Типология? Закаты - они тоже все разные, также как и кошечки.

A506189f f3b3 41e5 a0a0 899a42cf034f