Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Авторская колонка Евгении Драч. О важном

Дата публикации: 12.08.2015

Занятие искусством уже некоторое время является одним из способов борьбы с подавленным состоянием во время болезни. За последние несколько лет арт-терапия стала настолько популярной, что ее стали использовать в качестве терапии для больных раком, в том числе и для больных детей. Дети, которые находятся на длительном лечении, оказываются оторванными от обычной жизни, от школы, друзей, занятий в кружках и секциях. Творческие занятия способны отвлечь ребенка от больничных будней и хотя бы на время создать особенную атмосферу, где живет воображение, где можно пообщаться, поразмышлять.

Люди, которые проводят такие занятия для детей, обладают особенной силой духа и способностью найти подход к детям. Дети ― публика, не терпящая фальши, скуки. А с теми, кто долгое время проводят в больничных стенах, борясь со страшными заболеваниями, нужно суметь наладить особенный контакт. Киевский фотограф Евгения Драч рассказала нам о своем опыте работы с детьми, больными раком. Вместе со своими коллегами-волонтерами Евгения делает очень важное дело: проводит занятия по фотографии в Киевском детском центре онкогематологии.

Авторская колонка Евгении Драч. О важном

Меня зовут Женя Драч, я фотограф и преподаватель. Мой профиль ― семейная съемка и фудфотография. С недавнего времени я преподаю основы фотографии в KievArtCollege. Около полугода назад я начала преподавать фотографию еще и детям. Получилось это внезапно. Я давно люблю и поддерживаю благотворительный фонд «Таблеточки» (tabletochki.org), который спасает детей с онкогематологическими заболеваниями (рак крови). Они проводят разные занятия для своих подопечных, в том числе фотошколу, куда меня и пригласили. Потом выяснилось, что проводить фотошколу придумал Сергей Задорецкий, с которым мы были немножко знакомы до этого, а еще позже к нам присоединился еще один волонтер ― Владимир Макаров.

Идти к детям вообще страшно. А к детям, которые проходят лечение от рака ― страшнее вдвойне. Тем более если слушателям от трех лет и до шестнадцати. Детям сложно преподавать, они ведь самые строгие судьи. Не интересно ― встал и ушел, они не будут сидеть из вежливости слушать. Им тяжело долго концентрировать свое внимание на чем либо, им не интересна большая часть тех сложных технических и эстетических штук, которые можно рассказать взрослым. Зато если их увлечь, то отдача огромная!

Когда я согласилась преподавать в отделении онкогематологии, передо мной стала сложная задача. Мои слушатели проводят в стенах больницы месяцы, а то и годы. Специфика болезни и лечения таковы, что они не могут вести обычный для ребенка образ жизни. Выход на детскую площадку или просто на улицу, поездка домой ― это для них огромное событие и радость. Именно для того, чтобы развлечь и отвлечь детей, фонд организует занятия. А это означает, что ко мне приходят не те, кто хочет учиться фотографии, а те, кто оказался заперт в этих стенах, и делать им больше нечего. Это было и остается самой большой сложностью, с которой я борюсь. Моя задача ― заинтересовать детей, убедить их в том, что они просто обожают фотографию!

Следующая специфическая сложность ― эмоции. Некоторые виды лечения очень сильно влияют на настроения ребенка. Дети могут быть апатичными или агрессивными, могут неожиданно начать плакать, им становится тяжело концентрировать внимание, они могут внезапно утратить интерес даже к тому, что им нравилось. Это значит, что все, что я им рассказываю должно быть очень простым, очень интересным и очень коротким. Чтобы даже уйдя через 15 минут занятия, ребенок запомнил что-то и захотел прийти снова.

Как проходят наши занятия

В начале каждого занятия кто-то из волонтеров фотографов дает небольшую теорию. Например, что такое портрет и как его снимать, что такое диафрагма, вспышка, пленочный фотоаппарат и так далее.

Занимает эта часть буквально минут пятнадцать, дольше может получиться, только если принести то, о чем идет рассказ и дать потрогать. Трогать ― это вообще самое главное, иногда это полезней любого рассказа.

И если со взрослыми еще можно заниматься без наглядного материала или заменить его иллюстрациями, то с детьми так не получится.

После теории мы начинаем практиковаться. Обычно каждый волонтер приходит со своей камерой, которую и вручает желающему пофотографировать ребенку. Еще есть беззеркальный фотоаппарат, который предоставила компания Fuji специально для занятий в фотошколе. Он живет в отделении и является, по сути, фотоаппаратом детей. На него мы тоже снимаем.

Практика ― это самое веселая часть занятий, как для меня, так и для детей. Если все складывается хорошо, если слушатели заинтересовались и им хватает сил побегать с камерой, они просто расцветают.

Начинает работать творческая извилина, придумываются кадры, появляется стремление к совершенствованию и даже небольшая конкуренция, стоит галдеж и хохот.

Что мы делали интересного на практике

Делали картонки с маленькой дырочкой в форме сердца (и не только) и прикладывали их к объективу, снимая на открытой диафрагме, чтобы боке на заднем плане изменило свою форму соответственно вырезанной картинке.

Проверяли, как работает длинная выдержка, при помощи размахивания рук, фонариков и новогодних гирлянд.

Снимали портрет с жестким и мягким светом, при помощи внешних вспышек, насадок и синхронизатора.

Делали маленький фотоквест с заданиями: сфотографировать пять синих предметов, четыре окна, шесть человек с улыбкой, четыре предмета, названия которых начинаются на букву «к» и так далее. Снимали в режиме серийной съемки быстродвижущиеся объекты.

Приходя на каждое новое занятие, я стараюсь взять снимки с предыдущего и показать их авторам. Это довольно весело проходит, но тоже очень недолго. Смотреть на фотографии, сделанные детьми очень интересно. Ведь многие вещи не зависят от знаний в области фотографий, а идут прямиком из индивидуального и неповторимого чувства прекрасного. От внутренней гармонии и эстетики зависит композиция кадра, выбор объекта для съемки. От отношения к другим людям зависит, останется в кадре лицо или спина, будет человек в кадре улыбаться и смотреть в объектив или отвернется. Глядя на кадры сделанные детьми, очень хорошо понимаешь, что все мы фотографируем не камерой, а душой.

В ближайшем будущем я очень хочу познакомить детей с моментальной фотографией. Очень интересно посмотреть их реакцию на снимки, которые появятся в ту же минуту, в реальном времени. Уверена, что это сильно добавит баллов в счет того, что фотография ― это все-таки волшебство.

Фотографировали и появлялись в кадре: Таня, Марик, Ростик, Ира, Костик, Ульяна, Богдан, Женя, сотрудники фонда Лена, Алла, Лера, Валик, а также волонтеры преподаватели Володя, Сергей, Оксана.

Следить за нашими занятиями можно в инстаграм-аккаунте фонда Таблеточки @tabletochki_official по тэгу #таблеточки_фотошкола.

Евгения Драч

www.simxa.com.ua

www.photokitchen.com.ua

Дата публикации: 12.08.2015
Комментировать
74dd3a8e 51ba 44ce bf05 3dd1f99f56fe square 100
Евгения Драч

Евгения Драч – фотограф-самоучка, родилась и живет в Киеве. Фотографией занимается около десяти лет, семь из них – профессионально. Фотография и преподавание – основная деятельность Евгении. Преподает основы фотографии в KievArtCollege. Занимается собственными фотопроектами вместе с сестрой Ольгой Драч.

Другие статьи рубрики

Показать больше статей

Вопросы эксперту

comments powered by Disqus