За свою практику мне не раз приходилось слышать от зрителей вопросы относительно тех или иных снимков: «Как это сделано?». Обычно я отшучиваюсь, отвечая: «Путем плавного нажатия указательного пальца правой руки на спусковую кнопку фотографического аппарата». Но даже если отвечать абсолютно серьезно, искренний ответ чаще всего был бы: «Не знаю!». Звучит, мягко говоря, неубедительно. В самом деле, ведь все же знают, что при создании фотографии автору приходится решать по ходу дела много различных проблем: технических, творческих, организационных.
Возьмем, к примеру, видовую съемку. Во-первых, надо попасть в нужное для съемки место, что порой бывает весьма сложно. Во-вторых, желательно иметь при себе в этот момент всю необходимую экипировку, которую из-за веса и неудобства, далеко не всегда хочется таскать с собой. В-третьих, и это, пожалуй, главное, попасть на место съемки надо в самое удачное и порой очень быстропроходящее время, чтобы успеть запечатлеть именно этот «решающий момент». В-четвертых, желательно при обработке отснятого материала, как минимум, не испортить, а по возможности значительно улучшить съемочный результат. Ну и в-пятых, очевидно, что показ целевой аудитории в оптимальном контексте тоже будет способствовать большему впечатлению от работы.
Так вот, самое парадоксальное обстоятельство заключается в том, что даже соблюдая все эти пункты, можно получить посредственный результат, равно как и наоборот, не прикладывая особых усилий, сразу попасть «в яблочко», если повезет. Надо сказать, что вот это самое «если повезет», по-моему, и есть самый главный фактор успеха. Главный, и далеко не всегда предсказуемый…
Однако удивительно, как много начинающих фотографов склонны превозносить возможности техники!
Кстати, размышляя о вопросе технической оснащенности, в своём случае я увидел некоторую цикличность. Первую «Смену» вскоре сменил «Зенит», штатный «Гелиос» которого стремительно уступил место сразу нескольким объективам: от широкоугольника до длиннофокусного. Со временем к ним добавились фишай и зеркально-линзовый МТО.
Потом наступил период среднего формата; «Салюты» и «Киевы» стремительно обрастали оптикой, все больше нагружая спину, пока в один прекрасный день не были побеждены автофокусной зеркалкой с универсальным зумом. А дальше и эта система стала дополняться аксессуарами, в результате чего на плечах снова воцарился все тот же тяжелый рюкзак. Шло время… Менялись фирмы и модели фотоаппаратов, суперзумы чередовались с дискретниками, пленка с цифрой, и т.д. Беззеркалки, компакты, айфоны, гугл-очки, и т.п. ― извечная мечта человека облегчить процесс продолжает двигать техническую революцию.
Самое поразительное, что соотношение «унылого го@на» и «шедевров» остается приблизительно тем же, что и всегда, убедительно доказывая тезис о вторичности техники в творчестве. Да, более совершенное оборудование дает новые идеи и возможности, но талант и удачу все равно не заменит ничего. Сколько раз, бывало, идешь на съемку, экипированный почти как терминатор: во всеоружии, абсолютно уверенный в своем опыте и возможностях, вроде бы все предусмотрев, и вдруг… судьба преподносит тебе поучительный «щелчок» по носу, как бы показывая: «Ты все еще ноль, так что не зазнавайся!». И напротив, бывает, что ты донельзя слаб технически, без всяких идей и надежд, просто балуясь, беззаботно экспериментируешь, и вот, как по волшебству, неожиданно получаешь совершенно непредусмотренный удивительный образ.
Поэтому я для себя давно решил, что если я чего-то и достиг в фотографии, то только того, что пока мне удается сохранять интерес и избегать синдрома «выгорания». Будучи любителем фото (не путать с фотолюбителем), я не перестаю снова и снова пробовать снимать полюбившиеся темы и иногда, как подарок свыше, кто-то преподносит мне удачные стечения обстоятельств, в результате которых и получаются «те самые» снимки.