― Дмитрий, у вас есть образование по специальности «Фотодело», а значит, в профессию вы пришли совсем не случайно. С чего для вас началась фотография, как вы поняли, что хотите заниматься именно этим?
― Получение этой специальности (читай ― фотолаборанта) оказалось самой бессмысленной работой в моей жизни. Поскольку сразу, как я получил диплом, грянула цифровая эра. И моя квалификация проявлять и печатать на космическом уровне оказалась невостребованной. На цифровые «рельсы» переходил уже самостоятельно.
А увлекся фотографией я после случайного знакомства с книгой Михалковича и Стигнеева «Поэтика фотографии». До того казалось, что фотография может только что-то иллюстрировать, а не выражать чувства, мысли и эмоции.
― Дмитрий, вы помните свой первый фотоаппарат?
― Еще бы! Это была «Вилия», простой шкальный аппарат, даже без экспонометра. Мне его подарили родители еще в начальных классах. Резким он был только по центру кадра. Но снимки семейных событий, сделанные на него еще глубоко в прошлом веке, теперь для меня бесценны.
― Кадры, сделанные на длинных выдержках ― это, можно сказать, ваш конек. Расскажите, снимаете ли вы со штатива, или с рук? И какие объективы выбираете?
― Со штатива снимаю нечасто. Днем ― если только требуется снимок с разрешением в 64Мп на Olympus E-M5 Mark II. С рук снимать на длинной выдержке люблю. Шевеленка «съедает» детали и хорошо обобщает рисунок изображения. Проводка помогает устранить влияние фона и выделить объект, как не справиться никаким другим способом.
Длинная выдержка в прямом смысле позволяет рисовать светом. Ночью, например, все любят снимать фейерверки или потоки машин, которые своими огнями прочерчивают замысловатые траектории. Объективы для длинных выдержек годятся самые простые, легкие и дешевые. Поскольку для этого светосила не нужна.
― Дмитрий, вы признанный профи в жанре уличной фотографии. Вы много снимаете в метро, на улицах, а значит, «участниками» кадра часто становятся люди. Скажите, как они реагируют, если вы не остались незамеченным? Задают вопросы, просят показать, что получилось или, может быть, негодуют?
― В разных странах реагируют по-разному. В Марокко или в Париже легко нарваться на агрессию. А в Египте и семью приведут сниматься, и сценки предложат разыграть. Россия в этом смысле в середине списка. Однако я источаю столько благожелательности на съемке, что пока удаётся оставаться невредимым. Плюс еще аппаратура малогабаритная, и не очень приметная. С такой легко убедить, что снимаю просто для себя, для развлечения.
― Расскажите о самой технически сложной для вас съемке.
― Самые ужасные съемки в моей жизни были для завода изделий из нержавеющей стали. Приходилось для рекламы снимать огромные агрегаты из металла и стекла. Причем о том, чтобы притащить кухню или раздаточную линию для столовой в 11 метров длиной в студию, не могло быть и речи. Приходилось работать прямо в цеху. Весь хлам рабочего помещения отражался в металле и преломлялся в стеклах. Приходилось с ассистентами для каждого ракурса воздвигать невероятную конструкцию из отражателей, поглащателей и строительного картона.
― В каких самых непредсказуемых или даже опасных условиях вам приходилось снимать?
― К экстремалам от фотографии я себя не отношу. Но однажды, например, довелось снимать на стройке в ноябре при сильном ветре и мокром снеге с башенного крана. Который, кстати, в это время с диким лязганием работал, и ездил по своим рельсам. Тогда я и страху натерпелся, и воспаление лицевого нерва на сквозняке заработал.
― Еще некоторое время назад профессионального фотографа можно было опознать по «увесистой» технике ― серьезному фотоаппарату с большим объективом, внешней вспышкой. Сейчас даже среди профи становятся все популярнее компактные беззеркальные камеры. Может ли такая камера полноценно заменить зеркальную фототехнику в руках профессионального фотографа?
― В моих руках заменила еще два года назад. Походный профессиональный комплект из двух корпусов (Olympus OM-D), пяти объективов, с легким штативом теперь весит чуть больше 4кг. Качество для 99% работ не уступает зеркалкам. А функционально и по эргономике беззеркалки уже обошли предшественников. А когда снимать комфортно, то и настроение другое, и результат куда лучше.
― Вопрос о профессиональной мечте. Если бы вам предложили съемки какого угодно события мирового масштаба, что бы вы выбрали? Где хотелось бы поработать?
― К сожалению, на съемке события мирового масштаба будет 500 фотографов. Многие из них (работающие на привилегированные издания) займут наилучшие точки, и конкурировать с ними будет трудно. Мне же любопытно снимать нечто невидимое, в самых исхоженных местах, где всё казалось бы отснято. Принести неожиданное и удивительное из самых банальных мест, по-своему рассказать о самых обычных каждодневных событиях. И показать, что рядом с каждым происходят ситуации не менее интересные, чем «события мирового масштаба».