Вверх
  • «Мороз и солнце; день чудесный!»
  • Паломничество Садху. Озеро Госайкунда
  • Станислав Пучковский: о разумной достаточности
  • Дмитрий Зверев: почему я снимаю беззеркалками
  • Как вкусно сфотографировать еду – секреты фуд-фото
  • Естественный свет в фотографии
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Дмитрий Зверев: почему я снимаю беззеркалками

Обсудить

Все фотографы (и я не исключение) мучаются проблемами спины. Полный фотокомплект, включая камеры, объективы, вспышку, штатив и головку к нему весит 10-15 кг. Все это находилось в огромном кофре на плече, нарушало равновесие, искривляло позвоночник. Чтобы избежать этой пытки, приходилось гадать, что из объективов, или штатив, или аксессуар оставить дома. Случалась настоящая драма, если именно оставленной «железячки» не хватило, чтобы сделать шедевр.

Итак,

Причина 1. Это намного легче!

Мой выездной комплект профессионального оборудования из двух камер Olympus, семи объективов, штатива и аксессуаров не превышает 5 кг. Четыре основных объектива равномерно рассовываются по карманам жилета и совершенно не ощущаются как вес. Теперь я могу позволить себе взять действительно всё, и не бояться, что какой-то сюжет ускользнет. Меньший вес аппаратуры также позволяет работать дольше, и с бОльшим вдохновением, которое сильно зависит от комфорта.

Причина 2. Поворотный экран

Центральная площадь Делфта (Голландия) после дождя. Чтобы сделать открытку с красивым отражением, вовсе не пришлось ложиться в лужу. Откинутый наверх экран позволил визировать на корточках

Центральная площадь Делфта (Голландия) после дождя. Чтобы сделать открытку с красивым отражением, вовсе не пришлось ложиться в лужу. Откинутый наверх экран позволил визировать на корточках

Портрет крановщицы выполнен с вытянутых вперед и вверх рук, с контролем по экрану, откинутому в этот раз назад, чтобы была понятна композиция, и не влезли ноги фотографа 
<b>E-M5 / OLYMPUS 8MM F3.5</b>

Портрет крановщицы выполнен с вытянутых вперед и вверх рук, с контролем по экрану, откинутому в этот раз назад, чтобы была понятна композиция, и не влезли ноги фотографа
E-M5 / OLYMPUS 8MM F3.5

Забор теперь фотографу не преграда. Можно снимать как над ним (с вытянутых рук), так и под ним, с самой земли. В моем распоряжении стало намного больше ракурсов. Не нужно постоянно приседать, ложиться в грязь, или куда-то лезть. Это экономия и сил, и времени! Снимать теперь можно и поднимая камеру на моноподе, если нужен верхний вид. Поворотный экран позволяет работать скрытой камерой на улице. Вы не целитесь в человека, а просто как бы возитесь с настройками аппарата у себя на пузе.

Причина 3. Реальный вид фотографии в видоискателе

Глаз воспринимал эту сцену как достаточно темную и непривлекательную. Отчетливо были видны только освещенные ветки и силуэт храма. Но экран автоматически увеличил экспозицию, и картина превратилась в новогоднюю сказку. Проступил воздух. Обозначились струи, нарисованные снегопадом. Не увидев это на экране, я бы и не стал снимать.

Глаз воспринимал эту сцену как достаточно темную и непривлекательную. Отчетливо были видны только освещенные ветки и силуэт храма. Но экран автоматически увеличил экспозицию, и картина превратилась в новогоднюю сказку. Проступил воздух. Обозначились струи, нарисованные снегопадом. Не увидев это на экране, я бы и не стал снимать.

E-M1 / OLYMPUS M.40-150mm F2.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F9.5, 1 с, 300.0 мм экв., 1.0 МБ

Камера сразу демонстрирует экспозицию (яркость сюжета) и цветовую температуру, с которыми собирается снимать. И фотограф еще до съемки может вносить изменения. А перед щелчком он знает, что изображение, которое будет захвачено, точно соответствует увиденному. С оптическим видоискателем часто приходилось переснимать. А ведь это не всегда возможно, если сюжет уже распался.

Причина 4. Забыты как страшный сон фронт- и бэк-фокус

Ни одна зеркальная цифровая фотосистема не избежала этой напасти. Теперь же всегда именно та плоскость, на которую навожусь (а не где-то рядом) является полностью резкой. Сама природа контрастного автофокуса на беззеркалке не предполагает таких ошибок.

Причина 5. Реализованный по крайней мере в камерах Olympus (E-M5 Mark II) полностью бесшумный затвор

Это позволяет снимать без ограничений в театре, на киносъемочных площадках, совещаниях… То есть там, где вообще нельзя клацать затвором. Или, если хотите, производить жанровую съемку незаметно. В зеркалках такой затвор невозможен в принципе.

Причина 6. Сенсорный экран

Позволяет работать с меню камеры как со смартфоном. А главное, мгновенно наводиться и спускать затвор прямо по нужному элементу изображения. Если в репортажной съемке работаете с групповым портретом, не нужно гонять датчик автофокуса по всему кадру, упуская мгновения. Просто касаетесь пальцем нужного персонажа, камера тут же фокусируется на нем и снимает.

Причина 7. Пятиосевой стабилизатор нового поколения (на Olympus)

Он совместно с функцией Anti-Shock позволяет на умеренном широкоугольнике (24 мм экв.) с рук пользоваться выдержками до 2 секунд (мой личный замер). А это предполагает возможность съемки в городе без штатива даже ночью!

Причина 8. Функция автоматического определения лица для автофокусировки

Величайший подарок портретистам! Камера сама держит лицо в резкости. Художник может не отвлекаться на фокус, а только общаться с моделью и ловить эмоции!

Причина 9. Возможность весьма удаленной съемки, с контролем изображения по wi-fi на экране смартфона

Была задача сделать эпический общий план самого большого в Европе торгового центра «Авиапарк» в Москве. Чтобы дотянуть камеру практически до кровли, использовалась 7-метровая стойка. Контроль за композицией и моментом съемки осуществлялся по экрану смартфона, на который камера передавала само изображение и элементы управления.

Была задача сделать эпический общий план самого большого в Европе торгового центра «Авиапарк» в Москве. Чтобы дотянуть камеру практически до кровли, использовалась 7-метровая стойка. Контроль за композицией и моментом съемки осуществлялся по экрану смартфона, на который камера передавала само изображение и элементы управления.

E-PL7 / OLYMPUS M.12mm F2.0 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.5, 1/30 с, 24.0 мм экв., 1.0 МБ

Кто-то использует эту функцию, ставя камеру в засаду на зверушек, а сам фотографирует с телефона из палатки под чашечку кофе из термоса. Я же этим пользуюсь, если снимаю архитектуру или пейзаж с 7-метровой стойки, с помощью софта [Olympus share] (http://app.olympus-imaging.com/oishare/) для телефонов. В этом случае даже не требуется видеть поворотный экран, который очень далеко.

Часто в качестве аргумента против матрицы меньшего размера на беззеркалке приводится шумность изображения. Я, признаться, не имею с этим проблем в повседневной практике. Снимаю и для календарей, и для выставок, и для журналов, где требования к качеству картинок очень высокие. Но если хотите гарантированно совершенно бесшумное изображение, то фотографируйте не просто на минимальной чувствительности, но с «насыщенной» экспозицией. Т.е . при съемке увеличьте ее например до +1 ступени (картинка станет светлее нужного, а контролировать света можно по живой гистограмме). При конвертации же из raw уменьшите на -1 до необходимой яркости. Крайне редко бывают сюжеты (только очень контрастные) которые при этом методе выйдут из динамического диапазона матрицы.

В скорости фокусировки я тоже не вижу проигрыша зеркалкам. Особенно в Olympus E-M1, где фазовый и контрастный автофокус работают совместно, помогая друг другу. И в детализации маленькие камеры местами догнали и перегнали массивных предшественников. На Olympus E-M5 Mark II воплощен (как опция) режим сверхвысокого разрешения (64 мегапикселя в RAW). Далеко не всегда такое разрешение требуется. Но я по работе ― архитектурный фотограф. Для меня эта функция регулярно востребована, поскольку дает запас детализации изображения на случай исправления перспективных искажений в фотошопе, когда картинка вынужденно интерполируется. Кстати приятный сюрприз ― у режима есть побочный эффект: достигается абсолютно бесшумное изображение, даже на ИСО 800, поскольку сигнал усредняется по 8ми подряд сделанным кадрам. Режим пока не работает на коротких выдержках. Но в репортаже он и не требуется. А в архитектуре или «предметке» выдержка не имеет значения.

В заключении скажу:

Удивительно не то, что мы переходим на беззеркалки, а то, что концепция «мыльницы со сменной оптикой» появилась только в 2008 году. Что же мешало ей появиться раньше?


Опубликовано: 27.11.2015

Обсудить
Bdbef283 1362 48b4 afb0 6a44733f91d5 square 100
Дмитрий Зверев
Опубликовано 27.11.2015

Дмитрий Зверев ― ведущий российский фотограф, известный своим мастерством в жанре стрит-фотографии. Дмитрий окончил Колледж геодезии и картографии, по специальности «Фотодело», является членом Союза фотохудожников России. В качестве коммерческой съемки предпочитает архитектурную, интерьерную, предметную и жанровую фотографию.

В фототехнике отдает предпочтение камерам Olympus.

У Дмитрия имеются публикации, как работ, так и статей в десятках журналов, включая фотографические: «National Geographic», «Фото&Видео», «Фотодело» и т.д. Три года подряд, с 2006 по 2008, Дмитрий становился призером конкурса «Серебряная камера». Лауреат конкурса «Bestphotographer» в 2010 году.

Новинки

Spiny, 2016-11-04T12:47:21

А я ничего про пересчёт светосилы и не писал ) Только про ГРИП.

Andrii Stepaniuk, 2016-10-31T19:49:08

никто там в инспекторах не сидит. катят на стоки самые заурядные картинки с обычных самых бюджетных камер в том числе и есть не мало тех, кто как раз и снимает на стоки микрой. СФ это совсем про другое и нужно это в лучшем случае 1% из 99%

Andrii Stepaniuk, 2016-10-31T19:39:13

какое мракобесие и дичь! ) на кой хрен перемножать диафрагменные значения? все что это вам покажет - светосилу относительно ПОЛНОГО КАДРА, но тут базар о дважды кропе, ясен день площадь матрицы почти в 4 раза меньше, а значит и света она получит в 4 раза меньше, но аналогичный по площади фрагмент полной - получит АНАЛОГИЧНО света. По сему это НЕ о чем и светосила будет АНАЛОГИЧНОЙ, ничего там перемножать не нужно, разница будет только в ГРИП. учите матчасть уже хоть кто нибудь, специалиЗды блин ))

Стаб реально на олимпусе ЛУЧШИЙ и это факт. Сам я не фанат микры, но по совокупности ништяков это очень интересная система, уж точно куда интереснее фриковой сони с ее убогой эргономикой, отсутствием стекол без костылей и не по цене авианосца ( с таким же размером, как у авианосца и весом) про цвет я вообще молчу, тут олимпус на голову выше. Вообще как по мне Фудж и Олимпус очень интересные и серьезные системы сейчас.

Арсений, 2015-12-20T18:00:02

Спасибо Дмитрию за статью.
И как же весело читать комментарии местных диванных теоретиков. На личное мнение одного из ЛУЧШИХ российских фотографов, сидят и раздают советы и комментарии. Причем высасывают их из пальца.
- Поворотный экран? - нет, мы и без него снимем. Лицом в грязь ляжем, но зато с зеркалкой.
- Компактность камеры и оптики при высоком качестве картинки? Нет, мы будет покупать килограммы ФФ, чтобы котЭ с дивана фотографировать при 60вват на исо 6400 и потом тянуть тени из RAW.
- Бесшумный затвор? Нет, зачем он нужен. Все должны слышать и видеть какая у меня крутая камера.
Это все очень смешно. Ребята, вам несколько жизней понадобится, чтобы научиться видеть и фотографировать как Дима Зверев.
И кстати, это все напоминает 30-е годы, когда только появилась 35мм формат кадра. Тогда даже средний формат был не комильфо. И как же критиковали эти маленькие и легкие камеры с "мальньким размером кадра". И что мы видим сейчас? На 35мм сейчас молятся, а микро4/3 пытаются ругать за меньший размер матрицы. (не замечая всех его плюсов). Ничего не напоминает?! Время все покажет.

Сергей Козлов, 2015-12-10T15:30:43

Насчёт последнего вопроса всё понятно. Дело в том, что КАФ напрямую завязан на скорости считывания с матрицы и скорости процессора. При малой ГРИП, которую дают беззеркалки, анализировать картинку значительно сложнее, чем при большой у мыльниц. Этим же обусловлено долгое отсутствие ФФ-БЗК и тормознутость первых A7. Даже их мощные процессоры не всегда могут быстро проанализировать картинку. Плюс ЭВИ должен был показать, что ничем не уступает ОВИ (что было не так в случае с Panasonic G1 - там лаг ощутимый. Только 3-4 года назад появились БЗК с практически нулевым лагом).

den zin, 2015-12-05T15:22:10

Средненькая реклама олимпуса.
П1 - можно уж на никон 1 перейти, где шумы хуже чем на просьюмерках - зато он в разы легче какого-нибудь 6Д с парой зумов.
П2 - имхо не аргумент за бзк, нужные ракурсы можно делать и зеркалкой, пускай с меньшим удобством.
П3 - а также реальный лаг и шум, для новичка который не освоился с работой экспонометрики своей камеры актуально, для опытного фотографа - нет.
П4 - бф и фф отлично правятся внутрикамерной коррекцией на зеркалках уровня продвинутых кропов. Если не тяжкий случай, при котором поможет лишь сервис.
П5 - в театрах ЕМНИП съемка запрещена в принципе, а сами ситуации когда нужен бесшумный затвор редки.
П6 - для казуалов. Если вы в репортажной съемке, да ещё и на телевик снимаете беззеркалкой, то я вам глубоко сочувствую, ибо пока владелец репортажной зеркалки один раз поймает объект и сконцентрируется на съемке, вы будете мучиться с потугами контрастного аф, который в 3д слежении по прежнему слабенький весьма на всех системах и всех бзк.
789 - это серьёзно АКТУАЛЬНО для серьёзных фотографов и это повод перейти на бзк?

Как по мне есть лишь два однозначных плюса:
-Совместимость с любой оптикой любой системы любой древности - спасибо алиэкспресс и китайским переходникам
-Лучшие видеовозможности, особенно у панасоника

Все остальные "плюсы" высосаны из пальца и несут с собой сопутствующие минусы, как-то шумы на малых матрицах, худшую автономность и прочее.

ruslan.b.tsaruk, 2015-11-29T19:55:44

Системные камеры нельзя рассматривать, как отдельный класс и выделить в нем какие-то плюсы или минусы. Нужно рассматривать отдельно каждого производитель. Ведь, например, те преимущества, которые имеет Олимпус даже и не снились Сони, и наоборот.

Explorus, 2015-11-29T17:21:25

Единственный плюс, что пока беззеркалки воспринимаются как туристические мыльницы, а зеркалки - как оружие серьезных фотожурналистов. То бишь меньше негатива в стрит съемке. Все остальное непонятно зачем и для кого написано.

Spiny, 2015-11-28T17:11:27

Понятно, конечно, что профессионал это не тот, кто всю технику изучил, а тот, кто фотографирует хорошо, но уровень неэрудированности просто поражает.
1. Сенсор меньше и размер меньше. Можно было ещё камеры с дюймовым сенсором в пример привести, те вообще чуть ли не в карман джинс влезают. Да и, кстати говоря, не такие уж продвинутые олимпусы и маленькие: пришлось отдать дань эргономике. А уж если пытаться подбирать парк оптики по эквивалентным диафрагменным числам, то выяснится, что пара-тройка полнокадровых зумов с постоянной 2.8 выигрывают у россыпи фиксов (микра вообще поразительно несветосильная: даже до умножения на кроп-фактор лишь два родных объектива имеют диафрагму шире 1.7). Можно, конечно, поспорить по поводу того кому какая картинка нравится, но тут уж каждому своё.
2. Поворотный сенсорный экран, вай-фай, определение лиц и отсутствие фронт и бек-фокуса есть и у зеркалок (отчасти, в режиме лайф-вью). Не у профессиональных, пока что. Но это скорее повод для дискуссии о том, насколько профессиональны на сегодняшний день беззеркалки.
3. Ну и самый шик это "РЕАЛЬНЫЙ ВИД ФОТОГРАФИИ В ВИДОИСКАТЕЛЕ". Вот вроде, судя по советам в конце, автор и сам понимает, что внутрикамерный, пожатый жпег, который камера выводит на экран имеет мало общего с тем файлом, который можно выжать из Raw, но зачем-то транслирует эту ересь про реальный вид.
PS ах да, чуть не забыл: наличие стабилизатора в тушке. Может и не столь многоосевые, но они есть и в Пенатксе и в Сони. А у беззеркалок только в Олимпусе, одном, ЕМНИП, Панасонике, и в паре Сонек — вопрос ещё кто выигрывает.

Dima135, 2015-11-28T16:05:09

Автор кривит душой говоря про качество изображения, либо не имеет действительно высоких требований. Ну для чего то ж люди снимают на д800 и СФ, правильно ? Не просто так же. Наверное для того чтобы получить одновременно и большую и чистую картинку. У меня как у стокера, требования не "высокие", а конкретные. Требования именно к чистоте картинки. Там в инспекторах сидят настоящие пиксельпеперы, которым не скажешь "ну это же клёвое зерно, чувак, оно же нормально смотрится". Конечно можно жёстко почистить и заресайзить до предела приёмки (4мп) и даже такая картинка будет продаваться, если она хорошая. но лучше пытаться держать разрешение на уровне 10-15мп. Пообщавшись с покупателями, я понял, что это не помешает. Когда-то меня вот такие обзоры, где восхволялось удобство и компактность микры сломили и я накачал файлы с олимпусов еденички и пятёрки и стал их тягать. И я увидел что исо 400 уже является опасным, то есть оно сырое уже содержит непримлемый шум и нуждается в чистке с последующим ресайзом. А если делать "вкусную" картинку и серьёзно тягать, то можно и не вытянуть стокерские минимальные 4 мп ... Базовое олимпусовское ИСО 200 очень предсказуемо напоминает ИСО 800 на фф - т.е вроде как ещё всё хорошо и почти чистенько, но лучше сильно с ним не шутить, Ну и конечно же детализация, объективы от олимпус очень хороши и они как бы "пытаются" и "тужаться", но блин.. у ФФ в 4 раза больше поле для деятельности. Тут как у Чехова "ты собака супротив человека как плотник супротив столяра".... И я распрощался с мечтой и микре, как о рабочем инструменте в общем.

Bob Bolden, 2015-11-27T23:05:10

какая то вяленькая реклама... как рыба второй свежести.
п.п. 2,6,8,9 - не имеют отношения к наличию зеркала или его отсутствию.
п.1 - имеет отношение скорее к размеру матрицы. беззеркалки Сони ФФ с оптикой, пыхой, запасными батареями и т.д. будут весить ровно столько сколько зеркалки Никон Д750 или Кенон 6Д с такими комплектами.
п.3 - в зеркалке можно использовать экран и лайв вью. странно что автор этого не знает ))). или ОВИ. в беззеркалке - ЭВИ покажет ровно то что и экран, т.е. у БЗ выбор явно меньше.
п.4 - никто не мешает пользоваться в зеркалках контрастным АФ. у БЗ нет фронт/бэка но и скорость/точность их контрастного АФ хуже чем фазового у зеркалок. да и тот же Олик М-2 часто просто мажет при нехватке света, чудес не случилось )))
п.5 - автор пользовался Кенон 6Д? )))
п.7 - стаб в тушке имеет свои минусы. не все БЗ имеют стаб в тушке, автор в курсе этого?

итого - автор явно путает разные понятия и не в курсе особенностей технологии.
скорее, его статью надо было назвать так - если вам не надо быстрый и точный АФ, не надо высокие ИСО и не надо маленькая ГРИП, не надо стаб в линзе
а для вас главное вес комплекта и стаб в тушке то микра Олика будет лучшим выбором чем любой ФФ, что ЗК что БЗ. ))) или чем другая микра )))

Сергей Травкин, 2015-11-27T09:54:19

пункты 2, 6, 8 и 9 прямо-таки кричат о необходимости перехода на беззеркалку.

Архей, 2015-11-27T09:39:44

Пардон конечно, но ощущение рекламы, чистой воды... Никому не секрет, что фотографам дарят фототехнику за их лестные отзывы. А Олимпус это очень любит, знаю не по наслышке ;)
И почему нет сравнений и минусов камеры, ну хотябы мааааленького комментария по поводу размера матрицы и цены в ±77 тыс

A506189f f3b3 41e5 a0a0 899a42cf034f