Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Дмитрий Зверев: почему я снимаю беззеркалками

Дата публикации: 27.11.2015

Все фотографы (и я не исключение) мучаются проблемами спины. Полный фотокомплект, включая камеры, объективы, вспышку, штатив и головку к нему весит 10-15 кг. Все это находилось в огромном кофре на плече, нарушало равновесие, искривляло позвоночник. Чтобы избежать этой пытки, приходилось гадать, что из объективов, или штатив, или аксессуар оставить дома. Случалась настоящая драма, если именно оставленной «железячки» не хватило, чтобы сделать шедевр.

Итак,

Причина 1. Это намного легче!

Мой выездной комплект профессионального оборудования из двух камер Olympus, семи объективов, штатива и аксессуаров не превышает 5 кг. Четыре основных объектива равномерно рассовываются по карманам жилета и совершенно не ощущаются как вес. Теперь я могу позволить себе взять действительно всё, и не бояться, что какой-то сюжет ускользнет. Меньший вес аппаратуры также позволяет работать дольше, и с бОльшим вдохновением, которое сильно зависит от комфорта.

Причина 2. Поворотный экран

Дмитрий Зверев: почему я снимаю беззеркалками

Центральная площадь Делфта (Голландия) после дождя. Чтобы сделать открытку с красивым отражением, вовсе не пришлось ложиться в лужу. Откинутый наверх экран позволил визировать на корточках

Портрет крановщицы выполнен с вытянутых вперед и вверх рук, с контролем по экрану, откинутому в этот раз назад, чтобы была понятна композиция, и не влезли ноги фотографа 
E-M5 / OLYMPUS 8MM F3.5

Портрет крановщицы выполнен с вытянутых вперед и вверх рук, с контролем по экрану, откинутому в этот раз назад, чтобы была понятна композиция, и не влезли ноги фотографа
E-M5 / OLYMPUS 8MM F3.5

Забор теперь фотографу не преграда. Можно снимать как над ним (с вытянутых рук), так и под ним, с самой земли. В моем распоряжении стало намного больше ракурсов. Не нужно постоянно приседать, ложиться в грязь, или куда-то лезть. Это экономия и сил, и времени! Снимать теперь можно и поднимая камеру на моноподе, если нужен верхний вид. Поворотный экран позволяет работать скрытой камерой на улице. Вы не целитесь в человека, а просто как бы возитесь с настройками аппарата у себя на пузе.

Причина 3. Реальный вид фотографии в видоискателе

Глаз воспринимал эту сцену как достаточно темную и непривлекательную. Отчетливо были видны только освещенные ветки и силуэт храма. Но экран автоматически увеличил экспозицию, и картина превратилась в новогоднюю сказку. Проступил воздух. Обозначились струи, нарисованные снегопадом. Не увидев это на экране, я бы и не стал снимать.

Глаз воспринимал эту сцену как достаточно темную и непривлекательную. Отчетливо были видны только освещенные ветки и силуэт храма. Но экран автоматически увеличил экспозицию, и картина превратилась в новогоднюю сказку. Проступил воздух. Обозначились струи, нарисованные снегопадом. Не увидев это на экране, я бы и не стал снимать.

E-M1 / OLYMPUS M.40-150mm F2.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F9.5, 1 с, 300.0 мм экв.

Камера сразу демонстрирует экспозицию (яркость сюжета) и цветовую температуру, с которыми собирается снимать. И фотограф еще до съемки может вносить изменения. А перед щелчком он знает, что изображение, которое будет захвачено, точно соответствует увиденному. С оптическим видоискателем часто приходилось переснимать. А ведь это не всегда возможно, если сюжет уже распался.

Причина 4. Забыты как страшный сон фронт- и бэк-фокус

Ни одна зеркальная цифровая фотосистема не избежала этой напасти. Теперь же всегда именно та плоскость, на которую навожусь (а не где-то рядом) является полностью резкой. Сама природа контрастного автофокуса на беззеркалке не предполагает таких ошибок.

Причина 5. Реализованный по крайней мере в камерах Olympus (E-M5 Mark II) полностью бесшумный затвор

Это позволяет снимать без ограничений в театре, на киносъемочных площадках, совещаниях… То есть там, где вообще нельзя клацать затвором. Или, если хотите, производить жанровую съемку незаметно. В зеркалках такой затвор невозможен в принципе.

Причина 6. Сенсорный экран

Позволяет работать с меню камеры как со смартфоном. А главное, мгновенно наводиться и спускать затвор прямо по нужному элементу изображения. Если в репортажной съемке работаете с групповым портретом, не нужно гонять датчик автофокуса по всему кадру, упуская мгновения. Просто касаетесь пальцем нужного персонажа, камера тут же фокусируется на нем и снимает.

Причина 7. Пятиосевой стабилизатор нового поколения (на Olympus)

Он совместно с функцией Anti-Shock позволяет на умеренном широкоугольнике (24 мм экв.) с рук пользоваться выдержками до 2 секунд (мой личный замер). А это предполагает возможность съемки в городе без штатива даже ночью!

Причина 8. Функция автоматического определения лица для автофокусировки

Величайший подарок портретистам! Камера сама держит лицо в резкости. Художник может не отвлекаться на фокус, а только общаться с моделью и ловить эмоции!

Причина 9. Возможность весьма удаленной съемки, с контролем изображения по wi-fi на экране смартфона

Была задача сделать эпический общий план самого большого в Европе торгового центра «Авиапарк» в Москве. Чтобы дотянуть камеру практически до кровли, использовалась 7-метровая стойка. Контроль за композицией и моментом съемки осуществлялся по экрану смартфона, на который камера передавала само изображение и элементы управления.

Была задача сделать эпический общий план самого большого в Европе торгового центра «Авиапарк» в Москве. Чтобы дотянуть камеру практически до кровли, использовалась 7-метровая стойка. Контроль за композицией и моментом съемки осуществлялся по экрану смартфона, на который камера передавала само изображение и элементы управления.

E-PL7 / OLYMPUS M.12mm F2.0 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.5, 1/30 с, 24.0 мм экв.

Кто-то использует эту функцию, ставя камеру в засаду на зверушек, а сам фотографирует с телефона из палатки под чашечку кофе из термоса. Я же этим пользуюсь, если снимаю архитектуру или пейзаж с 7-метровой стойки, с помощью софта [Olympus share] (http://app.olympus-imaging.com/oishare/) для телефонов. В этом случае даже не требуется видеть поворотный экран, который очень далеко.

Часто в качестве аргумента против матрицы меньшего размера на беззеркалке приводится шумность изображения. Я, признаться, не имею с этим проблем в повседневной практике. Снимаю и для календарей, и для выставок, и для журналов, где требования к качеству картинок очень высокие. Но если хотите гарантированно совершенно бесшумное изображение, то фотографируйте не просто на минимальной чувствительности, но с «насыщенной» экспозицией. Т.е . при съемке увеличьте ее например до +1 ступени (картинка станет светлее нужного, а контролировать света можно по живой гистограмме). При конвертации же из raw уменьшите на -1 до необходимой яркости. Крайне редко бывают сюжеты (только очень контрастные) которые при этом методе выйдут из динамического диапазона матрицы.

В скорости фокусировки я тоже не вижу проигрыша зеркалкам. Особенно в Olympus E-M1, где фазовый и контрастный автофокус работают совместно, помогая друг другу. И в детализации маленькие камеры местами догнали и перегнали массивных предшественников. На Olympus E-M5 Mark II воплощен (как опция) режим сверхвысокого разрешения (64 мегапикселя в RAW). Далеко не всегда такое разрешение требуется. Но я по работе ― архитектурный фотограф. Для меня эта функция регулярно востребована, поскольку дает запас детализации изображения на случай исправления перспективных искажений в фотошопе, когда картинка вынужденно интерполируется. Кстати приятный сюрприз ― у режима есть побочный эффект: достигается абсолютно бесшумное изображение, даже на ИСО 800, поскольку сигнал усредняется по 8ми подряд сделанным кадрам. Режим пока не работает на коротких выдержках. Но в репортаже он и не требуется. А в архитектуре или «предметке» выдержка не имеет значения.

В заключении скажу:

Удивительно не то, что мы переходим на беззеркалки, а то, что концепция «мыльницы со сменной оптикой» появилась только в 2008 году. Что же мешало ей появиться раньше?

Дата публикации: 27.11.2015
Комментировать
Bdbef283 1362 48b4 afb0 6a44733f91d5 square 100
Дмитрий Зверев

Дмитрий Зверев ― ведущий российский фотограф, известный своим мастерством в жанре стрит-фотографии. Дмитрий окончил Колледж геодезии и картографии, по специальности «Фотодело», является членом Союза фотохудожников России. В качестве коммерческой съемки предпочитает архитектурную, интерьерную, предметную и жанровую фотографию.

В фототехнике отдает предпочтение камерам Olympus.

У Дмитрия имеются публикации, как работ, так и статей в десятках журналов, включая фотографические: «National Geographic», «Фото&Видео», «Фотодело» и т.д. Три года подряд, с 2006 по 2008, Дмитрий становился призером конкурса «Серебряная камера». Лауреат конкурса «Bestphotographer» в 2010 году.

Другие статьи рубрики

Показать больше статей

Вопросы эксперту

comments powered by Disqus