Сегодня хотелось бы рассказать о том, чего так не хватает нашей не самой солнечной зимой. Поговорим о естественном солнечном свете, способах его использования, и главное, посмотрим на примерах, что получается в тех или иных условиях съёмки.
Нашел в Национальном музее неизвестный труд белорусского художника «Маяк в солнечном Полесье». На нём автор попытался изобразить схему движения солнца в летний день.
Сразу попытаюсь выделить какие варианты света можно получить:
- Жесткий, чаще всего фронтальный или боковой — когда солнце светит с соответствующего направления на модель (чаще всего цифра 2).
- Контровой — солнце светит за моделью (в любое время суток, но оптимально утром или вечером цифры 1 и 3).
- Мягкий рассеянный свет — солнце за облаками (облака слева и справа от цифры 2).
- Мягкий рассеянный свет — объект съёмки в тени от здания или дерева.
Самое лучшее время для съёмки в летний день — вторая половина дня, примерно после 16-00. Это оптимально, но совсем не значит, что в другое время дня не могут получится хорошие кадры.
Мой самый любимый, ненаглядный, сладкий и божественный контровой свет:
А еще можно специально ловить зайчиков.
На фото контровой свет легко узнать по характерному ореолу вдоль контура, особенно хорошо он просматривается на волосах.
Контровой удобен тем, что позволяет получать равномерный свет на объекте, и, что самое главное — не слепить человека в процессе съёмки (по крайней мере не так сильно). Для такой съемки желательно наличие бленды.
Жесткий свет использую крайне редко, не лежит душа, хоть ты тресни.
Ему характерны: глубокие тени + контрастная, насыщенная картинка.
Зато можно получать интересные теневые рисунки :
Главный его недостаток — сильно слепит модель, поэтому, чаще всего, глаза открываем на три-четыре.
Мягкий рассеянный свет — солнце за облаками. Тут всё просто: в любое время дня солнце может уйти за облака. На всех летних свадебных съёмках, прогулка, чаще всего, выпадает на самое неподходящее время: с 12 до 16 — солнце в зените, свет максимально жесткий и некомфортный. Все фотографы рады облакам в такое время.
И, почти тоже самое, когда модель располагаем в тени:
Тень очень легко найти, стоит посмотреть на землю : в точке X света больше, он более контрастный и насыщенный, в точке Y - уже тень,ьсвет там гораздо мягче.