Вверх
9be5ec1d 1ba3 4e6d 85c2 f99847eda126

Алексей Никишин: «Вэй Вэй теперь тоже фотограф?» или что такое фотография в современном искусстве

Дата публикации: 08.12.2014

Давайте вместе начнем разбираться в том, что такое «современная фотография», почему она порой выглядит такой непрофессиональной, и за что? В так случае, висит в лучших галереях мира.

Алексей Никишин: «Вэй Вэй теперь тоже фотограф?» или что такое фотография в современном искусстве

Речь пойдет о «Современной фотографии» (англ. «Contemporary photography”). Ну, все же мы сейчас снимаем «современную фотографию», скажете Вы. И будете не правы. Современная фотография современна своему времени и контекстам, которые актуальны сейчас. То есть, если Вы классно снимаете как Брессон, Аведон или Ньютон, то Вы (внимание) «не современный фотограф», так как Вы не работаете с современным нам контекстом. Здесь речь идет не о визуальном языке (не о том, как выглядит Ваша фотография), а о том, «о чем она». Так вот Брессон современный фотограф для 1950-60-х годов, Аведон – 1960-х, Ньютон – 1980-х. Поэтому, если Вы стремитесь подражать им не обращая внимания на «современные обстоятельства», то Вы не снимаете «современную фотографию». Повторюсь, чтоб снимать «современную фотографию», надо прежде всего работать с современным контекстом. Современными фотографами (художниками) можно назвать Юргена Теллера, Синди Шерман, Андреаса Гурского, Томаса Руффа и других. Но о них пойдет речь чуть позже.

Ай Вэй Вэй – это не причитание и не кличка собаки. Это крутой китайский современный художник, а перед Вами на фотографии два его проекта – «Сказка» (2007) и «Корни» (2009). Перед Вами фотодокументация (фото экспозиции) двух этих проектов в музее «PinchukArtCentre» в Киеве. Нас будет интересовать больше первый, о втором поговорим как бы в дополнение. Проект «Сказка» представляет из себя большое количество квадратных фотографий, наклеенных стык-в-стык на стены галереи так, что покрывает их ровным ритмическим паттерном. На фото изображены китайцы, в полный рост, спокойно стоят и смотрят в кадр. На каждой фотографии – новый герой. Никакой художественной ценности сами фотографии по отдельности не несут.

Так о чем же снимает Вэй Вэй? Ключ к разгадке лежит в пониманиии того, с чем работает современный художник. А работает он с современным контекстом, с проблемами современного (ему) общества. И решен проект может быть как угодно - фотография, инсталляция, видео-арт, живопись, перформанс и т.д. И фотография (как в нашем случае) - это всего-лишь средство донесения сообщения. Но каждая фотокарточка по отдельности не важна. Это просто часть. Как гаечный ключ у сантехника часть инструментария. Но сам инструмент не есть еще результат. Он только средство. И в современном искусстве фотография – лишь средство. Не важно красивая ли она, какой там сочности зелень, какой вышины горы и какого цвета закат! Все то, что Вам так нравилось в фотографии и казалось таким понятным, не существует больше в «современной фотографии». И категория «красивая» больше не имеет к фотографии никакого отношения. Но надо понимать, что она не стала вдруг «некрасивой», просто эта категория оценки больше не применима. Как если бы Вы оценивали «красивый/некрасивый», например, кефир. В кефире важно другое. Вот и здесь так.

Итак, попробуем собрать все вместе: фотки и известное нам про Китай сейчас (ведь художник работает с современным китайским контекстом). Много разных людей на одинаковых черно-белых фотографиях, расположенных рядами ритмично, покрывают все стены галереи. Конечно, здесь речь идет о многомиллионном китайском народе, который состоит из индивидуальностей, среди которых сложно бывает найти отличие. А решено это в виде ритмично повторяющихся визуально похожих фото. Выбор черно-белого тоже важен, как Вы уже догадались.

Второй проект «Корни» - это инсталляция. Вэй Вэй собрал и обработал корни деревьев со всего Китая и поместил их в галерейное пространство. О чем это? Конечно не о том, что Вэй Вэй умеет полировать корни (он вообще сам этого и не делал, а заказал на заводе корней :-). Проект про то, что Китай стирает свою историю, лишая себя корней. Сейчас в Китае принято считать, что история – это то, что творится сейчас. Именно поэтому Вы не найдете в Китае памятников истории и религии, как, например в Непале или Тибете. Их мето заняла «современная история» Китая, начавшаяся в 1980-х экономическим подъемом. То, что было до этого – не принято вспоминать. «Три-Т» - Тибет (1959), Тайвань (1949), Тяньаньмэнь (1989) – три темы, про которые больше «не принято» говорить и писать в СМИ. История «творящаяся сейчас», лишает нас прошлого! Об этом и проект «Корни» Вэй Вэя.

Видите как стало сложно, чтобы понять современной искусство и современную фотографию нужно хорошо ориентироваться в современном контексте, знать историю искусства и культуры разных стран. Современное искусство – это тонкая интеллектуальная игра для понимающих.

А, по-Вашему, навалить корней и расклеить одинаковых фоток на стенах – это искусство?

Ваши ответы пишите в комментариях.

Разбор фотографии: «Алексей Никишин: Современный психологический портрет v.2.0»


Фотограф Алексей Никишин:
alexeynikishin.ru
facebook.com/nikishin.photo
vk.com/alexeynikishin
instagram.com/alexeynikishin

Дата публикации: 08.12.2014
Комментировать
8834f78f 3d19 4afe bb99 7eedb4d46e1b square 100
Алексей Никишин

Современный фотограф, художник, куратор программы «Фотография для новых медиа». Известен своими проектами на стыке фотографии и современного искусства. Среди его героев: Ирина Горбачёва, Агния Кузнецова, Равшана Куркова, Сергей Безруков, группа СБПЧ, «брусникинцы» и многие другие музыканты, модели звезды шоу-бизнеса и деятели культуры. В профессиональной фотографии с 2005 года. За это время провел около 20-ти персональных выставок, среди которых интервенция в музей Щепкина «Невер Эндинг Фан» (2017), «Bonaqua» (Музеон, 2014), «Дом-2» (Винзавод, 2011), «В роли себя 1,2» (Винзавод, 2008). Его фото-книги «iPhonographique», «The Journals», «May 9», вошли в шотлисты Photography Book Award PHE16, Selected Books APhF:16, FELIFA 2016, Photobookshow 2016, SCAN Tarragona 2016, Photobook award and show Maribor 2016, а работы побеждали на международных конкурсах «International Color Award», «Trierenberg Super Circuit» и других. Сотрудничает с модными изданиями и дизайнерами, музеями и международными брендами.

Другие статьи рубрики

Показать больше статей

Вопросы эксперту

comments powered by Disqus