Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Алексей Никишин: «Как расположить модель на съемке?» — учимся фотографировать людей

Дата публикации: 09.02.2015

Этой статьей открываем серию полезных советов для фотографов, работающих с людьми. Эти заметки скоро выходят в виде книги «Алексей Никишин: 50 шагов к хорошему портрету». У Вас есть возможность еще до выхода книги ознакомится с некоторыми из них.

Алексей Никишин: «Как расположить модель на съемке?» — учимся фотографировать людей

Равшана Куркова, актриса и Валерия Гай Германика, режиссер
Фото © Алексей Никишин

Главный вопрос всех фотографов, работающих с людьми, как расположить человека на съемке. Контакт фотографа и модели делает 90% хорошей фотографии. Так как же найти подход к человеку и снять “настоящий” портрет?

1. Проявляйте искренний интерес

Мы снимаем не моделей, а людей. И хотим при этом, чтобы они получились на фотографиях не объектами и не вешалками для рекламы. Наша задача — показать зрителю этих людей такими, какими их увидели именно мы — искренними в каждом выражении их чувств. Люди, как правило, замкнуты, живут своей жизнью и не привыкли впускать в нее посторонних. За невидимую границу попадают лишь те, кто искренне интересуется нами и тем, чем мы занимаемся — ведь это всегда приятно. Именно этот подход и помогает фотографу расположить модель к себе. Ведь человек хорошо выглядит на фотографии только тогда, когда он расслаблен и готов что-то отдавать. Если он относится к съемке, как к проходному моменту в своей жизни — зашел, как в метро, бросил монетку и пошел дальше — вряд ли получится хороший, глубокий портрет.

Итак, искренне беседуйте с человеком на съемке, проявляйте искренний интерес.

Мария Миронова, актриса
Фото © Алексей Никишин

Мария Миронова, актриса
Фото © Алексей Никишин

Обратите внимание на линии руки и линии лица. Эта рифма — самое главное на этой фотографии. Ну, после Марии Мироновой, конечно.

Меня часто спрашивают, о чем говорить с незнакомым человеком? Есть общие темы, на которые можно заговорить. Первый вопрос может быть таким: «Как добрались? Что-то Вы долго». Затем говорите про то, что объединяет всех людей на свете: дети, работа, отпуск. У всех есть дети, все работают и хотят в отпуск. Если нет детей — есть собака. Это для начала. Потом надо нащупать, какие темы интересны собеседнику и разговаривать в поле его интересов. Тут важно быть образованным человеком и не задавать глупых поверхностных вопросов — этим Вы себя сразу скомпрометируете. С таксистом поговорите о дорогах и пробках, с режиссером — об искусстве, с менеджером — про маржу, с блоггером — про то, как все вокруг задолбало. К Вам может приехать человек, который как и Вы покорил Килиманджаро или просто тоже загорал в Турции. Есть темы, которые никого не обижают.

2. Щедро улыбайтесь

Люди тянутся к весельчакам и оптимистам! Это правило. Поэтому улыбаться нужно обязательно и делать это стоит искренне. Считается, что весельчаки заряжают нас хорошим настроением. Хорошее настроение, которое вы передаете модели, позволит вам вместе с ней двигаться к общей цели — хорошему портрету. Ваша модель должна чувствовать, что вам интересно то, чем она с вами делится. Что это вызывает у вас позитивную реакцию. Улыбка поддерживает человека, с которым вы общаетесь.

Марина Голуб, актриса
Фото © Алексей Никишин

Марина Голуб, актриса
Фото © Алексей Никишин

Марина долго добиралась ко мне на съемку, приехала немного расстроенная, вся в своих мыслях и заботах. А у нас раз и получился вот такой хороший портрет. Портрет «Светлая грусть». Дальше еще интереснее. Дома у Марины фотографию увидела Ксения Собчак, и сказала, «Какой хороший фотографов!». Позже, уже у меня в студии на съемке Ксения вспомнила этот и этот портрет Марины и свои первые впечатления от него. Это помогло нам быстро найти общий язык на съемке и снять отличные фотографии.

3. Научитесь внимательно слушать

Люди не любят слушать. Они любят рассказывать о себе! Им не интересно про Вас. Им интересно про себя. Каждый человек в большей степени заинтересован в том, чтобы рассказать о себе. Иногда его даже не остановить. И ничто так не интересно ему, как его собственная жизнь. А хороший друг — это как раз тот человек, который слушает. Если вы создадите условия, в которых человек сможет вам с удовольствием о себе рассказать, вы тем самым расположите его к себе. Это даст модели ощущение уюта, а вам — возможность поймать какие-то настоящие искренние моменты. Когда, к примеру, Анри Матисс писал портреты, то он тратил на них до 80 сеансов (нам, фотографам, в этом смысле значительно проще). Он постоянно находился в диалоге с моделью. При этом почти полностью погружался в картину, находясь в странном подвешенном состоянии между портретом и моделью. И это состояние было очень тонким. Стоило модели спросить его: «Который час?», заставить его задуматься и отвлечься от циркулирующего эмоционального потока к чему-то внешнему, Матисс заканчивал сеанс, поскольку не мог дальше рисовать. Этот момент тоже нужно иметь в виду.

Виктор Мизиано, куратор
Фото © Алексей Никишин

Виктор Мизиано, куратор
Фото © Алексей Никишин

Вы же знаете куратора, лектора и искусствоведа Виктора Мизиано? Когда он только начинает говорить – все вокруг замолкают, все слушают. Ему даже не нужно задавать вопросы – он сам их задаст и сам же даст исчерпывающие ответы. С Виктором так просто быть хорошим слушателем!

4. Дайте людям почувствовать их значимость

Фотограф как художник должен внимательно слушать человека, которого снимает, искренне радоваться его успехам. Он может при этом быть с ним не согласен, но главное в ситуации съемки — внушить человеку уверенность. Чтобы человек почувствовал, что в своей жизни и в своих поступках он прав. Чтобы он ощущал — в том, как он мыслит и как чувствует, у него есть «коллеги и друзья». Все хотят признания и поддержки, все хотят быть оцененными по достоинству. И если мы будем хвалить человека в его поступках, мы дадим ему это признание. Пусть человек расскажет, каким прекрасным он был в детстве. Он будет говорить об этом увлеченно и это поможет вам сделать хороший портрет!

Патта Бурчуладзе, оперный певец
Фото © Алексей Никишин

Патта Бурчуладзе, оперный певец
Фото © Алексей Никишин

5. Любите людей

Если вы не любите людей, у вас вообще не получится хорошего портрета. Ведь невозможно работать с тем, что тебе не нравится, и достигать при этом удовлетворительного результата. Если вы хотите работать с людьми, ими нужно всесторонне интересоваться: узнавать, что произошло в жизни одной модели, в жизни другой. Именно в этом и состоит сущность человека — в его жизни и поступках. Именно этим люди и отличаются друг от друга. И именно это является содержанием хорошего портрета.

Анастасия Волочкова, балерина
Фото © Алексей Никишин

Анастасия Волочкова, балерина
Фото © Алексей Никишин

Обратите внимание на первые и последние кадры Вашей съемки — они могут быть самыми хорошими. Вначале модель еще не начала фотографироваться, а в конце уже закончила. На этих кадрах она может выглядеть очень естественно. Скажите, например: «Сейчас я сделаю несколько тестовых кадров, мне нужно настроить свет». Делайте, а сами снимайте. Может тоже получиться очень естественно. Этот кадр с Анастасией был последним на трех отснятых пленках.

Есть такие фотографы, которым люди мешают снимать – это фотографы-пейзажисты. Люди им всегда мешают снимать пейзажи и все портят. Хотя с другой стороны, я знаю много хороших людей, которые людей не любят. Но легко могут их полюбить выборочно при необходимости на два-три часа. А как же все-таки полюбить, если уж совсем не за что? Очень просто. В мультфильме про Поросенка Фунтика Вам все рассказали – у них могут быть хорошие дети, или усы.

А что Вы делаете, чтобы расположить модель на съемке?

Ваши ответы пишите в комментариях.

А о том, как снимать такие же фотографии, можно узнать здесь: «Алексей Никишин: Современный психологический портрет»


Фотограф Алексей Никишин:
alexeynikishin.ru
facebook.com/nikishin.photo
vk.com/alexeynikishin
instagram.com/alexeynikishin

Дата публикации: 09.02.2015
Комментировать
8834f78f 3d19 4afe bb99 7eedb4d46e1b square 100
Алексей Никишин

Современный фотограф, художник, куратор программы «Фотография для новых медиа». Известен своими проектами на стыке фотографии и современного искусства. Среди его героев: Ирина Горбачёва, Агния Кузнецова, Равшана Куркова, Сергей Безруков, группа СБПЧ, «брусникинцы» и многие другие музыканты, модели звезды шоу-бизнеса и деятели культуры. В профессиональной фотографии с 2005 года. За это время провел около 20-ти персональных выставок, среди которых интервенция в музей Щепкина «Невер Эндинг Фан» (2017), «Bonaqua» (Музеон, 2014), «Дом-2» (Винзавод, 2011), «В роли себя 1,2» (Винзавод, 2008). Его фото-книги «iPhonographique», «The Journals», «May 9», вошли в шотлисты Photography Book Award PHE16, Selected Books APhF:16, FELIFA 2016, Photobookshow 2016, SCAN Tarragona 2016, Photobook award and show Maribor 2016, а работы побеждали на международных конкурсах «International Color Award», «Trierenberg Super Circuit» и других. Сотрудничает с модными изданиями и дизайнерами, музеями и международными брендами.

Другие статьи рубрики

Показать больше статей

Вопросы эксперту

comments powered by Disqus