Вверх
761eda05 20f0 4e67 9749 f787a6e910f0

Портрет Ксении. Образ и разоблачение

Дата публикации: 25.09.2015

«Фотография фиксирует всю гамму чувств, записанных на лице человека: красоту земли и неба, унаследованную им, а так же все то добро и зло, которое он создал сам, фотография – основное средство, помогающее человеку понять человека».

Эдуард Стейхен

Портрет Ксении. Образ и разоблачение

Камера BRONICA GS-1, пленка 6х6

Объектив F-110mm

Смягчающий фильтр TIFFEN GOLD DIFFUSION FX 3

  Есть совсем неоспоримый факт: то, как мы выглядим со стороны и то, что мы о себе думаем, — это совершенно разные вещи. Чаще всего это становится очевидными благодаря фотографии. Мы все лицемеры, а фотография нас разоблачает. Только у фотографии есть возможность тонко и скрупулезно отслеживать и сопоставлять нюансы этого действительно неоспоримого факта.

Когда снимаюсь на заграничный паспорт, я делаю невинное лицо для того, чтобы произвести хорошее впечатление на пограничном контроле. А когда снимаюсь где-нибудь на свадьбе или вечеринке, показываю, какой я веселый. А когда меня снимают на производственном совещании, показываю какой я важный и умный. Каждый из нас живет массой внешних проявлений, которые и есть те самые пресловутые маски. Для съемки на паспорт один образ, на пикнике другой, снимаясь с ребенком он третий, а посади портретируемого на лошадь или поставь за штурвал парусника, образ тут же изменится! А костюм! Одень мужчину в форму офицера, а женщину в бальное платье, и этих людей, которые обычно ходят в шортах и кедах, не узнать. В их лицах появится такое значение, о котором они в себе и не подозревали никогда! В разных обстоятельствах у нас могут быть совершенно разные портреты. Мы многолики, и в этом есть радость и трудность для фотографа.

Еще один неоспоримый факт: не всякий человек до конца знает, кто он на самом деле. Не всякий человек до конца понимает, как он будет выглядеть в той или иной ситуации. Съемка портрета — это всегда странная, сложная и непредсказуемая по результату психологическая игра между моделью и тем, кто этот портрет создает. Самое интересное то, что один и тот же человек у разных фотографов может не только по-разному выглядеть внешне, но и выглядеть совершенно по-разному с точки зрения характера.

Сильный фотограф, который знает чего хочет, фотограф со своей авторской изобразительной концепцией, может создать совершенно неожидаемый имидж человека. Такой имидж, который кажется правильным только ему, иногда даже не очень интересуясь мнением портретируемого. История фотографии знает массу таких примеров.

Самое благодарное занятие — снимать людей, актеров! Тех самых актеров, которых полно в окружающей жизни и актеров-профессионалов. Они способны менять личины и образы каждую секунду, и съемка этого процесса может превратиться в настоящую азартную охоту.

Поймать состояние человека, когда он не играет, а максимально расслаблен, это только одна из задач портрета. А может быть и вообще не задача. Трудно поверить, что человек, который видит перед собой фотоаппарат, сможет максимально раскрепоститься и показать, кто он на самом деле есть. Он будет играть всегда, хочет он того или нет. Он будет доминировать в создании своего образа, если фотограф не навязывается и выполняет роль формального фиксатора. Естественно, мы говорим о постановочном, а не о репортажном портрете, где совершенно другие правила игры.

Постановочный портрет в студии — жанр серьезный с давно устоявшимися правилами. Съемка такого портрета и понятие «импровизация» на первый взгляд не очень сочетается. Но в данном случае во время фотосессии с Ксенией Радченко, был применен прием подготовленной импровизации. Поскольку практика показывает то, что самой интересной оказывается такая съемка, когда ты толком до конца не понимаешь, чем это мероприятие закончится! Это попытка дать себе возможность выйти за рамки привычного стандарта, уйти от рационального и прагматического, включить интуицию, создать атмосферу праздника и азарта. Это та ситуация, когда фотографу не формальная задача съемки, а задача внутреннего смысла создания портрета, может открыться только в процессе работы. Бывает и так. В этом случае главное — создать точные правила игры: персонаж, объект, костюм, реквизит, свет! Затем войти в ситуацию и раскачать ее до скорости летящего паровоза; настоящая съемка иногда похожа на странный, с постороннего взгляда, танец в несколько часов! Непрерывная игра масок и образов! Спонтанный поиск точки рисующего источника освещения и точки для камеры. Непрерывный поиск крупности, сопоставление лица и фона, контраста и эффекта света. Непрерывный поиск формата кадра, попытка на ходу найти необходимость вертикали или вписаться в горизонталь. И все время глаза в глаза, потому что это главнее всего остального. Это спектакль, в котором ты и твоя модель одновременно режиссер, актер и зритель. Роли меняются постоянно! А еще фотограф — охотник, который должен поймать ту важную долю секунды и нажать на спуск, не пропустить в многочасовом марафоне съемки одно единственное мгновение… Оно бывает только один раз, и это известно.

«Фотографировать – это значит задержать дыхание, когда все наши способности объединяются в погоне за ускользающей реальностью, и добытое таким образом, изображение доставляет огромную физическую и интеллектуальную радость»

Анри Картье-Брессон

Конкретная фотосессия с Ксенией Радченко была игрой вслепую, потому что я снимал совершенно незнакомого мне человека! В серьезной портретной фотографии так не делается! Но в таком подходе есть большой плюс — свежесть первого впечатления и возможность для легкости и импровизации на съемке. Мне нравится это состояние, и оно очень помогает, будь то портрет или пейзаж или событие! Это когда тебя ведет только интуиция, и ты нащупываешь дорогу в съемке, словно идешь ночью в лесу без фонарика. Чаще всего потом такие кадры оказываются лучшими. У актрисы, которая увидела меня первый раз в жизни, конечно, было недоверие в начале съемки и это возможно минус. Понадобилось некоторое время для того, чтобы мы оказались на одной волне. Но вот эти поиски, может быть и есть самый лучший материал для съемки.

В чем главный замысел и стремление этой работы, в чем тот самый неформальный, внутренний смысл создания серии фотопортретов Ксении, описать словами однозначно непросто. Главный ответ — это сами фотографии, которые можно смотреть, оценивать и трактовать, как кому хочется. В итоге я бы сравнил эту фотосессию с шахматной партией, потому что съемка была чистой интеллектуальной игрой, лишенной любой эротики! Для меня, как фотографа, самым интересным оказалось зафиксировать интеллект юной женщины, тщательно скрываемый за маской совершенно разных эмоций. И это потрясающий объект съемки. Для актрисы этот проект являлся демонстрационной съемкой имиджевого портфолио так, чтобы выразить себя так, как хочется и кажется правильным, показать себя в совершенно разных световых и стилевых обстоятельствах портрета. А что такое в данном случае стиль? Стиль портрета формирует несколько вещей: во-первых, сама актриса своей внешностью и актерской игрой, во-вторых, конечно, костюм, реквизит, фоны и еще эффекты света. По большому счету, наша съемка была не фотосессией, а киносъемкой на фотоаппарат, потому что в большинстве случаев все,  что получилось в кадре, скорей присуще пространству кинокадра, чем фотопавильону. И это получилось не случайно,  а в попытке создать микс из двух трудносочетаемых структур: фотографии и кино. Все портреты, сделанные на фотосессии спокойно могут существовать отдельно, но что еще важно, они выстраиваются в фотофильм, где современное и ретроспекции живут в одном пространстве.

Еще одной задачей проекта, и это обычно входит в программу съемки портфолио, явная попытка найти самый органичный и правильный для актрисы визуальный образ, то есть тот стиль, в котором она выглядит максимально выигрышно! Что имеется в виду: мы все знаем, что для Марлен Дитрих стиль «нуар» оказался единственными и самым правильным. Что оказалось самым органичным для актрисы в нашем случае — большой вопрос, потому что, по моему мнению, это мистический свет, а по мнению Ксении — «нуар»! Кому-то показалось, что самый удачный это образ в стиле открытки начала прошлого столетия. Это означает, что Ксения — яркий представитель той самой «многоликости», о которой был разговор в самом начале.

За пять часов съемки мы получили семь световых визуальных имиджей, семь портретов в разных исторических стилях, больше сотни самых разных рабочих фотографий, огромное количество фотографий бэкстейджа, сняли фильм «Стиль освещения в женском портрете», который можно посмотреть на You Tube, провели мастер-класс и еще потом вебинар по итогам съемки.

Камера Bronica GS-1, пленка 6х6, S-400ед, объектив F-110mm. 

Смягчающий фильтр «одуванчик»

Камера Bronica GS-1, пленка 6х6, S-400ед, объектив F-110mm.

Смягчающий фильтр «одуванчик»

Canon EOS 6D УСТАНОВКИ: ISO 800, F0, 1/40 с

Первый портрет — это неформальная попытка сделать образ очень распространенный на массовых портретах начала ХХ  столетия и в кинематографе времен Мэри Пикфорд. Сентиментальность, романтизм, красивость. В таких портретах любили использовать мягкорисующие объективы, размывать передний план и фоны фокусом. На объективы ставились сетки и фильтры.

И еще очень мягкий свет. И этот мягкий пластичный свет от окна, свет «стеклянной» студии,  достаточно успешно удалось имитировать при помощи рисующего прибора PANAURA -5 DLH 400STD, мощностью 400вт белого света, и двух приборов DLED 4. Также были использованы отражатели и проектор для создания изображения на фоне.  

Камера BRONICA GS-1, пленка 6х6

Объектив F-110mm

Смягчающий фильтр TIFFEN GOLD DIFFUSION FX 3

Камера BRONICA GS-1, пленка 6х6

Объектив F-110mm

Смягчающий фильтр TIFFEN GOLD DIFFUSION FX 3

Следующий шаг — это портрет в стиле «нуар». Для портретов этого стиля характерен жесткий свет с глубокими почти черными тенями, низкий экспонометрический ключ, то есть ощущение ночное. И почти монохром. Правильно было бы вообще черно-белое изображение. Так снимали Марлен Дитрих. В этой стилистике мягкий свет не использовался вообще, только прожекторы. В нашем случае были применены светодиодные линзовые приборы белого света Dedolight, жестко и в открытую, как этого требует жанр. Самый мощный из этих приборов DLED 12 - 22Вт работал на фон. Кроме этого было еще три прибора: DLED 9 мощностью 90Вт направленно работал как контровой. Рисунок для лица: DLED 4-40Вт и еще один такой же прибор — контровой на волосы справа. Для того,  чтобы смягчить световой контраст и добиться эффекта сияющего освещения, был использован смягчающий фильтр TIFFEN COLD DIFFUSION FX 3 на объективе камеры. Для того, чтобы добавить глубины пространства, на фонах использовался павильонный дым.

Камера Bronica GS-1, пленка 6х6, S-400ед, объектив F-110mm

Камера Bronica GS-1, пленка 6х6, S-400ед, объектив F-110mm

Эта фотография — пример съемки от одного источника освещения. Его можно назвать «свет от окна» и он, видимо, самый популярный и активно используемый эффект света не только в фотопортрете, но и во всей мировой портретной живописи. Меняются только фоны и аксессуары. Но эффект мягкорисующего света от окна слева — это классика.

Такой стиль света был особенно актуален в фотографии 70-х -80х годов прошлого столетия. Ярким представителем такого пристрастия является фотограф Ричард Аведон. Только он предпочитал снимать в студии со стеклянным потолком, а мы использовали лампу белого света 5600 – 400ват с PANAURA -5

Canon EOS 6D УСТАНОВКИ: ISO 1600, F0, 1/160 с

В терминологии кинооператорского освещения есть термин «прецизионный свет» (освещение объекта пятнами и точками), который и был применен в этом портрете. Это эффект современной стилистики освещения. Его активно используют во всех жанрах кино и фотографии, в частности итальянский фотограф Паоло Роверси. Использовался один прожектор DLED9 через декоративную решетку или, как иногда говорят, через кукис. И еще отражение от ладоней актрисы.

Портрет сделанный одним маленьким прожектором, но были еще варианты, когда добавлялось световое заполнение для теней, прибором через отражатель со стороны камеры.

Мистический свет.

Мистический свет.

Canon EOS 6D / (0) УСТАНОВКИ: ISO 1600, F0, 1/250 с

Два прибора: мягкий источник света резко сверху — лайтпанель Felloni в режиме цветовой температуры 3200 и контровой источник света DLED 4 в режиме 5600, для того, чтобы создать холодный контурный рисунок на лице актрисы и слегка подсветить капли воды на стекле.

Canon EOS 6D УСТАНОВКИ: ISO 800, F0, 1/125 с

Неоновый свет — портрет в стиле современной реальности. Или еще можно назвать как портрет в современной киноэстетике. Важной составляющей этого стиля является активное использование цвета.

Для съемки этого портрета использовались два профессиональных прибора: лайтпанель Ftlloni слева для создания портретного рисунка на лице и прибор DLED9 мощностью 90вт для cоздания трафаретного рисунка на колонне. А так же были использованы три цветные, неоновые бытовые лампочки и павильонный дым, для создания атмосферы клубной, неоновой ночи.

Все портреты Ксении Радченко были сделаны в рамках регулярно проводимого мастер-класса «Стиль освещения в женском портрете». Программа и все подробности на сайте www.nosovsky.ru, www.mitta.ru или на Facebook в открытой группе «Практическая теория света»

© Александр Носовский

Москва. сентябрь 2015г

Дата публикации: 25.09.2015
Комментировать
27d28f4c 5589 4ded b368 65fc9e2372e6 square 100
Александр Носовский

Александр Носовский — кинооператор, фотограф, автор и преподаватель курса «Практическая теория света», член Союза Кинематографистов России, член европейской ассоциации кинооператоров IMAGO

Александр Носовский родился в 1961г. в маленьком селе Софиевка. После восьмилетки учился в мореходке, работал на флоте. В 1985 году поступил на кинооператорский факультет ВГИКа (мастерская В.Д. Нахбцева) Закончил институт с красным дипломом в 1990 году.
С 1990 по 2015г снял 30 художественных фильмов ( «20 лет спустя», «Вино из одуванчиков», «Кто если не мы», «Атлантида», «Слова и музыка», «Время собирать камни», Первая фотография была сделана зимой 1974 года камерой Смена-8М и дальше фотоаппарат всегда с собой. Дальше — занятие авторской фотографией параллельно с работой в профессиональном кино. Фотография становится территорией абсолютной творческой свободы в отличие от коллективного творчества кинематографа.
Любимый вид фотосъемки — жизнь старых вещей, старых городов и конечно море! А еще люди и события. Получается, все жанры любимы. Потому что не снимать нельзя. Выходить из дома без фотоаппарата нельзя. Мало просто смотреть и видеть. Хочется вычленить в пространстве, гармонию, красоту, непереводимый в слова смысл окружающего мира, редкие, ускользающие образы стремительно проносящейся жизни и еще невозможную и необъяснимую неуловимость времени.
Любое событие чем-то похоже на облако. Как облако в небе, уносимое ветром, оно постепенно и неумолимо растворяется в туманном пространстве памяти. Любое событие живет до тех пор, пока его кто-нибудь, как-нибудь помнит. Только память дает жизнь состоявшемуся. Фотография — лучший способ для сохранения памяти о событии. До появления фотографии события вели себя как облака. Они просто рассеивались во времени.

nosovsky.ru

mitta.ru
 

Другие статьи рубрики

Показать больше статей

Вопросы эксперту