Вверх
E142d0a8 d81d 419e 8049 1143dfa88515

Вооружённый глаз: как фотографировать ночные пейзажи

Дата публикации: 01.12.2017
Вооружённый глаз: как фотографировать ночные пейзажи NIKON D7100 УСТАНОВКИ: ISO 400, F5, 1805 с, 34.0 мм экв.

Одна из самых впечатляющих возможностей, которую нам дало развитие цифровой фотографии — это ночная съёмка. Фантастические пейзажи, залитые лунным и звёздным светом, с Млечным путём или размытыми треками звёзд — ночная фотосъёмка делает лишь первые шаги, но результаты уже весьма впечатляют.

Чёткий снимок звёздного неба было практически невозможно получить в эпоху плёночной фотографии, поскольку почти не существовало плёнок с ISO выше 3200. Поэтому классическим приёмом была съёмка с очень длинной выдержкой, до нескольких часов. В это время Земля вращалась вокруг своей оси и звёзды передвигались по небу, оставляя на плёнке белые полосы — треки.

NIKON D7100 УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1804 с, 39.0 мм экв.

Приёмы съёмки

Современные фотокамеры способны снимать с невероятно высокой светочувствительностью. Например, камеры Nikon имеют возможности светочувствительности до 320 000 единиц. Даже камеры любительского уровня могут снимать ночные пейзажи впечатляющего качества. Для этого необходим устойчивый штатив, внешний пульт управления и запас терпения. Ночная фотосъёмка — процесс достаточно неспешный, ведь выдержка редко бывает короче 30 секунд.

Например, эта фотография на озере Аккем, с видом на Белуху, высшую точку Сибири, была сделана с выдержкой 30 секунд. Это — автопортрет. Я поставил камеру на таймер с задержкой 20 секунд, занял своё место в кадре и старался не двигаться, даже не дышал. Это оказалось непросто. Минимальное движение — и лицо получалось смазанным. Мне потребовалось десять попыток, чтобы добиться отличной резкости на лице в кадре.

NIKON D7100 УСТАНОВКИ: ISO 400, F5.6, 30 с, 34.0 мм экв.

Обратите внимание на яркий лунный свет на предыдущем снимке. Луна — это важнейший источник света для ночной фотографии. С одной стороны, она отлично освещает детали на земле, например, горы на предыдущем изображении. При светочувствительности ISO 400 выдержки 30 секунд достаточно, чтобы запечатлеть детали ландшафта и мой силуэт. С другой стороны, Луна является настолько ярким объектом, что свет звёзд очень сильно тускнеет, особенно в полнолуние.

Кстати, яркий объект — это именно то, что вам потребуется для автофокуса. Тёмной ночью камере не на чем фокусироваться, ведь для этого требуется контрастный яркий объект. Поэтому два самых надёжных варианта — фокусироваться по Луне, а безлунной ночью — по далёкому фонарю или фарам. Если же ничего подобного вокруг не видно, используйте фонарик — попросите напарника отойти на расстояние не меньше 30–50 метров и сфокусируйтесь по фонарику. Обязательно отключите автофокус после этого — иначе фокусировка сразу же собьётся.

Следующий снимок сделан до восхода Луны. Выдержка — по-прежнему 30 секунд. Тем не менее сразу заметно, насколько темнее детали окружающего ландшафта, даже несмотря на то, что светочувствительность ISO 3200. При этом звёздное небо намного ярче. За облаками отлично виден Млечный путь, который в полнолуние запечатлеть невозможно. Я сначала подсветил палатку мощным фонариком, навёл резкость с помощью автофокуса, а затем отключил автофокусировку.

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 30 с, 18.0 мм экв.

При съёмке звёздного неба есть еще один важный нюанс: звёзды находятся в постоянном движении или, точнее, Земля вращается и звёзды постоянно смещаются относительно их позиции перед началом съёмки. В качестве примера давайте рассмотрим следующий снимок: звёздное небо «вращается» вокруг Полярной звезды. Выдержка снимка — 13 минут, ISO 100. Земля залита ярким лунным светом.

NIKON D7100 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 764 с, 18.0 мм экв.

Техника и настройки

Чтобы запечатлеть звёздное небо без движения, нужно обратить внимание на фокусное расстояние, ведь чем сильнее увеличение объектива, тем заметнее будет движение звёзд на снимке. Если вы хотите, чтобы звёзды на вашем снимке были неподвижны, используйте правило 500. Разделив 500 на фокусное расстояние объектива, вы получите максимальную выдержку, при которой звёзды по-прежнему будут выглядеть точками на снимке. Если вы фотографируете на DX-камеру с неполноразмерной матрицей, не забудьте умножить фокусное расстояние на 1,5.

Давайте рассмотрим это правило на примере. На следующем снимке для меня оказалось очень важно, чтобы звёзды не смещались в кадре, так как в центральной части неба можно было видеть галактику Андромеды. Фокусное расстояние я установил минимально возможным — 12 миллиметров. Камера — Nikon D7100 с матрицей DX-формата. Получаем 500/(12*1.5) = 27,5 секунд. Я сделал снимок с выдержкой 30 секунд, что было лишь немного больше рекомендуемого, и получил хорошее изображение Млечного пути и галактики Андромеды на камеру с DX-матрицей при светочувствительности 6400.

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 6400, F4, 30 с, 18.0 мм экв.

Но даже с современными камерами треугольник экспозиции по-прежнему актуален. Чем выше ISO, тем короче может быть выдержка, но и шумы намного выше. Поэтому на любительские камеры я предпочитаю снимать с очень длинной выдержкой и минимально низкой светочувствительностью.

Например, этот снимок сделан со светочувствительностью ISO 100 и выдержкой 30 минут. Для такой длинной выдержки я использовал внешний пульт управления. Установите выдержку на камере в режим bulb, нажмите кнопку спуска на пульте и заблокируйте её.

NIKON D7100 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1804 с, 42.0 мм экв.

Источником света ночью могут быть не только Луна и звёзды, но и объекты на земле. Например, автомобили, едущие по горному перевалу. Для этого снимка мне потребовалось недюжинное терпение — не так много машин проезжают по крутой горной дороге ночью. Особенно обидно, когда кадр при этом получался неудачным, например, был недостаточно резким фокус. Но после нескольких ночей ожидания мне повезло — я сделал кадр с двумя машинами, едущими навстречу друг другу, благодаря чему горный перевал превратился в огненную реку на тёмном склоне.

NIKON D7100 УСТАНОВКИ: ISO 250, F4, 1804 с, 18.0 мм экв.

Ночные съёмки — это великолепная возможность получать уникальные снимки без фотошопа. Вы можете снимать в городе и на природе, использовать естественный и искусственный свет — творческие возможности просто безграничны. Вооружившись камерой, вы откроете мир созвездий и галактик, увидите собственное свечение атмосферы и центр галактики Млечный путь. А главное, сделаете фантастические снимки — возможность, о которой раньше и не догадывались.

Дата публикации: 01.12.2017
Комментировать
F82b8160 1358 4039 921d f8fdb7adbdd1 square 100
Александр Пермяков

Александр Пермяков — руководитель Travel Photography Club, специалист по приключенческому туризму и организатор путешествий для фотографов по самым красивым местам планеты. Путешествует с фотоаппаратом с раннего детства и на сегодняшний день посетил огромное количество труднодоступных регионов мира. Пересёк Монголию и Тибет, поднимался с папуасами в горы Новой Гвинеи, много раз был в Африке, Латинской Америке, Новой Зеландии и Океании; совершил кругосветное путешествие.

Автор курсов Fotoshkola.net

Серия статей

Развернуть весь список

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus