Выдержка и диафрагма при съёмке макро

Опубликовано: 19 февраля 2009, в 16:06

Текст: Максим и Оксана Лякишевы

Обсуждение: 19 комментариев

© Максим и Оксана Лякишевы

Объектом макросъемки может быть любой предмет окружающего мира — от снежинки до кончика шариковой ручки. Ничто не может сравниться с возможностью проникнуть в близкий, но совершенно чуждый мир насекомых, рассмотреть их в естественной среде обитания, запечатлеть забавные и драматичные моменты их короткой, но богатой событиями жизни. Отчасти поэтому, отчасти благодаря разнообразию технических решений съемка насекомых на данный момент приобрела наибольшую популярность среди любителей макро.

Традиционно под макрофотографией понимают вид съемки, при котором фотографируемый объект проецируется на светочувствительный элемент (сегодня практически всегда это матрица цифрового фотоаппарата) в натуральную величину, то есть пятимиллиметровый муравей будет отображен на матрице также в размере 5 мм, а мы говорим о масштабе 1:1 или больше (2:1, 4:1 и т. д.).

Макрооптика

Подобные масштабы — смысл и основная задача макрофотографии — могут достигаться несколькими способами: специальными насадками на объективы (макрокольца), макромехами, объективами-перевертышами, а также специализированной оптикой — последнее является далеко не самым дешевым, но наиболее распространенным вариантом.

Макрообъективы подразделяются на нормальные, с фокусным расстоянием 50–60 мм, и длиннофокусные, фокусное расстояние которых начинается от 100 мм. От обычных неспециализированных объективов макрообъектив отличается в первую очередь возможностью проецировать крошечные объекты на матрицу камеры в их натуральную величину и фокусироваться на минимальной дистанции при больших фокусных расстояниях. Помимо этого благодаря особому расположению линз в макрообъективах максимально снижены цветовые и оптические аберрации (искажения), а также есть еще ряд особенностей.

ГРИП, диафрагма и выдержка

© Максим и Оксана Лякишевы
z

Технически любой объектив устроен так, что чем больше масштаб, тем меньше глубина резкости — она же глубина резко изображаемого пространства (ГРИП). Принимая во внимание определенные сложности с фокусировкой при макросъемке — объект не только мал, но зачастую еще и подвижен, — проблема глубины резкости при работе с макро встает особенно остро, ведь здесь критически важно настроить фокус именно на смысловой центр будущей фотографии.

Здесь мы подходим к самой сути. Глубина резкости формируется двумя составляющими — фокусным расстоянием объектива и значениями экспопары. В случае макросъемки фокусное расстояние во время съемки практически не меняется — нередко даже наводка на резкость осуществляется движениями самого объектива. Поэтому в дальнейшем мы этот параметр рассматривать не будем, оперируя только значениями двух параметров — выдержки и диафрагмы, которые определяют экспозицию кадра.

Для начала следует сказать, что размер диафрагмы обратно пропорционален диафрагменному числу — чем меньше сама диафрагма, тем больше диафрагменное число: f/8, f/16, f/32. Главное, что следует запомнить: чем меньше диафрагма (и, следовательно, больше диафрагменное число), тем больше ГРИП, то есть тем большее пространство позади и перед снимаемым объектом остается резким. Но за все нужно платить — закрывая диафрагму, дабы получить большую глубину резкости, мы увеличиваем время, необходимое для экспонирования кадра, поскольку света на светочувствительный элемент через небольшое отверстие сжатой диафрагмы попадает очень мало.

Большие выдержки могут привести к смазанности кадра из-за движения снимаемого объекта или камеры в руках фотографа — так называемой «шевелёнке». В этом случае на помощь приходит штатив, который идеально подходит при съемке статичных объектов. В качестве альтернативы штативу можно использовать выносную вспышку — это позволит зафиксировать значение выдержки искусственно (при режиме приоритета диафрагмы).

Чем больше раскрыта диафрагма, тем больше света воздействует на светочувствительный элемент — и тем меньшее значение выдержки предлагает автоматика фотокамеры. Но и ГРИП в этом случае тоже уменьшается, что, правда, в определенных ситуациях может даже сыграть на руку фотографу.

Художественная работа с кадром

© Максим и Оксана Лякишевы
© Максим и Оксана Лякишевы
z

Разговаривая о выборе выдержки и диафрагмы в макросъемке нельзя не отметить тот факт, что работа с глубиной резкости (которая при заданном фокусном расстоянии напрямую зависит от диафрагменного числа) является достаточно сильным по степени выразительности художественным приемом. Таким образом можно отделить объект съемки от фона, который, находясь в отдалении, приобретет приятное размытие. А можно создать живописный эффект объекта, который, подобно акварели, будет постепенно сливаться с задним планом.

Вывод очевиден: режим приоритета диафрагмы наиболее оптимален для работы макрофотографа — именно через этот параметр реализуется художественный замысел. Трудно дать четкие рекомендации относительно правильного выбора диафрагмы. Во многом это зависит от художественных задач, целей фотографа, особенностей композиции. Однако можно сказать, что для реалистичного отображения насекомых в естественных условиях рабочие диафрагмы будут лежать в пределах от f/8 до f/16. Правда, нет правил и без исключений. Достаточно интересные и неожиданные результаты может принести и выбор меньшей диафрагмы.

Если говорить о практической стороне вопроса, то при съемке насекомых при больших значениях диафрагменного числа — f/8, f/11, f/13 и т. д. — ГРИП будет больше и в кадре будет различимо больше деталей. С другой же стороны, интересный эффект может дать работа с открытой диафрагмой при съемке цветов и растений: малая глубина резкости позволяет создать мягкий рисунок, плавную перемену красок, художественно выделить смысловой и композиционный центры.

Считается, что человек способен снять с рук резкий кадр на выдержке, обратно пропорциональной фокусному расстоянию объектива. То есть для макрообъектива 100 мм выдержка должна быть меньше 1/100 секунды. Выбирая диафрагму, соответствующую вашему художественному замыслу, не упускайте из внимания значения выдержки, выводимое на экран фотоаппарата. Если выдержка слишком длинная, кадры получатся смазанными.

Дополнительный свет

© Максим и Оксана Лякишевы
© Максим и Оксана Лякишевы
z

Работа в естественном освещении в макрофотографии имеет много сторонников. И их можно понять: свет ложится ровно, краски естественны, нет резких теней, отсутствуют непривлекательные блики. Однако естественного освещения не всегда достаточно для правильного экспонирования кадра, особенно если фотограф работает на закрытой диафрагме с увеличенными выдержками. В таком случае очевидно использование вспышки. С одной стороны вспышка, дополненная рассеивателем, а еще лучше — комбинации из нескольких источников света позволяют создавать световой рисунок, не уступающий естественному освещению. В то же время, к сожалению, такие системы не слишком мобильны и не очень-то удобны при использовании в «полевых работах».

Следует помнить, используя вспышку, что в полуавтоматическом режиме приоритета диафрагмы значение выдержки будет постоянным. Это дает свободу выбора сюжета и позволяет делать резкие кадры, даже если объект подвижен: при заранее выставленной диафрагме вспышка автоматически рассчитает количество света, необходимое для подсветки объекта. Но не стоит забывать, что вспышка рассчитывает количество света, необходимое для освещения только самого объекта съемки; фон же, отстоящий от объекта даже на 10–20 см, в итоге окажется на снимке черным. Именно поэтому хорошо бы располагать еще одним источником света для фона.

Знание законов экспонометрии крайне важно для качественной макрофотографии. Мало получить эти знания в теории, их постоянно необходимо закреплять и отрабатывать на практике. Это длительный процесс, который потребует немалого терпения. Однако труды будут вознаграждены — да и что может сравниться с восторгом и изумлением, когда на тебя сквозь объектив практически осмысленным взглядом огромных фасеточных глаз смотрит страшный и совершенный монстр, которого раньше ты называл просто стрекозой?..

© Максим и Оксана Лякишевы
z
Обсуждение
Всего комментариев: 19
Для того, чтобы оставлять комментарии, вам необходимо пройти регистрацию. Регистрация простая и занимает всего минуту, а пригодится вам ещё не раз. Продолжить

  • 19242-avatar
    Damned / фотограф
    написано 19 февраля 2009, в 19:09
    26 реплик
    1

    Спасибо. Статья интересная. Толко бы хотелось чтобы под каждым снимком были подписаны настройки, при которых они были сделаны и аппаратура, которая была использована, все-таки хочется знать за ранее на что следует расчитывать при съемке.

    Оценить:
    -1
    1

    • Userpic-avatar
      pilot34 / фотограф
      написано 19 февраля 2009, в 20:09
      13 реплик
      2

      Согласен! Это было бы отличным дополнением.

      Оценить:
      -1
      1

      • Userpic-avatar
        Максим Лякишев / фотограф
        написано 06 марта 2009, в 23:20
        4 реплики
        1

        смотрите ответ на первый коммент :))

        Оценить:
        -1
        1

    • Userpic-avatar
      Максим Лякишев / фотограф
      написано 06 марта 2009, в 23:18
      4 реплики
      2

      да, с этой инфой будет лучше.
      снималось всё на кенон 5D или 400D, объектив в большинсве случаев 100 mm f/2,8 canon или sigma 150 mm f/2,8.
      что касается технических данных.
      1 фото. f/11 выдержка 1/200 (съёмка со вспышкой с рассеивателем). ISO 320
      2 фото. f/3,5 выдердка 1/125, ISO 400
      3 фото. f/2,8 выдержка 1/200 (вспышка) ISO 100
      4 фото f/8 выдержка 1/200 (вспышка) ISO 100
      5 фото F/8 выдержка 1/400 ISO 100
      6 фото F/8 выдержка 1/200 (вспышка) ISO 125
      7 фото F/8 выдержка 1/200 вспышка ISo 200
      вот как-то так..

      Оценить:
      -1
      1

      • Userpic-avatar
        Самвел / фотограф
        написано 19 апреля 2012, в 13:45
        4 реплики
        0

        Здравствуйте Максим,мне очень понравилось ваши технические данные по макро съемки. А у меня такая проблема, купил я фотоаппарат Nikon D5000,но я не могу настроить его.. фото получаются не качественные.Тем более пригласили меня по фотографировать в детский сад утренник, помогите кто нибудь вышлите какие должны быть настройки режимов съемки (на улице и в помещения и фото на портрет). Хочу добавить- приобрел я к фотоаппарату фотовспышку "YongNuo YN-467".
        Ответьте мне пожалуйста можно на эл.адрес samvel_ivdel@mail.ru или найдите меня по скайпу samvel_ivdel

        Спасибо вам заранее.

        Оценить:
        -1
        1

    • Userpic-avatar
      ramil / фотограф
      написано 13 января 2011, в 16:49
      9 реплик
      0

      Браузером опера можно смотреть параметры съемки и не только, для этого открываете оригинал изображения и вызываете пункт меню "Image properties" ("Свойства изображения" или как-то так).
      Для данного сайта это работает чуть-чуть иначе: сначала открываете картинку на новой вкладке, а затем выполняете вышесказанное. В данной статье и некоторых других (но не во всех) информация к изображениям присутствует.

      Оценить:
      -1
      1

  • Userpic-avatar
    Manches(Egor) / фотограф
    написано 20 февраля 2009, в 02:24
    3 реплики
    0

    Отличная статья.Много полезного.Спасибо!!

    Оценить:
    -1
    1

    • Userpic-avatar
      Антон / фотограф
      написано 23 февраля 2009, в 01:16
      1 реплика
      0

      Прива.
      Я согласен с первым каментом, не плохо бы узнать настройки апарата
      т.к. я не отрицаю начинающий фотограф. А указанные настройки моглибы дать возможность больше понять принцип техники фотографирования.

      Оценить:
      -1
      1

      • Userpic-avatar
        Максим Лякишев / фотограф
        написано 06 марта 2009, в 23:21
        4 реплики
        0

        смотрите ответ на первый коммент :))

        Оценить:
        -1
        1

  • 20264-avatar
    Антон Нечаюк / фотограф
    написано 01 марта 2009, в 18:08
    166 реплик
    0

    Как в режиме приоритета диафрагмы выдержка может быть постоянной????*у меня, по крайней мере, она изменяется в зависимости от экспозиции. а стабильной выдержки можно добиться только в полностью ручном режиме (со стабильной диафрагмой, конечно)

    Оценить:
    -1
    1

    • Userpic-avatar
      Максим Лякишев / фотограф
      написано 06 марта 2009, в 23:06
      4 реплики
      0

      при включённой вспышке на приоритете диафрагмы выдержка постоянная.. на кеноне 1/200.. на никоне 1/250..

      Оценить:
      -1
      1

  • Userpic-avatar
    Сергей / фотограф
    написано 12 марта 2009, в 22:13
    892 реплики
    0

    Хорошие обе статьи про макро.
    А могу ли я просто попросить откомментировать нечто, хотя бы в нескольких словах?
    http://fotovideoforum.ru/new/index.php?showtopic=1777&st=0&p=10552&#entry10552
    На этой ссылке мой материал - как я делаю (ещё продолжаю, не закончил) осветитель для макросъемок.
    С уважением,
    Сергей

    Оценить:
    -1
    1

    • 65755-avatar
      Андрей Манкевич / фотограф
      написано 04 сентября 2009, в 18:05
      5 реплик
      0

      а не отсюда ли (http://macroclub.ru/hard/homemade/ring2_de) идея?
      Я тоже себе такой в свое время делал... Но разница в освещении у вспышки и осветителя слишком разительна - я предпочел вспышку...
      Макрофото можно увидеть здесь http://amankevich.livejournal.com/

      Оценить:
      -1
      1

  • Userpic-avatar
    Катюша / фотограф
    написано 17 марта 2009, в 13:05
    44 реплики
    0

    обожаю макро, жаль мой фотоаппарат не позволяет делать такие потрясающие снимки:)

    Оценить:
    -1
    1

  • Userpic-avatar
    misha / фотограф
    написано 09 мая 2009, в 15:49
    5 реплик
    0

    здравствуйте кто знает сайты по изучению законов экспонометрии
    подскажите пожалуйста

    Оценить:
    -1
    1

  • Userpic-avatar
    Ленярка / фотограф
    написано 13 марта 2010, в 19:48
    2 реплики
    0

    А ISO в зависимости от чего менять?

    Оценить:
    -1
    1

  • Userpic-avatar
    Сергей / фотограф
    написано 13 марта 2010, в 19:57
    892 реплики
    0

    ISO увеличивают - В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ! Если при нормальном ISO 100-200-400 камера требует слишкдлинной выдержки - или не хватает светосилы объектива, только тогда придется увеличить ISO. И надо про ISO не забывать, и опускать при любом удобном случае на минимально допустимую цифру.

    Оценить:
    -1
    1

  • Userpic-avatar
    Иван / фотограф
    написано 01 марта 2011, в 17:56
    1 реплика
    0

    за статью большое спасибо, только начинаю вникать во все это, раньше фотика не было... Я думаю только путем собственный проб и ошибок, причем длительных можно добиться успеха, настройки которые представил автор нне помогут вам))мое мнение

    Оценить:
    -1
    1

  • Userpic-avatar
    Евгений / фотограф
    написано 17 марта 2012, в 23:43
    1 реплика
    0

    подскажите кто нибудь,вот у меня кено550D зеркалка,переключаю на макро а там уже стоит авто,можно ли поставить в ручную,или зависит от объяктива?

    Оценить:
    -1
    1
Для того, чтобы оставлять комментарии, вам необходимо пройти регистрацию. Регистрация простая и занимает всего минуту, а пригодится вам ещё не раз. Продолжить

Новости

добавилось: 1, всего: 877

  • Image-news 10.05.2012 Обнаженная натура в истории зарубежной фотографии / События
    В рамках выставки "Особый взгляд" Грега Гормана Центр фотографии устраивает небольшой цикл лекций "Человек в кадре". Цикл будет посвящен жанрам портрета и ню в мировой и отечественной фотографии. 12 мая в 18:00 Ирина Толкачева прочитает вторую лекцию - "Обнаженная натура в истории зарубежной фотографии.
  • Image-news 02.05.2012 Цикл лекций "Человек в кадре" / События
    В рамках выставки "Особый взгляд" Грега Гормана Центр фотографии им. братьев Люмьер устраивает небольшой цикл лекций "Человек в кадре". Цикл будет посвящен жанрам портрета и ню в мировой и отечественной фотографии. Первой лекцией цикла станет "Портрет в истории зарубежной фотографии" Ирины Толкачевой. Она состоится 5 мая.
  • Image-news 23.04.2012 Премия «Лучший фотограф 2011»: народное голосование / События
    Мы рады сообщить вам о том, что 15 мая в центре Digital October состоится официальная церемония награждения победителей, а с 17 мая в Центре фотографии им. братьев Люмьер пройдёт итоговая выставка работ, победивших в премии «Лучший фотограф 2011». Сейчас, пока международное жюри во главе с Дэвидом Кларком работает над выбором лучших фотографий 2011 года, вам предоставляется уникальная возможность также почувствовать себя членом жюри премии. Выберите лучшие по вашему мнению работы!
  • Image-news 20.04.2012 Мастер-класс в режиме онлайн "Все о формате RAW" / События
    Все вокруг только и делают, что говорят о преимуществах формата RAW! А что делать, если вы о нем совсем ничего не знаете? Или знаете слишком мало? Все о тонкостях и обработке RAW-файлов расскажет преподаватель Fotoshkola.net, автор книг по Adobe Lightroom Владимир Котов на мастер-классе в режиме онлайн "Все о формате RAW" в эту субботу 21 апреля! Стоимость участия 740 рублей.

Статьи

добавилось: 5, всего: 213

Image-preview
Выбор штатива  /  Устройство фототехники

Штатив позволяет устойчиво закрепить камеру в положении, не всегда достижимом при съемке с рук.

Image-preview
Журнальный фотоколлаж  /  Теория

Художественный фотомонтаж – это моделирование собственного мира, обычно прикрепленное философским подтекстом.

Image-preview
Этикетка по заказу: статья из журнала «Фотомастерская»  /  Обработка фотографий

В этом уроке мы разберемся, как создать симпатичное приглашение или этикетку для шампанского — методика очень похожа и по сути не отличается от той работы, с которой каждый день сталкиваются графические дизайнеры.