Вверх
  • Динамический диапазон. Часть 2
  • Снимаем портреты на природе
  • Охота за светом. Часть 1. Фотографируем в режимное время
  • Охота за светом. Часть 2. Фотографируем днём
  • Контрастный и фазовый автофокус
  • Какой объектив подойдет к вашей зеркальной фотокамере Nikon? Совместимость объективов
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Охота за светом. Часть 2. Фотографируем днём

Обсудить

В предыдущей части урока мы изучили режимное время — вечернее и утреннее освещение. Мы выяснили, что в большинстве случаев оно наиболее выгодно для съёмки. Однако что же делать фотографу в остальные часы? Скучать ему не придётся: хороший свет можно найти не только утром или вечером, но и днём.

В этой статье мы рассмотрим различные условия освещения, которые вы можете встретить в дневное время. Какие из них наиболее выгодны для съёмки? Давайте узнаем!

Охота за светом. Часть 2. Фотографируем днём

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Сразу определимся с понятиями. День у фотографа наступает приблизительно спустя два-три часа после рассвета — в этот момент Солнце уже достаточно высоко над горизонтом. Заканчивается день, соответственно, за 2–3 часа до заката.

Дневное освещение в ясную погоду

Ясной погодой мы называем такую, при которой солнечный диск не закрыт облаками.

Охота за светом. Часть 2. Фотографируем днём

Днём в солнечную погоду свет проходит через атмосферу Земли минимальное расстояние, а значит, хуже рассеивается, чем вечером или утром. Жёсткий, не рассеянный свет чреват присутствием в кадре очень тёмных теней и ярких бликов, которые будет трудно сочетать на одном фото. К тому же, если свет падает сверху, он не подчёркивает объём предметов на снимке.

Поскольку Солнце находится высоко над горизонтом, свет падает на предметы сверху. Такое освещение привычно человеческому глазу. Поэтому наше восприятие часто не замечает тёмных, контрастных теней, отбрасываемых предметами в ясный день. То же касается и ярких бликов, играющих на предметах. Зато на фото эти тени и блики будут достаточно заметны. Грубые тени пятнами могут лечь на лица людей. Такое освещение плохо подчёркивает объём и фактуру предметов. Поэтому дневной свет в ясную погоду — пожалуй, худшее освещение для фотосъёмки, в особенности для съёмки портретов.

Жёсткий, «плоский» свет, тёмные контрастные тени — со всем этим вам придётся иметь дело, фотографируя днём в солнечную погоду. Минус солнечной погоды при съёмке портрета — ваша модель будет щуриться от солнца. С этим фактом придётся постоянно считаться, выбирая ракурсы, комфортные для неё. Минус яркого солнечного освещения, касающийся техники — при нём изображение на дисплее камеры становится малоразличимым, блёклым. Особенно от этого будут страдать обладатели фотокамер без видоискателей (компактов, некоторых беззеркалок), где визировать изображение можно лишь по дисплею: им придётся снимать почти вслепую. В выгодном положении будут владельцы фотокамер с видоискателями, в которых в любую погоду видно яркое и чёткое изображение.

Плюс дневного освещения в ясную погоду — его интенсивность. При столь ярком свете вряд ли удастся получить на снимках «шевелёнку», да и ISO завышать не потребуется — фотографии днём получаются хорошего технического качества (резкие, без цифрового шума) даже у новичков. Тогда как для эффективной съёмки вечером или утром порой нужно разбираться в параметрах съёмки.

Как же фотографировать в солнечный день? Дадим несколько советов.

  • Фотографируйте отдалённые от вас объекты. На них меньше будут заметны жёсткие тени и яркие блики. При этом вряд ли удастся получить на снимке такой же объём, как в случае съёмки в режимное время.
Охота за светом. Часть 2. Фотографируем днём

Nikon D810 / Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor

  • Снимайте в тени. Если вы хотите сфотографировать портрет в солнечный полдень, но на лице модели постоянно появляются то некрасивые тени, то блики, уведите её с солнца. Попробуйте снимать в тени деревьев, домов. Кстати, в тени модели не придётся щуриться, что значительно облегчит съёмку.
Охота за светом. Часть 2. Фотографируем днём

Nikon D600 / Nikon 35mm f/2D AF Nikkor

  • Пусть тени и блики работают на вас! Придумайте интересный сюжет с использованием имеющихся жёстких теней и бликов. Фотографируйте тени от прохожих, понаблюдайте, как они пересекаются с тенями от других предметов. Ищите их интересные сочетания! То же самое и с бликами: порой они могут красиво лечь на тот или иной объект.
Охота за светом. Часть 2. Фотографируем днём
  • Используйте отражатели и рассеиватели для портретной съёмки. Если вас всё же угораздило проводить портретную съёмку днём в солнечную погоду (допустим, на свадьбе), используйте простые приспособления для улучшения характера освещения. Рассеиватель поможет смягчить тени и блики на лице модели, достаточно расположить его между моделью и солнцем. Но чаще используются отражатели, они нужны для подсветки теней на лице модели. Вспомните, как в детстве вы пускали солнечных зайчиков в лицо друзьям. Принцип работы отражателя тот же. С помощью этих приспособлений фотограф получит тот минимум возможностей управления освещением, с которым уже можно работать. Разумеется, и отражатели, и рассеиватели используются только при съёмке объектов на небольших дистанциях — людей, предметов. Чем более общий план вы берёте, тем крупнее отражатель или рассеиватель вам, скорее всего, потребуются. Для съёмки пейзажей ни тот, ни другой не помогут совсем, так как все объекты съёмки в пейзаже слишком велики и далеки, чтобы как-то скорректировать свет, падающий на них.
Охота за светом. Часть 2. Фотографируем днём

Пасмурная погода

При пасмурной погоде солнечный свет рассеивается за счёт сплошного слоя облаков на небе. Как ни странно, пасмурная погода значительно выгоднее ясной для съёмки в дневное время. Благодаря рассеянному свету на объектах съёмки не образуются контрастные тени и яркие блики: свет мягкий и приятный глазу.

Охота за светом. Часть 2. Фотографируем днём

Пусть свет и не очень выразителен, зато он комфортен. Такое освещение особенно хорошо подходит для съёмки портретов. Для большей выразительности портретных снимков, сделанных в пасмурную погоду, можно использовать светосильную оптику. Это позволит сильно размыть на снимках фон, тем самым немного скрыв недостатки освещения в пасмурную погоду (излишняя равномерность, малая контрастность).

Охота за светом. Часть 2. Фотографируем днём

Nikon D810 / Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor

Охота за светом. Часть 2. Фотографируем днём

Фотокамера Nikon D7200 со светосильным объективом Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor

Для пейзажной съёмки освещение в пасмурную погоду может показаться скучноватым. Впрочем, и в пасмурную погоду вполне можно найти сюжеты для пейзажной съёмки: они могут быть основаны, например, на поиске интересных форм и очертаний. Придумывайте пейзажи в духе Майкла Кенны, работайте с длинными выдержками!

Охота за светом. Часть 2. Фотографируем днём

Этот кадр мне позволил сделать влагозащищённый фотоаппарат Nikon D810: точка съёмки была настолько низкой, что ему пришлось немного искупаться в луже. Благодаря надёжной защите от влаги аппарат остался цел, и кадр вполне удался.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Переменная облачность

Порой по небу плывут отдельные облака, то закрывая солнце, то позволяя ему выглядывать. Выжидайте моменты подходящего света! Когда они наступают, не медлите: свет в такую погоду может меняться быстро.

Охота за светом. Часть 2. Фотографируем днём

Nikon D810 / Nikon AF-S Nikkor 35mm f/1.4G

Конечно, очевидный вариант — дожидаться моментов рассеянного света, когда солнце прикрыто облаками. Но тут всё зависит от вас: экспериментируйте и получайте оригинальные кадры!

Охота за светом. Часть 2. Фотографируем днём

Nikon D600 / Nikon 24mm f/1.4G ED AF-S Nikkor

Для пейзажной съёмки погода с переменной облачностью подходит хорошо. Тем не менее освещение всё ещё не такое интересное, как в режимное время.

Гроза, ливень

Одно из интереснейших состояний освещения — свет во время надвигающейся или уходящей грозы, сильных ливней, когда часть неба закрыта чёрными тучами, а другая открыта для солнечных лучей. Таким образом получается интересное боковое направление света. Такое освещение можно использовать и в портретной, и в пейзажной съемке. Оно, пожалуй, настолько же интересно, насколько и режимное время. Но случается, к сожалению, такой свет не по расписанию, а лишь по воле стихии.

Охота за светом. Часть 2. Фотографируем днём

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Во время грозы или ливня на небе можно наблюдать радугу и молнии. Эти явления вполне могут украсить ваш снимок!

Очевидный минус таких условий съёмки — опасность промокнуть под дождём. Если вы собираетесь фотографировать перед ливнем или грозой, позаботьтесь о том, что вам есть где спрятать себя и свою фототехнику на время дождя. Также стоит помнить и об известных правилах техники безопасности, чтобы не пострадать от удара молнии.

Охота за светом. Часть 2. Фотографируем днём

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Охота за светом. Часть 2. Фотографируем днём

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Вместо заключения

  • Мы рассмотрели уже два ключевых периода освещения — режимное время и дневное освещение. Но важно понимать, что хорошие снимки зависят не только от выразительного света и интересных погодных условий. На фотографиях важен и сюжет, и их компоновка, и техническое качество снимка. При любом освещении можно снять шедевр, просто в некоторых условиях это сделать будет легче, а в других — труднее.

  • Чтобы лучше подготовиться к съёмке, следите за прогнозами погоды. Не за температурой, а за облачностью и осадками! К примеру, пасмурная погода в утренние или вечерние часы может свести на нет весь красивый режимный свет. А вот та же пасмурная погода может улучшить условия съёмки в дневное время.

Опубликовано: 10.08.2015

Серия статей "Охота за светом: в какое время суток лучше фотографировать?"

Обсудить
896969ae 9a12 4bd2 a32d a384433285c4
Константин Воронов
Опубликовано 10.08.2015
Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
comments powered by Disqus
B6948ea6 cceb 4deb b1c5 2a9a758b32fd